Открытое письмо

Цви Фриман

Похоже, мне придется снова давать урок в этот Рош а-Шана. Ну, что ж, как сказал Стив Джобс: «Вы должны начинать с запросов потребителей и от них идти к технологии, а не наоборот». Поэтому я придумал некую фантазию о том, что один из членов моей целевой аудитории написал мне электронное письмо, чтобы дать мне несколько советов.

Я не могу описать, как меня унизили и оскорбили мои собственные фантазии. Я имею в виду, что я уже нарушил одно из требований “автора письма” в этом коротком вступительном слове!

Так что вы думаете? Невыносимая наглость? Или попадание прямо в цель?

 

Уважаемый рав,

Вы, вероятно, не узнаете меня по имени, лицу или номеру места в синагоге, так как я обычно прихожу только на осенние праздники и некоторые бар-мицвы. Честно говоря, я все еще размышляю, должен ли приходить на этот Рош а-Шана.

Я имею в виду, что, конечно, здорово наблюдать за празднично одетой радостной толпой. Но для этого есть и другие места. И ваши шутки, конечно, обычно  неплохие, но опять же, я знаю куда более хорошие в этом плане места, где комики мирового класса вынуждают прямо-таки заходиться в приступе смеха.

Поэтому я решил, что должен дать вам несколько советов, просто для размышления, что бы вы при желании могли изменить в своих уроках, чтобы они могли больше меня заинтересовать, если я вдруг все-таки решу зайти в синагогу. Фактически, большая часть списка заключается в примерах того, что меня совершенно не интересует.

Можете принять мои слова к сведению, а можете не обращать на них внимания.  Это просто мои размышления, мнение абстрактного анонимного стереотипного еврея.

 

1. Пожалуйста, прекратите предъявлять претензии миру, в котором я живу.

Если Рош а-Шана, как вы говорите, день суда для всего мира, почему наши раввины должны играть в обвинителей? Неужели вы действительно думаете, что люди платят за членство в вашей общине, чтобы иметь сомнительное удовольствие слышать, как вы критикуете и осуждаете их и весь остальной мир?

Итак, вот вам мой совет: знаете ли вы, насколько большую отдачу аудитории вы могли бы получить, если бы действовали как наш защитник? Я имею в виду, к кому, по вашему мнению, мы больше хотели бы прислушаться: к парню, который видит в нас каждый, даже самый маленький недостаток, или к тому, кто находит в нас все больше достоинств? Даже тех, о которых мы сами никогда не догадывались, что они у нас есть? Что, если бы вы показали нам, что вы действительно любите нас, и всех ваших собратьев-евреев – и даже все человечество?

Кроме того, я действительно не верю, что мир становится все хуже и хуже с каждым днем. А если это и так, то это вина вашего поколения, а не моя собственная. Я с нетерпением жду великих дел. Мы успешно боремся с голодом по всему миру. Высокие технологии обладают потенциалом решения многих других наиболее значительных экономических проблем в мире – и предоставляют нам возможность проводить отдых на Марсе. Все больше людей дают крупные суммы на благотворительность, и так же больше людей, чем когда бы то ни было, тратят свое время на волонтерство в действительно критических ситуациях.

Поэтому расскажите мне больше о будущем и о том, как я могу повлиять на него. И объясните мне, пожалуйста, какое ваша еврейская традиция имеет отношение ко всему этому.

 

2. Если это урок о моем плохом поведении, то я не приду.

Слушайте, я не имею в виду, будто уверен, что я совершенен. Отнюдь. Если честно, груза моей вины достаточно, чтобы потопить круизный лайнер. Таков уж мой характер. Поэтому, когда кто-то попадает в мои болевые точки, я просто убегаю.

Вместо этого – как насчет предоставления нам некоторых инструментов для более позитивной, более духовно высокой жизни? Многие  в таких ситуациях предлагают разные медитации, йогу и гипермотивационные стратегии для успеха и жизни без стресса. И не зря: нам это правда нужно. Что вы можете предложить?

И я имею в виду действительно реальные инструменты, а не просто разговоры. Ежедневные практики, которые изменят мою жизнь. Я знаю, что у вас что-то такое есть. Кошерная еда. Шабаты. Книжки в черных кожаных футлярах и белые покрывала с черными полосками. Но я понятия не имею, как все это связано с чем-либо духовным. И связано ли вообще. Но если связаны, если можно с помощью этого повлиять на уровень жизни, почему бы вам не рассказать об этом?

Даже если я не готов впустить все это в свою жизнь, я хотя бы буду знать, что есть такой вариант. По крайней мере, вы дадите мне реальный способ улучшить себя.

