Кто такие 12 колен?

У Яакова, получившего в определенный момент жизни от Бога новое имя Исраэль, было 12 сыновей. Потомки каждого из них стали называться коленами – на иврите «шватим». Хотя все колена части одного народа, каждое из них («шевет») особенное и имеет уникальные характеристики. Так, когда Яаков(1), а позже и Моше(2) их благословляли, каждое колено получило свое собственное благословение в соответствии с его целью и характерной индивидуальностью.

Колена — по порядку рождения сыновей Яакова Имя матери Количество мужчин в возрасте 20-60 лет после исхода из Египта Где располагались лагеря колен во время странствований по пустыне Изображение на знамени колена
Реувен Лея 46,500 Юг Куст жасмина
Шимон Лея 59,300 Юг Город Шхем
Леви Лея Центр Урим веТумим
Йеуда Лея 74,600 Восток Лев
Дан Бильа 62,700 Север Змея
Нафтали Бильа 53,400 Север Олень
Гад Зильпа 45,650 Юг Военный лагерь
Ашер Зильпа 41,500 Север Оливковое дерево
Исахар Лея 54,400 Восток Солнце и луна
Звулун Лея 57,400 Восток Овца
Биньямин Рахель 35,400 Запад Волк
Йосеф — Эфраим Рахель 40,500 Запад Бык
Йосеф — Менаше Рахель 32,200 Запад Рээм (крупное животное с огромными рогами)

Рождение 12 сыновей Яакова

История 12 колен начинается с того, как наш праотец Яаков убежал из дома, спасаясь от своего брата Эсава, задумавшего его убить. Согласно подробным наставлениям матери Ривки Яаков покинул Землю Израиля и отправился к дяде по маме Лавану, он долго оставался в его доме, выполняя работу пастуха, которую тот ему поручил.

Именно там он встретил свою прекрасную двоюродную сестру Рахель, которую полюбил с первого взгляда, и сразу же решил на ней жениться. Лаван согласился отдать Яакову свою младшую дочь при условии, что сначала он отработает за нее 7 лет. Когда эти 7 лет истекли и пришло время жениться, Лаван жестоко обманул Яакова, хитростью отдав ему в жены свою старшую дочь Лею, а после этого вынудил Яакова отработать за Рахель еще 7 лет, правда, разрешив до этого взять в жены и ее.

Лея родила Яакову 6 сыновей – это Реувен, Шимон, Леви, Йеуда, Исахар и Звулун — и дочь по имени Дина.

А Рахель не могла забеременеть и позавидовала своей сестре, поскольку та рожала детей одного за другим. По примеру праматери Сары, которая, не имея возможности забеременеть, отдала Аврааму в жены свою служанку Агар, Рахель решила отдать в жены Яакову свою служанку Бильу, таким образом, дети, родившиеся у служанки, считаются как бы собственными для ее госпожи. Кроме того, Рахель надеялась, что за этот самоотверженный поступок Бог сжалится над ней и подарит возможность родить собственных детей. Так Бильа родила 2 сыновей, которых Рахель назвала Дан и Нафтали.

В это время Лея как раз перестала рожать и по примеру сестры тоже отдала Яакову в жены свою служанку, Зильпу. И Зильпа тоже родила 2 сыновей, Гада и Ашера.

И тогда вспомнил Всевышний о праведности Рахели, которая все еще была бездетна, и ответил на ее молитвы. У нее родился сын, получивший имя Йосеф. Позже, когда семья Яакова была по дороге в Землю Израиля, Рахель родила второго сына, Биньямина, самого младшего из братьев. К несчастью, во время тяжелейших родов Рахель умерла. Согласно Торе, у Яакова было 12 сыновей и 1 дочь — всего 13 детей, родившихся от одного отца и четырех матерей.3 Каждый из этих 12 сыновей стал родоначальником одного из колен Израиля — кроме Йосефа, от которого произошло два колена, названных по именам его сыновей, Эфраима и Менаше.

Реувен – первенец, потерявший свои права

Итак, у Яакова было четыре жены: Лея и Рахель, Бильа и Зильпа, служанки по сути являлись наложницами. Рахель всегда была самой любимой женой Яакова, ведь она изначально была той, на ком он хотел жениться, в отличие от Леи, ставшей его женой благодаря обману и хитрости отца. Таким образом, у Рахели были особые отношения с мужем, и фактически местом его проживания был именно ее шатер. Когда Рахель умерла, а произошло это в довольно раннем возрасте, Яаков перенес свое ложе в шатер Бильи, служанки Рахели.

