1. Сфарад – так в древности евреи называли Испанию

С древних времен евреи называют Испанию Сфарад. Мы вcтречаем это, например, в книге пророка Овадьи, где сказано следующее: «изгнанные из Иерусалима, которые живут в Сфараде, унаследуют горы Негева»1 (то есть южные города).

Таргум Йонатан подтверждает, что Сфарад – это «Эспамия» (Испания). Таким образом представители еврейского народа, в древности проживавшие в Испании и на Пиренейском полуострове, а также их потомки, стали называться сефардами.

2. Сефардская культура развилась в 10 веке

В 10 веке испанские евреи стали играть ведущую роль в духовном и культурном развитии всего еврейского народа, и это во многом благодаря влиянию рабби Хасдая ибн Шапрута – уникальной личности, богатого человека, известного ученого, талантливого врача, дипломата и государственного деятеля. Под его руководством Кордова стала процветающим центром еврейской жизни и образования.

В то время Испания была арабоязычной мусульманской страной. Соответственно, евреи говорили на нескольких языках и принимали участие в стремительном развитии различных научных и лингвистических исследований.

3. В 12 веке рассеялись по миру

В середине 12 века большая часть Испании была захвачена Альмохадами, сектой фанатично настроенных мусульман. Многие сефардские евреи вынуждены были бежать с обжитых территорий в разные уголки света, стремясь не попасть под принудительное обращение в ислам. Так семена сефардской диаспоры рассеялись по миру.

Среди самых известных евреев, вынужденных покинуть Испанию в то время, был Рамбам – Маймонид, рабби Моше бен Маймон, который родился в Кордове и позже получил признание как один из величайших еврейских ученых и философов всех времен.

4. Еврейская жизнь в Испании прекратилась в 1492 году

Несмотря на притеснения сменявших друг друга мусульманских и христианских (католических) правителей, евреи, не покинувшие эту страну, продолжали оставаться неотъемлемой частью ее жизни.

Переломным стал 1492 год, когда монархи-супруги, король Фердинанд и королева Изабелла, изгнали всех евреев, отказавшихся принять христианство. Сотни тысяч человек были вынуждены покинуть берега Испании и отплыть в Марокко, Португалию, Турцию и другие страны, а оставшимся приходилось скрывать свою еврейскую идентичность.

Испанские изгнанники в своих новых пристанищах нередко становились заметными людьми и часто оказывали сильное влияние на те общины, которые существовали до их прибытия. Организовывали они и собственные новые крупные общины. Постепенно евреи из земель, далеких от Испании, стали известны как сефарды по всему миру.

Поскольку понятие «сефарды» со временем стало включать в себя гораздо больше евреев, нежели беженцы из Испании и их потомки, более точным термином, определяющим евреев восточного происхождения, стало название эдот а-мизрах – «общины Востока», которое в последние годы приобрело особую популярность.

5. Ладино – общий язык сефардских евреев

Многие из сефардских изгнанников и их потомки с гордостью хранили наследие той прекрасной культуры, которую они развили в Испании. И даже в наше время, более 500 лет спустя, все еще существуют сефарды, говорящие на ладино – еврейской версии испанского языка.

Ладино содержит много слов, заимствованных из иврита. С тех пор в него также вошли многие слова, заимствованные у соседей, говорящих на арабском, турецком и славянских языках.

Как и в случае с идишем, ладино использует ивритские буквы, но обладает собственной системой правописания.

6. Каббалисты Цфата были сефардами

После составления и публикации книги Зоар – величайшего из мистических трудов в иудаизме, наиболее значительное продвижение каббалистической мысли происходило благодаря полным Божественного вдохновения учениям каббалистов, живших в 16 веке в Цфате.

Все эти мудрецы были сефардами. Даже Аризаль, рабби Ицхак бен Шломо Ашкенази Лурия, несмотря на «говорящую» фамилию, был сыном сефардской матери и воспитывался после гибели отца своим дядей-сефардом Мордехаем Франсесом из Каира.

7. Во время Холокоста были уничтожены многие сефардские общины

Корни большинства современных сефардских евреев, которых мы знаем, происходят из Турции, Северной Африки и Ближнего Востока, то есть из тех мест, которые практически не пострадали во времена Холокоста. Однако когда-то в Греции, Италии, на Балканах и в Румынии существовали процветающие сефардские общины, которые почти полностью были уничтожены нацистами и их местными пособниками.

