С древних времен 15-е Швата отмечается евреями как Новый год плодовых деревьев.

В честь этого недавно прошедшего праздника стоит вспомнить о десяти деревьях (или даже целых рощах), упоминания о которых вплетены во всем известные (и не очень известные) истории Священного Писания.

1. Древо Познания

Первое дерево в нашем списке фигурирует в самом начале повествования Торы и является, пожалуй, самым известным деревом в истории человечества.

Сотворив первых людей, Адама и Хаву, Всевышний поместил их в райский сад, где они могли свободно наслаждаться всеми фруктами, кроме плодов Древа Познания. Их употреблять в пищу было категорически запрещено, чтобы люди не «стали подобны Всесильному», научившись различать грань между добром и злом.

Но хитрый Змей нашел путь совратить человека и убедил Хаву взять немного запретных плодов и поделиться ими с мужем. Ну, а после вкушения фруктов «открылись глаза их обоих, и узнали, что наги они».1

2. Дерево Жизни

После того как Адам и Хава осознали тяжесть совершенного ими греха и получили соответствующий приговор, Бог сказал: «Вот, человек стал как один из нас в познании добра и зла. Теперь, может быть, протянет он руку и возьмет от Дерева Жизни и поест, и будет жить вечно».2

Всевышний изгнал Адама и Хаву из райского сада и поставил на входе в него в качестве охранников херувимов и пламенный вращающийся меч – было необходимо преградить людям путь к Древу Жизни, потому как с первородным грехом они потеряли право на вечную жизнь.3

3. Оливковое дерево, ставшее символом конца Потопа

Десять поколений спустя человечество настолько погрязло в грехе, что Бог решил стереть его с лика земли и навести на мир Потоп, спасая только праведного Ноаха и его семью. Когда вода начала прибывать, сам Ноах, его жена, сыновья и их жены вошли в специально построенный для укрытия ковчег и провели в нем в почти год.

Уже через какое-то по окончании дождя, желая увидеть, отступила ли вода, Ноах послал на разведку ворона, но птица не стала улетать далеко и, покружив над ковчегом, вернулась. Затем Ноах несколько раз отправлял с той же миссией голубя. В первый раз, когда голубь покинул ковчег, он вернулся без каких-либо значимых результатов. А на второй раз принес в клюве оливковую ветвь, указывая на то, что новые растения, а именно, оливковые деревья, уже начали прорастать.4 В третий и последний раз он не вернулся, найдя себе пристанище за пределами ковчега, что дало Ноаху понять: вода полностью отступила, земля обсохла и можно выходить.

4. Дерево, под которым Авраам принимал ангелов

Проходит еще 10 поколений, и мы знакомимся с Авраамом и Сарой, великими праведниками, которых Всевышний избрал для того, чтобы они стали прародителями избранного Им народа.

Когда праотцу было 99 лет, а его жене – 89, Бог послал к ним трех ангелов (замаскированных под людей), которые принесли бы, среди прочего, весть о том, что через год у них родится долгожданный сын, которого надо назвать Ицхаком.

Это произошло всего через три дня после того, как Авраам сделал себе обрезание, и изначально Всевышний специально уготовил этот день особенно жарким, чтобы дать гостеприимному праотцу возможность отлежаться и отдохнуть в отсутствие путников. Однако, страдая от невозможности оказать гостеприимство, Авраам испытывал не меньшую боль, чем после операции, а потому Бог пожалел своего преданного слугу и отправил в облике странствующих людей трех ангелов.

Как только Авраам увидел на горизонте силуэты странников, он не стал сдерживаться, сразу же побежал к ним и предложил укрыться от палящего солнца в его шатре. Праотец дал им воды, чтобы они могли омыть свои ноги, а затем усадил их под дерево, где накрыл стол.5

В течение многих поколений жители Хеврона, близ которого располагался шатер Авраама, хранили и передавали знание о том, что именно это было за дерево.

5. Дерево, под которым Яаков закопал сокровища Шхема

Сын Ицхака, Яаков, стал отцом 12-ти сыновей и дочери Дины. Когда Яаков со всем своим семейством возвращался из дома своего тестя, арамейца Лавана, в Кнаан, он временно расположился перед городом Шхем, даже купив там участок поля у местного правителя по имени Хамор.

Однако тот факт, что мировоззрение жителей Шхема было далеко от взглядов иудаизма, сыграл свою роль. Увидев прекрасную Дину, сын Хамора похитил ее и изнасиловал, после чего отправил отца в семью девицы для обговаривания условий сватовства.

Братья девушки, Шимон и Леви, были возмущены произошедшим и, пойдя на хитрость, отомстили жителям города, которые были замешаны в этом ужасном преступлении. Кроме того, на правах победителей юноши опустошили Шхем, забрав себе рабов, скот и ценное имущество.