Реувен, первенец Леи и Яакова, воспринял этот жест отца как унижение достоинства его матери и решился на протест. Он рассуждал, что служанка Рахели, наложница отца, не должна пользоваться особым расположением Яакова по сравнению с Леей. Он видел в этом несправедливость и считал, что хотя бы после смерти Рахели отец должен воздать должное Лее, своей первой жене, родившей ему больше всех детей. И тогда Реувен решился на отчаянный шаг и перенес постель своего отца в шатер своей матери, не обсуждая это с Яаковом, а свое ложе в шатер Бильи.

Хотя намерение Реувена позаботиться об уважении к матери было хорошим, его поступок был неслыханной дерзостью, ведь Реувен вмешался в супружеские отношения отца.(4) Такое не могло остаться без тяжелых последствий. Будучи первенцем, Реувен должен был иметь особый статус среди братьев. Однако после этого инцидента он лишился своих привилегий.

Закон Торы таков, что доля наследства, которую получает старший сын, в два раза больше доли наследства остальных братьев. Эта привилегия была отнята у Реувена и вместо его потомков передана колену Йосефа, которое разделилось на 2 отдельных колена, Эфраима и Менаше, получивших 2 разные части земли в Стране Израиля после ее завоевания. Кроме того, люди из колена Реувена должно были стать священниками, но теперь этот особый статус был дарован колену Леви. И, наконец, от первенца Реувена должны были произойти цари народа Израиля, но было постановлено, что это право переходит к колену Йеуды.(5)

Шимон и Леви мстят за Дину

Когда Яаков и его семья поселились в Шхеме, сын правителя Шхема, увидев Дину, воспылал к ней страстью и по обычаю дикарей похитил и изнасиловал ее. Сыновья Яакова были возмущены, но особенно эмоциональной была реакция кровных братьев Дины по отцу и матери — Шимона и Леви. Они решили отомстить за честь сестры. Братья напали на Шхем, убили всех жителей города, в том числе правителя и его сына-насильника, и забрали сестру. Узнав о побоище, которое совершили Шимон и Леви, Яаков упрекнул сыновей за их ярость, ведь своим нападением они поставили под угрозу безопасность всей семьи, живущей среди сильных и вражески настроенных народов. На что Шимон и Леви ответили, что не позволят обращаться со своей сестрой, как с блудницей. (6)

Семья Йеуды

Йеуда был лидером среди братьев. Они прислушивались к нему, и он, понимая свою роль, взял на себя ответственность за благополучие всей семьи в непростые времена. Из-за его авторитета иногда его обвиняли в преступлениях, совершенных другими братьями.(8) Физически Йеуда обладал невероятной силой, которую не боялся использовать для защиты своей семьи.(9)

Когда Йеуда женился, у него родилось три сына: Эр, Онан и Шела. Эр, самый старший, женился на очень красивой девушке по имени Тамар (по многим мнениям, она была дочерью Шема, сына Ноаха; Тора называет Шема «коэном», т.е. священнослужителем Всевышнего). Вскоре после свадьбы с Тамар Эр умер, оставив жену бездетной. Следуя закону левиратного брака, Йеуда женил на вдове второго своего сына, Онана, чтобы у них родился совместный ребенок, который бы считаться сыном умершего, и таким образом имя его не  стерлось бы в народе Израиля (Дварим, 25:5-10). Но Онан не хотел сына, который числился бы ребенком его покойного брата, поэтому «проливал свое семя», когда был с Тамар. За это вскоре Бог покарал ему смертью, и Тамар снова осталась вдовой.

У Йеуды теперь был только младший сын Шела, который по закону так же должен был жениться на Тамар. Но Йеуда боялся за его жизнь и находил предлоги, чтобы отложить их свадьбу. Тамар с ужасом поняла, что Йеуда считает ее в какой-то степени причастной к гибели его старших сыновей и не отдаст ее в жены Шеле. Тогда, горя желанием иметь детей, она переоделась проституткой, села у дороги, закрыв лицо, и сделала так, чтобы сам Йеуда вошел к ней шатер. Он возвращался после стрижки овец, и у него не оказалось при себе ничего из того, чем можно оплатить услуги «блудницы». В качестве залога Тамар взяла у Йеуды его печать со шнурком и посох.