К примеру, город Салоники – ныне северная столица Греции, когда-то назывался на ладино Ла Мадре-де-Исраэль – «Мать Израиля» (второе название «балканский Иерусалим»). Многие города лишились своих еврейских жителей, и лишь немногие из них выжили и смогли продолжить наследование традиций предков.

8. Персы, йеменцы и многие другие – не сефарды

Люди редко идеально подходят под те рамки, в которые мы пытаемся их втиснуть. Так и с многими культурами, которые по ошибке в народе стали называть сефардами – просто для удобства, хотя на самом деле они таковыми не являются.

Среди них, к примеру, йеменские евреи – их уникальная еврейская традиция более древняя и не имеет отношения к Испании. И персидские евреи, говорящие на иудео-фарси, корни которых восходят к вавилонским изгнанникам. И коренные итальянские и греческие еврейские общины, культура которых находится где-то между ашкеназской и сефардской, с множеством своих собственных уникальных элементов. А также мустарабим – евреи, родившиеся на арабских землях. Их общины оказались в тени сефардского большинства и, как может показаться, с ним слились.

19 фактов, которые следует знать о сефардских евреях9. Рабби Йосеф Каро – последний сефардский законодатель еврейского права

В 16 веке рабби Йосеф Каро, родившийся в Толедо незадолго до изгнания евреев из Испании, составил Кодекс еврейских законов – Шулхан Арух, в котором обобщил и сделал выводы из учений Маймонида, рабби Ицхака Альфаси (Риф) и рабби Ашера бен Йехиэля (Рош) в одной структурированной и хорошо читаемой работе.

В то время как ашканазы обычно следуют постановлениям и идеям, привнесенным в текст Шулхан Аруха польским раввином Моше Иссерлисом (это дополнение к Кодексу еврейского закона называется Мапа), сефарды предпочитают исполнять постановления самого рабби Йосефа Каро.

10. У сефардов есть уникальная форма письма на иврите

В плане письменности современный иврит существует, можно сказать, в двух формах: печатной и рукописной. И хотя современный письменный шрифт использовался ашкеназами на протяжении поколений, древним сефардам он был бы непонятен, ведь они использовали еще более древний вид рукописного образца, напоминающий шрифт Раши.

11. Примерно половина евреев Израиля – сефарды

В первые годы после провозглашения Государства Израиль евреи, внезапно особенно остро почувствовав, что их соседи больше им не рады, хлынули на историческую родину из мусульманских земель, где они жили в течение многих поколений.

В те годы они часто сталкивались с дискриминацией и с трудом могли интегрироваться в общество, в котором многие чиновнические и политические руководящие посты были заняты ашкеназами. Но в последние десятилетия многие из этих старых разногласий исчезли, и израильские сефарды смогли пробиться и сделать карьеру в самых различных сферах.

12. Сефардские фамилии зачастую имеют богатейшую историю

За некоторыми исключениями, большинству фамилий ашкеназских евреев всего около 200 лет. Многие же сефарды, напротив, сохранили свои фамилии с гораздо более давних времен. И среди них такие фамилии, как Толедано («из Толедо»), Кардозо и другие, которые напрямую восходят к древней испанской культуре.

Террористы угрожают главному сефардскому раввину Израиля
Фото: jewishpress.com

13. Сефарды называют своих раввинов хахамами

Многие сефардские общины для обозначения раввина используют слово хахам (мудрец).

Во времена своего владычества Османская империя охватывала большую часть сефардского мира. Еще в тот период главные раввины различных крупных сефардских населенных пунктов были известны как хахам баши (баши в переводе с турецкого означает «голова»).

В дополнение к духовному и социальному статусу руководителя общины своего города хахам баши имел юридический статус представителя своей общины в государственных делах.

14. Сефардское произношение многих слов имеет больше нюансов, чем современный иврит

Существует распространенное заблуждение, что современный иврит, на котором разговаривают сейчас в Израиле, это так называемый сефардский иврит. Однако на самом деле он является лишь его упрощенной версией.

Хотя в современном иврите есть определенные элементы сефардского произношения (например, отсутствие различия между огласовками камац и патах или между буквой тав с дагешем [точкой] и без дагеша), он все же упускает некоторые его важные нюансы, такие как разница между буквами хаф и хет (которая произносится гортанно) и между алеф и аин, которые истинные сефарды тоже произносят по-разному.

15. Большинство английских евреев ведет свое происхождение от сефардов

В течение нескольких столетий в Амстердаме существовала процветающая сефардская община, состоящая в основном из испанских евреев, прибывших в Нидерланды через Португалию (интересно, что в своей синагоге они до сих пор все еще используют португальский язык).