Недовольный их поступком Яаков приказал своим домочадцам избавиться от захваченных идолов и тех предметов, которые могли являться частью культа идолопоклонства. Затем он собрал все это вместе и захоронил под фисташковым деревом возле Шхема, после чего вся семья была готова взойти в Бейт-Эль, как и повелел Всевышний.6

6. Алон Бахут

Всего несколько стихов спустя мы читаем: «И умерла Двора, кормилица Ривки, и была погребена ниже Бейт-Эля, под дубом (алон), который назвали дубом плача (алон бахут)».7

Между комментаторами Торы существует спор относительно того, как в данном случае интерпретировать слово «алон». Раши говорит, что оно должно быть переведено как «равнина». Однако большинство других комментаторов считают, что это разновидность дерева, а именно – дуб.

7. Несгорающий куст

Спустя много лет, после целой череды драматических для его семьи событий, праотец Яаков и все его многочисленное семейство спустились жить в Египет, где через несколько поколений еврейский народ был жестоко порабощен фараоном.

Когда исполнился срок, который Всевышний отвел на египетское изгнание, Он отправил Моше Рабейну в качестве своего посланника, чтобы тот избавил евреев от страданий и привел их на Святую Землю.

При первом общении с Моше Бог явился ему в несгораемом кусте ежевики – внимательный к деталям будущий лидер еврейского народа не смог пройти мимо кустарника, который был охвачен пламенем, но при этом чудесным образом не сгорал.8

8. Дерево, сделавшее воду сладкой

Через десять дней после того, как Моше Рабейну вывел сынов Израиля из Египта, у народа кончилась вода. В тот момент они пришли в место под названием Мара, однако обнаружили, что воды источника, который там находится, горькие, а потому пить их невозможно (само название Мара в переводе с иврита означает «горькая». Раздосадованные люди начали роптать на Моше, предъявляя ему претензию: «Зачем ты нас привел в эту пустыню? Что мы будем пить?».

 В ответ Моше воззвал к Всевышнему, и Тот, указав на определенное дерево, повелел бросить его в воду. Как только дерево оказалось в воде, та стала сладкой.9 Согласно мнению некоторых комментаторов, речь в данном случае идет об оливковом дереве.

9. 70 пальм

Из Мара сыны Израиля пришли в оазис, который назывался Эйлим, где было 12 источников воды, по одному на каждое колено, и 70 финиковых пальм, по числу старейшин еврейского народа,10 каждый из которых сел под отдельное дерево и вознес благодарность Всевышнему.11

Ибн Эзра приводит мнение, что на самом деле в Эйлиме произрастало 70 видов различных деревьев.12

10. Деревья для Мишкана

Деревья из последнего пункта нашего списка не упоминаются в Писании прямым текстом – мы знаем о них из Мидраша.

Спустя всего лишь несколько месяцев после того, как евреи, став свидетелями многочисленных чудес, покинули Египет и начали свои долгие странствия по пустыне, народ согрешил с золотым тельцом. Простив сынов Израиля за этот грех, Всевышний повелел построить для Себя переносной Храм, Скинию, используя в качестве материалов, помимо золота, серебра, меди, шерсти и многочисленных тканей, балки из дерева шитим.13

Классический комментарий интерпретирует это название как акацию – такой перевод слова шитим встречается в большинстве изданий Торы. Однако существует мнение, что этим деревом был кедр. Где же евреи смогли добыть кедры посреди пустыни?

Мудрецы отвечают, что еще только спустившись в Египет, обладавший пророческим даром праотец Яаков дал своим сыновьям указание посадить кедры. Кроме того, они должны были передать следующим поколениям, чтобы те, покидая чужбину, забрали уже подросшие к тому моменту деревья с собой, так как в дальнейшем Всевышний захочет, чтоб евреи построили Ему дом именно из этого материала.14

Сноски

  1. Берешит, 3:1-7.
  2. Берешит, 3:22.
  3. Берешит, 3:23-24.
  4. Берешит, 8:11.
  5. Берешит, 18:8.
  6. Берешит, 35:4.
  7. Берешит, 35:8.
  8. Шмот, 3:2-3.
  9. Шмот, 15:23-25.
  10. Шмот, 15:27, и комментарий Раши на этот стих.
  11. Комментарий Нахманида там же.
  12. Там же.
  13. Шмот, 25:5.
  14. Мидраш Танхума, Трума, 9.

Запись 10 деревьев, которые упомянуты в Торе впервые появилась Имрей Ноам.

Источник

#acjc #crimeajewishcongress #jewishcrimea #Jewish #crimea #israel #израиль

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов статей, а также с точкой зрения авторов комментариев.
Ответственность за достоверность изложенной в статьях информации несут авторы.
Работы публикуются в авторской редакции.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в статьях.
Обнаружив недопустимые или неточные материалы, свяжитесь с нами.
Если вы обнаружили контент с вашего сайта (например, статью, изображение, видео или поврежденную ссылку) и хотите, чтобы он был удален, сообщите нам об этом.
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+