Через некоторое время Йеуде донесли, что его невестка беременна. Не подозревая, что она могла забеременеть от него (ведь он не видел ее лица), Йеуда решил, как и другие, что молодая вдова вступила в запретные отношения, тогда как формально она считалась невестой Шелы и не имела права на связь с другим мужчиной. Поэтому Йеуда приказал судить ее, подразумевая, что такой поступок влечет за собой смертный приговор. На суд Тамар взяла с собой печать со шнурком и посох, которые ей оставил Йеуда, и, отправив ему эти вещи, сообщила, что отец ее ребенка тот человек, которому они принадлежат.

Теперь Йеуда понял, что именно от него забеременела Тамар. Он публично признал свою вину перед ней, сказав: “Она праведнее меня”, — ведь именно он был виноват в том, что Тамар не могла выйти замуж снова, хотя была еще молодой. И она по праву обманула своего тестя, чтобы рождением сына увековечить в народе Израиля имя своего первого мужа. Несмотря на благополучный исход ситуации, Йеуда, хоть и сам был вдовцом, больше не входил к Тамар.

От этого союза родились близнецы, которых назвали Перец и Зерах. Старший, Перец, впоследствии стал дедушкой царя Давида. Еще до этих событий на Небесах было решено, что Тамар станет прародительницей царей народа Израиля, а все законные цари будут происходить из колена Йеуды. Поэтому было необходимо, чтобы у Тамар родились дети от сыновей Йеуды или от него самого.(10)

Йосеф и его братья

История Йосефа играет важнейшую роль в становлении еврейского народа. С нее началось порабощение евреев египтянами, а затем последовало чудо Исхода.

Йосеф, любимый сын Яакова, очень мягко говоря, не пользовался симпатией своих братьев. Их враждебность по отношению к нему достигла пика, когда отец подарил своему любимцу особую одежду, которую тогда носили только выдающиеся люди, а через некоторое время после этого Йосеф увидел во сне нечто, говорящее о том, что в будущем он станет правителем над своими братьями и они придут, чтобы поклониться ему. Не подозревая, какие страсти кипят в душе у братьев, Йосеф рассказал им этот свой сон. Отношения обострились до предела — братья захотели убить Йосефа. Реувен, старший из них, попытался его спасти, убедив остальных, что, чем убивать родного брата собственными руками, лучше уж бросить его в яму и позволить умереть самому.

Тайный план Реувена состоял в том, что, когда братья, удовлетворенные «правосудием», разойдутся, он вернется к яме и спасет Йосефа. Однако все пошло не по плану. После того, как Йосеф оказался в яме, Реувен временно покинул братьев. В его отсутствие, согласно одному из мнений комментаторов Торы, Йеуда увидел проходящий мимо караван купцов и предложил братьям продать Йосефа в рабство. По невероятному стечению обстоятельств, пока он говорил с братьями, Йосефа достали из ямы купцы из другого каравана (юноша плакал и изо всех сил звал на помощь) и забрали с собой. Впоследствии его несколько раз перепродавали из каравана в караван. И к тому времени, когда Реувен вернулся, чтобы спасти Йосефа, он его уже не нашел.

В Египте Йосеф попал в дом к Потифару, начальнику палачей фараона. Благодаря праведности Йосефа во всех делах ему сопутствовал успех, вскоре ему уже доверяли настолько, что он отвечал за весь дом, и Потифар не переставал восхищаться своим работником. Но на беду Йосефа в него влюбилась молодая жена Потифара. Юноша отказался ответить на ее притязания и вступить с ней в связь. Обиженная женщина повернула перед мужем эту историю так, будто именно Йосеф грубо домогался ее, и он был немедленно отправлен в тюрьму.

Но и в заключении Йосеф выделялся среди всех. Он хорошо умел толковать сны. И однажды он растолковал сны двум попавшим в тюрьму слугам фараона, виночерпию и хлебопеку. Виночерпию, согласно толкованию Йосефа, предстояло скоро вернуться на службу, а хлебопека должны были казнить. Так и вышло. Спустя годы, когда однажды фараону приснились два загадочных сна, которые не мог объяснить ни один из его приближенных, виночерпий, которому Йосеф в свое время растолковал сон к добру, вспомнил о нем и рассказал фараону свою историю. Тогда Йосефа срочно призвали к правителю Египта и он успешно, с Божьей помощью, объяснил фараону его сны, увидев в них предсказание о том, что в Египте будет 7 лет изобильного урожая, а потом 7 лет голода. Кроме того, Йосеф сразу предложил, как надо поступить, чтобы страна без тяжелых последствий пережила голод. Фараону настолько понравились идеи Йосефа и сам он, что тотчас назначил его вторым после себя человеком в государстве, без чьего слова министры не могли принимать решения. Он дал Йосефу новое имя и поручил ему самому осуществить предложенный план.