 

3. Если я ищу социальное подтверждение своих ценностей, у меня есть для этого Facebook, YouTube и зомбоящик (телевизор).

Неужели в этой религии нет ничего трансцендентного, духовного или потустороннего? В других местах духовные учителя и лидеры носят струящиеся одежды или, по крайней мере, дизайнерские джинсы. А большинство раввинов одеваются как менеджеры среднего звена, из каких-то низов, словно корпорации времен динозавров – и даже разговаривают так же, как они. В чем дело?

Не подумайте, я не прошу вас выглядеть как Стив Джобс и ему подобные и носить черные водолазки с джинсами. И я, разумеется, не против того, чтобы периодически слушать уроки о традиционных семейных ценностях, социальной справедливости, принципах и нравственности. Даже если я не приму озвучиваемую точку зрения, я не буду возмущаться и спорить с вами.

Но если я прихожу в синагогу в самый святой день, обозначенный моей религией, я хочу увидеть и услышать нечто поистине особенное и возвышенное, понимаете? Я хочу, чтобы вы выглядели и действовали как некий проводник по этому загадочному миру религии, не принадлежащему мне.

Покажите мне таинственность. Покажите мне красоту. Дайте мне этот вау-фактор – материал, который я даже не смогу до конца осмыслить, но который будет здорово звучать. А потом покажите мне, как спустить это знание с небес на землю и как сделать мою жизнь такой же удивительной и завораживающей.

И тогда я пойму, что вы – именно тот человек, к которому стоит обратиться с целью получения духовных наставлений и исцеления души. Вы станете для меня образцом еврейской духовности.

 

4.Я не живу в Израиле.

Да, я знаю, что это важно. Но я бы хотел, чтобы вы поставили себя на мое место и прочувствовали сами все те ссоры и стычки, которые происходили у меня на тему Израиля, пока я учился в колледже. И, на самом деле, у меня есть искренние вопросы на тему некоторых аспектов израильской политики.

Поэтому не ожидайте, чтобы смогли победить меня в одном уроке –  независимо от того, сколькими фактами вы меня забросали.

Кроме того, в данный момент это не занимает первое место в моем списке приоритетов. А что занимает? Я сам.  Так просто поговорите со мной обо мне.

И нет, это не эгоцентрично. Внутри меня много всего, и я мог бы воспользоваться некоторыми реальными рекомендациями, касающиеся этого. Разве моя религия не может что-то сказать обо мне и моих личных проблемах?

 

5. Рассказы о Холокосте меня не вдохновляют.

Почему они вообще должны быть? Разве история Холокоста может вдохновить нас присоединиться к народу, который массово преследовался? Неужели я могу гордиться тем, что весь мир ненавидел нас, жалел, что мы никак не исчезнем навсегда, и никто не попытался хотя бы сделать шаг, чтобы принять у себя беженцев или сбросить бомбы на несколько поездов смерти? Можно ли считать, что основа всего моего еврейства заключается в том, что я являюсь членом группы людей, которых испокон веков и по сегодняшний день пытаются уничтожить?

Ну серьезно, рабби! Я действительно хочу, чтобы вы заставили меня радоваться тому, что я еврей! Просто расскажите мне: что это значит – быть евреем? Откуда мы произошли? Для чего мы здесь? Как мне вписаться в еврейскую жизнь?

Подними мой духовный уровень, рабби! Разве праздники, в честь которых мы собрались в синагоге, не называются высоко духовными? Поднимите во мне мое еврейство!

 

6. Моя политика отличается от вашей.

Смотрите, статистически говоря, чем больше политических мнений вы высказываете, тем больше членов общины отвернутся от вас.

И дело в том, что меня (и многих из нас) тошнит от политики. Меня не волнуют все эти “великие деятели”, плещущиеся в своей ванной под названием Вашингтон, Округ Колумбия или в какой-либо другой. Меня никто не вдохновляет, никто не вызывает желания следовать за собой или хотя бы уважать.

Но если вы будете хотя бы просто говорить с достоинством, произнесете какие-то слова просветления, поговорите со мной, с моей душой, вместо того, чтобы относиться ко мне, как будто я просто еще один слушатель в зале, готовый аплодировать вашему драматическому театральному таланту, если вы всем своим существом стоите за что-то, смело и уверенно, совершенно не стесняясь того, что вы на 100% неполиткорректны, то пусть вы так же знаете, что я буду категорически отвергать каждое ваше слово – но я буду уважать вас.

Тогда вы могли бы стать моим героем, тем самым единственным человеком в мире, которым я искренне могу восхищаться, авторитетом в мире религии.

 

7. Сейчас я тут. Но я не обязан быть тут. Никогда.