В 1655 году сефардский голландский раввин Менаше бен Исраэль из Амстердама выступил за то, чтобы Великобритания разрешила евреям снова поселиться в своих пределах спустя почти 400 лет после того, как в 1290 году они изгнали живших там ашкеназов. И его инициатива увенчалась успехом.

Евреи начали потихоньку съезжаться в Англию. И долгое время большинство англо-евреев были сефардами.

Один из ярчайших представителей этой линии сэр Мозес Монтефиоре, британский рыцарь, один из известнейших британских евреев 19 века, финансист, общественный деятель и филантроп. Вместе со своей женой Юдит он путешествовал по всему миру, чтобы повсюду помогать евреям.

16. Первые евреи Америки были сефардами

Некоторые говорят, что Христофор Колумб не случайно отправился в плавание в тот самый день, когда евреи были изгнаны из Испании. В самом деле, хотя существует много неподтвержденных предположений относительно происхождения самого Колумба, ясно, что его путешествие было профинансировано теми евреями, которые отчаялись найти место, где они могли бы жить в мире и спокойствии.

В течение нескольких последующих столетий Карибский бассейн, Латинская Америка и даже Северная Америка стали для сефардов прибежищем. Таким образом, первые евреи в США и Канаде были сефардского происхождения.

17. Нусах под названием сфарад на самом деле ашкеназский

Традиционный канон литургии ашкеназского еврейства известен как Нусах Ашкеназ («ашкеназская версия»).

С появлением хасидского движения многие начали включать в свои молитвы различные элементы сефардского канона, поскольку традиции сефардов в том, что касается молитвы, были одобрены каббалистами – они были более созвучны их идеям, стоящим за текстами молитв.

Этот новый хасидский «гибрид» ашкеназского и сефардского канона стал называться Нусах Сфарад (или Нусах Аризаль, поскольку он соответствовал идеям Аризаля).

Таким образом, общины, молящиеся в соответствии с Нусах Сфарад, скорее всего, относятся к ашкеназским хасидам, а вот сефарды предпочитают называть свой канон Нусах Эдот а-Мизрах или Нусах Сфаради, добавляя в конце слова «и».

19 фактов, которые следует знать о сефардских евреях18. У сефардов уникальная кухня

То, что многие привыкли называть традиционной еврейской едой – например, куриный суп с кнейдлах, чолнт с кишке, картофельные оладьи латкес, сладкий цимес и т.д., – на самом деле является ашкеназской кухней, которая не сильно отличается от того, что ели неевреи в тех странах, откуда происходят ашкеназы.

Неудивительно, что эти блюда не знакомы сефардам, которые наслаждаются совершенно другой кухней, отражающей средиземноморские традиции, в духе которых они жили и развивались на протяжении поколений.

19. Сефарды в большей мере верны традициям предков

По мере того, как социальные реформы охватывали Западную Европу, многие евреи почувствовали необходимость каким-то образом «обновить» и ортодоксальный иудаизм, чтобы он больше соответствовал их недавно приобретенным «просвещенным» взглядам.

Это привело к созданию реформистских конгрегаций, а также так называемых «консервативных» общин, в которых изменения были не столь радикальными, но все же значительными по сравнению с изначальными идеями иудаизма.

Евреев-сефардов эти изменения коснулись в малой степени. Для них одна из основ культуры заключается в уважении предков и их культурного наследия – практически все сефарды следуют традициям своих ортодоксальных предков.

По большому счету, даже те сефарды, которые отошли от соблюдения иудаизма, все же склонны быть ближе к еврейским традициям, чем отошедшие от соблюдения ашкеназы, и поддерживают в своих сердцах уважительность по отношению к Торе, ее ученым и еврейской традиции в целом.

Сноски

  1. Овадья, 1:20.

Запись 19 фактов, которые следует знать о сефардских евреях впервые появилась Имрей Ноам.

Источник

#acjc #crimeajewishcongress #jewishcrimea #Jewish #crimea #israel #израиль

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов статей, а также с точкой зрения авторов комментариев.
Ответственность за достоверность изложенной в статьях информации несут авторы.
Работы публикуются в авторской редакции.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в статьях.
Обнаружив недопустимые или неточные материалы, свяжитесь с нами.
Если вы обнаружили контент с вашего сайта (например, статью, изображение, видео или поврежденную ссылку) и хотите, чтобы он был удален, сообщите нам об этом.
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+