Когда наступили годы голода, неурожай и голод были не только в Египте, но и в окружающих странах. Йосеф постановил: каждый, кто нуждался в зерне, должен был приехать к нему лично, и это распространило славу о нем далеко за пределы Египта. Однажды среди потенциальных покупателей появились братья Йосефа — они приехали в Египет, потому что зерновые запасы семьи оказались на исходе.

Встретив Йосефа, братья не узнали его – прошло много лет, они считали его погибшим и им даже в голову не могло прийти, что каким-то образом могут его встретить. Но Йосеф их узнал. Некоторое время он подвергал своих братьев разным испытаниям и проверкам, потому что хотел понять, раскаиваются ли они в том, что сделали с ним, или нет, и не опасны ли они для Биньямина. Но когда Йосеф больше не мог сдерживать своих чувств, он раскрылся братьям и пригласил их приехать с семьями жить в Египте. Яаков, его жены и все их многочисленное потомство  — все перебрались в Египет, где осели и благодаря покровительству Йосефа благополучно прожили всю оставшуюся жизнь.(11)

Когда Йосеф и его братья умерли, отношение египтян к евреям в корне изменилось и ухудшилось до такой степени, что их поработили. Египет будто забыл, кто их спас. И когда после долгих лет жестокого рабства с Божьей помощью евреи наконец смогли покинуть Египет, они взяли с собой саркофаги с телами Йосефа и его братьев, чтобы перезахоронить их на родине, в Земле Израиля.

От Йосефа происходят 2 колена

Когда Яаков уже был на смертном одре, он сказал Йосефу, что однажды Бог явился ему и сказал, что среди его потомства будет еще одно дополнительное колено. Однако после дерзкого поступка Реувена у Яакова больше не рождались дети, но, обретя наконец снова любимого сына, Яаков понял, что Господь указывал ему на двух сыновей Йосефа как на потенциальных продолжателей его рода.

Итак, колено Йосефа было разделено на два, по именам его сыновей. Таким образом, фактически нет колена Йосефа, но вместо этого есть колена Эфраима и Менаше.(12) А Йосеф духовно занимает место между праотцами и основателями колен Израиля.

Колено священников — коэнов и левитов

Колено Леви в Египте стало самым благочестивым из всех и получило особый статус. Еврейский народ, будучи порабощенным в Египте, морально опустился очень низко. Лишь левиты оставались непоколебимыми в своей вере и традициях, благодаря чему их миновало рабство, и они служили всему народу вечным напоминанием о том, как должен жить настоящий еврей.(13) Люди из колена Леви стали духовными лидерами нации. К колену Леви принадлежал и Моше Рабейну.(14)

После исхода из Египта, когда Бог повелел народу построить Мишкан, левиты были избраны служить при нем. Аарон стал первым из колена Леви, получившим статус первосвященника, а его потомство удостоилось стать коэнами. В Иерусалимском Храме были места, куда допускались только коэны. После Дарования Торы, пока евреи странствовали по пустыне, левиты отвечали за перемещение Ковчега Завета. Также в колене Леви были музыканты, которые играли на музыкальных инструментах и пели в Храме.(15)

Даже после разрушения Храма и по сей день потомки левитов и коэнов сохранили свое особое положение в народе. В те дни, когда в синагоге читают Тору, у коэнов, а за ними левитов есть преимущество быть первыми, кого вызывают к Торе. Коэны благословляют общину и весь народ по праздникам.(17) Для них существуют особые правила и ограничения.

Нагрудник первосвященника и символы колен (19)

Тора подробно описывает одежды, в которые должен облачаться первосвященник для богослужения в Храме. Одной из деталей его одеяния был хошен — нагрудник, украшенный 12 драгоценными камнями. На каждом из камней было высечено имя одного из колен Израиля. Сам нагрудник крепился к одежде первосвященника с помощью плечевых ремней. На каждом из ремней также был камень, на котором высечено уже по 6 имен колен. Таким образом, на хошене и плечевых ремнях имя каждого из колен упоминались дважды. Первосвященник во время службы носил на себе эти имена колен Израиля, чтобы помнить перед Богом о своей ответственности за народ.