Итак, я не ходил в синагогу весь год. Почему вдруг я должен это делать? У меня уже была бар-мицва, и если бы у меня был ребенок, я, по правде говоря, не уверен, что заставил бы его пройти через те же испытания, что пришлось пройти мне.

Если я в этом году загляну все-таки дойду до синагоги в важнейшие праздники, вам лучше заранее подумать о реальной веской причине, по которой я должен буду вернуться в следующий раз. Потому что все причины, которые мне озвучивались до сих пор, попросту не работали. Особенно все те, что похожи на очередное «Надо же, ты, наконец, вспомнил, что у тебя есть мама» и вызывают чувство вины.

 

8. Если я хочу услышать что-то о Честертоне, Пушкине и Малкольме Гладуэлле, то зачем мне идти в синагогу на Рош а-Шана?

Да, я хочу видеть, что вы имеете какое-то отношение к моему миру. Я лучше всего воспринимаю новые идеи, когда могу провести параллели с тем, что я уже знаю.

Но так же есть вещи, о которых я ничего не знаю. Как, например, об иудаизме. Моше разделил воды Красного моря, Давид убил Голиафа, Альберт Эйнштейн разделил мир на атомы (или что-то в этом роде), а Моше Даян выиграл войну, имея лишь один глаз, за шесть дней. (Эй, а не поэтому ли мы отдыхаем в седьмой день?) Есть один Бог, а не два, три или пятнадцать миллионов. Он очень расстраивается, если мы не слушаем Его, и некоторые люди в Него верят. Вот и все.

Каждый день меня атакуют тысячи голосов, они выкрикивают мне свои мнения, свои великие идеи, новые пути к мудрости. Существует ли какая-либо достоверная еврейская мудрость, которую можно использовать как руководство, чтобы успешно пройти через все трудности этой жизни? Разве не жили когда-то настоящие еврейские мудрецы, к которым я могу иметь отношение?

 

9. Переговоры не ведутся дольше 20 минут, и на то есть причина.

Поскольку я уже в целом обозначил, о чем вам надо говорить, с этим пунктом все должно быть довольно легко. Если только вы вдруг не испытываете сильнейшую потребность заполнить выделенный на урок час демонстрацией своих мастерских ораторских навыков. В таком случае, почему я должен платить вашей синагоге за то, чтобы иметь возможность занимать один из пустых стульев?

Это все, что я хочу видеть. В конце концов, это ваш урок, который касается вас, или все же речь обо мне и обо всех остальных, кто просто решил его послушать?

 

10. Можете ли вы простым, непринужденным языком объяснить, что именно я должен делать, чтобы стать лучшим евреем, чем сейчас?

Нет, я не собираюсь заключать сделку между Израилем и Ираном. А еще я не верю, что должен ради этого спасти от вымирания голубых китов или панд.

И если вы ожидаете, что я откажусь от прекрасных совместных с друзьями обедов в наших любимых ресторанах или пропущу интересное культурное мероприятие в центре города в пятницу вечером только из-за того, что прозвучало на вашем уроке, который бывает раз в год, то нет, этого не произойдет.

Но, послушайте, поручите мне хотя бы что-то маленькое и легкое, и тогда, возможно, я почувствую реальность задачи и смогу справиться с ней. Что-то, что я на самом деле могу делать в течение всего года. Как, например, просто какая-нибудь небольшая заповедь, которую нужно исполнять раз в неделю. Ведь маленькими шагами намного реальнее приблизиться к чему-то большому.

И знаете, что еще? Если вы все же нашли время подойти ко мне до того, как я ушел, направили на меня все свое внимание, уделили мне лично хотя бы полминуты и на прощание одарили теплым рукопожатием или даже объятием – вы могли бы запросто купить меня этим. Да, серьезно! Просто покажите свое неравнодушие к аудитории.

На самом деле это что-то очень небольшое для вас и не требует затрат. “Продайте” мне то, что я реально могу себе позволить. Я ценю это больше всего.

 

Запись 10 вещей, которые я совсем не хочу услышать от моего раввина на Рош а-Шана впервые появилась Имрей Ноам.

Источник

#acjc #crimeajewishcongress #jewishcrimea #Jewish #crimea #israel #израиль

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов статей, а также с точкой зрения авторов комментариев.
Ответственность за достоверность изложенной в статьях информации несут авторы.
Работы публикуются в авторской редакции.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в статьях.
Обнаружив недопустимые или неточные материалы, свяжитесь с нами.
Если вы обнаружили контент с вашего сайта (например, статью, изображение, видео или поврежденную ссылку) и хотите, чтобы он был удален, сообщите нам об этом.
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+