Странствия по пустыне

Пока евреи блуждали по пустыне до прихода в Израиль, они располагали свои лагеря и следовали в пути в определенном порядке. Ковчег Завета всегда находился в самом центре, а 12 колен образовывали вокруг него своеобразный квадрат, окружая Ковчег со всех четырех сторон, по три колена с каждой стороны. Левиты тоже располагались в центре, поскольку на них была обязанность собирать, разбирать и переносить Ковчег.20

Распределение Земли Израиля

Когда еврейский народ завоевал Землю Израиля и был готов поселиться в ней, велись споры относительно того, как определить, какая часть земли какому колену должна принадлежать. Чудесным образом в итоге территория бесконфликтно была разделена так, что большие участки земли достались более многочисленным коленам, а меньшие — более малочисленным.21

И было два с половиной колена, которые поселились на земле, расположенной за пределами Земли Израиля. Прежде, чем евреи пересекли реку Иордан перед приходом в Израиль, колена Реувена, Гада и половина колена Менаше попросили у Моше разрешения обосноваться на восточной стороне Иордана, а не переходить со всем имуществом через реку. Дело в том, что у этих колен было много скота, и пастбища перед Иорданом были для них наиболее подходящими. Всевышний разрешил им оставить семьи и скот на том берегу реки при условии, что они на равных с другими коленами выйдут на войну по завоеванию Земли Обетованной. 22

Важно отметить, что колено Леви, будучи духовным лидерам народа, не получило отдельного надела, как другие колена. Вместо этого левитам были обещаны 48 городов, разбросанных по всей стране. Чтобы компенсировать это неудобство, Бог постановил представителям других колен приносить левитам 24 отдельных дара (продукты питания и другие предметы первой необходимости).(23)

Война с коленом Биньямина (24)

Это трагическая история о гражданской войне внутри Израиля. Она началась, когда один человек из колена Леви и его наложница путешествовали по той части Израиля, где проживало колено Биньямина. Когда наступил вечер, некий человек из колена Биньямина гостеприимно предложил путникам переночевать у него, а утром продолжить путь. Но вскоре дом окружила толпа озлобленных жителей того города. Подобно жителям Сдома, они потребовали у хозяина дома выдать его гостей. В конце концов, они забрали наложницу человека из колена Леви и насиловали ее всю ночь. Утром женщина была найдена мертвой на пороге дома.

Левит посчитал необходимым рассказать всему народу Израиля об извращенной жестокости и пренебрежении к святым законам в колене Биньямина. Чтобы люди содрогнулись, он разделил тело погибшей на части и разослал по одной в каждое из колен, сопроводив письмом, рассказывающим о злодействе. После этого все колена собрались вместе и постановили, что никто из народа Израиля не будет заключать браки с коленом Биньямина, а также потребовали, чтобы виновные в преступлении были выданы для справедливого наказания.

Однако люди из колена Биньямина отказались передать преступников в руки судей, и это положило начало гражданской войне. То была кровавая война, и с обеих сторон были многотысячные жертвы. Когда из колена Биньямина в живых осталось только 600 человек, было решено, что война должна прекратиться, дабы не истребить всех. Но еще очень долго с этим коленом никто в Израиле не роднился. И возобновились отношения только в связи с праздником 15 Ава.

Царства Йеуды и Израиля

Тора описывает, как Яаков дал своему сыну Йеуде благословение, что от него произойдут цари народа Израиля.25 Это благословение осуществилось, когда Давид, человек из колена Йеуды, стал царем. Позже Давиду было обещано, что царский престол навсегда останется для его потомков.26 Соответственно, в будущем и Машиах должен родиться среди потомков Давида. Но первым царем в Израиле стал Шауль из колена Биньямина.

Во времена правления царя Давида и его сына Шломо во главе народа был один царь. Однако за грехи, совершенные в доме Шломо, после его смерти сын Рехавам правил только частью народа Израиля. Прежде целостное царство теперь было разделено на две части: первая — царство Йеуды, дом Давида со столицей в Иерусалиме, а вторая — царство Израиля. Колена Йеуды и Биньямина остались верными своему царю, но остальные 10 колен восстали против Рехавама вскоре после смерти Шломо. Новым правителем они себе назначили Йеровама, бывшего полководца царя. Таким образом, еврейский народ оказался разделен на два царства, Иудею и Израиль.

Йеровам, первый царь Израиля, знал, как евреи преданы Святому Храму и Иерусалиму, столице теперь уже другого царства. Чтобы помешать народу совершать обычное паломничество во время праздников, он воздвиг на своей территории новый храм и поставил в нем идола. Многие евреи, верные Богу, после этого сбежали из-под власти Йеровама в Иудею. 27

А преемники и наследники Йеровама были не лучше, чем он сам, и идолопоклонство процветало все время, пока существовало это царство. Многие из царей Израиля восходили на трон, убивая своих предшественников. Некоторые из них продержались на престоле всего несколько дней или месяцев, пока следующие узурпаторы захватывали трон.

А цари Иудеи передавали власть по наследству от отца к сыну, и престол наследовался в семье Давида. Некоторые из царей Иудеи приносили народу мир и процветание, способствуя соблюдению законов Торы. К сожалению, многие из них были агрессивны, коррумпированы и поклонялись идолам. Были периоды, когда царство Иудеи пыталось захватить власть над всем Израилем. Однако в основном обе части еврейского народа все же сохраняли мир друг с другом.

Когда евреи того времени вели себя безнравственно и грешили, Бог посылал пророков и они обличали народ, предупреждая его о надвигающемся наказании, которое грозило всем, если они не вернутся на путь Господа. К величайшему сожалению, их пророков часто высмеивали, даже пытали, убивали, а люди продолжали деградировать и разрушать себя духовно.

Конец династии Давида и 10 потерянных колен

Спустя более 200 лет царство Израиля прекратило свое существование, будучи захваченным ассирийцами. Десять колен Израиля постепенно были сосланы в отдаленные провинции ассирийской империи. Новые правители на место высланных евреев приводили пленников из других стран. Из-за этого десять колен Израиля бесследно затерялись среди народов мира.28

А царство Иудеи исчезло, когда в середине У века до н.э. вавилонский царь Невухаднецар завоевал Иерусалим. Первый Святой Храм был сожжен и разграблен. Многие евреи погибли, а выжившие были угнаны в вавилонский плен. Только некоторым из беднейших жителей Иерусалима было разрешено остаться в городе. 29

Это был конец династии царей из потомков Давида. В период Второго Храма народом руководили священники из колена Леви. Когда придет Машиах, он будет потомком Давида, и династия дома Давида будет восстановлена.

Из какого я колена Израиля?

Принадлежность к определенному колену передается по наследству от отца к сыну. В наше время подавляющее большинство евреев не знают, к какому колену когда-то принадлежали их предки. Однако многие из потомков коэнов или левитов сохранили знания о своем происхождении.

Когда придет Машиах, нам вновь откроется знание, кто к какому колену принадлежит.(30) Именно тогда еврейский народ, каким мы его знаем сегодня, и 10 потерянных колен воссоединятся в Земле Израиля и снова станут единым целым.


Сноски

1. Берешит, 49.
2. Дварим, 33.
3. Берешит, 29-30:25.
4. Раши, Берешит, 35:22.
5. Берешит  Раба, 98:4.
6. Берешит, 34.
7. Берешит, 37:26-27, 43:3-10, 44:14-34.
8. Раши, Берешит,  38:1.
9. Сефер ха-Яшар, Ваишлах; Берешит Раба, 93:6-7.
10. Берешит, 38.
11. Берешит, 37,39-47.
12. Берешит,  48:3-5; Раши, Берешит,  48:4.
13. Шмот, 5:4.
14. Шмот, 6:16-20.
15. Бемидбар, 3:5-12.
16.Талмуд, Гитин, 5:8.
17. Бемидбар, 6:22-27.
18. Ваикра, 21:1-15.
19. Шмот, 28:9-29.
20.  Бемидбар, 1:40-42.
21.  Бемидбар, 26:52-56.
22. Бемидбар, 32.
23. Дварим, 18:1-9;  Бемидбар, 18:8-24.
24. Шофтим, 19-20.
25. Берешит, 49:10.
26. Шмуэль, II, 7:12-16.
27. Мелахим I, 11-12.
28. Мелахим II, 17:6-24.
29.Мелахим II, 25:1-22.
30. Маймонид, Цари и войны, 12:3.

Запись 12 колен Израиля — Шватим впервые появилась Имрей Ноам.

Источник

#acjc #crimeajewishcongress #jewishcrimea #Jewish #crimea #israel #израиль

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов статей, а также с точкой зрения авторов комментариев.
Ответственность за достоверность изложенной в статьях информации несут авторы.
Работы публикуются в авторской редакции.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в статьях.
Обнаружив недопустимые или неточные материалы, свяжитесь с нами.
Если вы обнаружили контент с вашего сайта (например, статью, изображение, видео или поврежденную ссылку) и хотите, чтобы он был удален, сообщите нам об этом.
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+