Знакомство с вдохновляющей и малоизвестной еврейской историей этого города в течении одного дня.

 

Шанхай — один из самых больших городов Китая, в нем проживает около 23 миллионов человек. Этот город сочетает в себе один из самых ослепительных видов на линию горизонта, стремительно развивающуюся экономику и особенную смесь восточной и западной культур.

Но не многие знают, что Шанхай также может рассказать вам удивительную историю одной из самых уникальных еврейских общин Дальнего Востока.

Город который принял около 20.000 еврейских беженцев, спасавшихся от Холокоста в Европе, Шанхай на время стал известен как «Ноев ковчег» для евреев, которым больше не куда было идти.

У меня было только 24 часа, чтобы осмотреть город в завершении круиза по Азии, и я выбрал экскурсию занимающую полдня, чтобы увидеть еврейский Шанхай.

Экскурсовод Двир Бар-Галь, родившийся в Израиле журналист, который жил в Шанхае последние 17 лет.

Он провёл экскурсию частично как профессор Истории, иногда превращаясь в комедианта, Двир преподал нашей группе из 15 человек, в основном американцев, урок о еврейском прошлом Шанхая, показал нам места, где перед нашими глазами оживала история еврейской общины, которая когда то здесь процветала.

Мы встретились в Отеле «Мир справедливости», который был построен сефардскими евреями из Багдада, иммигрантами первой волны конца 19 века. Это были две выдающиеся семьи, Сассон и Кадури.

Эти люди приехали сюда ни с чем и создали экономическую империю на Дальнем Востоке, упомянул Двир рассказывая истории о семьях иммигрантов из Багдада.

Вторая волна евреев прибыла в Шанхай в 1920-е годы, это были ашкеназы бежавшие от погромов революционной России.

От гостиницы наша группа пройдя один квартал попала на улицу Бонд, пешеходную набережную с которой открывался восхитительный вид на реку Хуанпу и панораму удивительных небоскребов Шанхая.

Именно там, на улице Бонд, Двир поделился с нами историей третьей и самой известной волны еврейской иммиграции.

С 1933 по 1941, Шанхай принял около 20.000 еврейских беженцев, спасавшихся от ужасов Холокоста.

Большинство бежало из Германии и Австрии, где они были лишены гражданства и практически
выдворены из страны до момента когда начался массовый геноцид.

Помимо Доминиканской республики, Шанхай был единственным местом не требовавшим въездную визу.

На самом деле к 1939 году, Шанхай был единственным местом во всем мире где на тот момент принимали евреев.

Почему Китай стал единственным местом где евреи могли найти укрытие, в то время как остальные страны мира полностью отвернулись?

Двир сообщил, что это не было сознательным решением китайских властей. На самом деле, даже более того, Шанхай в то время был городом международного сообщества, не находившись под абсолютным контролем Китайского правительства.

Несколько государств, включая Соединённые Штаты Америки, Францию и Великобританию заявляли свои права на город и поэтому до Августа 1939 года, Виза для въезда в Шанхай не требовалась.

Тем не менее, Двир сообщил, что по прибытии евреи были встречены китайцами хорошо, в Китае и раньше не было отмечено признаков антисемитизма.

Двир считал, что на это есть несколько причин, включая то что, Китай идентифицировал себя со страданиями евреев, также чувствуя себя аутсайдером находящимся под гнетом иностранных держав.

Жизнь Шанхайского еврейства даже процветала в 1930-х годах. В один момент там было шесть действующих синагог и около десяти еврейских печатных изданий. Евреи жили в гармонии с китайцами в районе города, который назывался Хункоу, его также называли «Маленькая Вена», поскольку там было очень много евреев именно из Австрии.

Последней группой еврейских беженцев сумевших спастись в Китае, в том числе были 300 польских учеников известной очень многим ешивы Мир, которая стала единственной европейской ешивой сохранившейся после Второй Мировой войны.

Ученики ешивы в 1939 году сумели сначала скрыться из Польши в Литве, где получили транзитные визы от генерального консула Японии в Ковно, Тиунэ Сугихара.

Сугихара выдал более 3.500 виз бежавшим от нацизма евреям, в общей сложности помог спасти более 6000 польских и литовских евреев, чем заслужил титул «Японского Шиндлера».

В 1985 году за вклад в спасение евреев от нацистов, Израиль присвоил Сугихаре почётное звание Праведника мира.

С помощью нескольких зарубежных еврейских организаций, ученики ешивы Мир, раввины, и другие евреи, получившие визы от Сугихаре, смогли благополучно добраться до провинции Коби в Японии, откуда прибыли в Шанхай в 1941 году.

Во время Второй Мировой войны Япония оккупировала Шанхай, что положило конец потоку средств на поддержку беженцев, которые становись все более бедными.

Японцы также наложили ограничения на места проживания евреев, создав специальный район для беженцев не имеющих гражданства, более известный как Шанхайское гетто.

Условия жизни в гетто были трудными, но большинство шанхайских евреев смогли пережить Холокост.

Многие из них впоследствии иммигрировали в Израиль, Соединённые Штаты Америки, Австралию и Гонконг, после того как коммунисты взяли контроль над правительством в 1949 году.

Двир на своём микроавтобусе, возил нас по району Шанхая Хункоу, где мы смогли пройтись по узким улочкам и паркам с цветущими Сакурами.

Мы смогли своими глазами увидеть следы того, что когда то было оживленным еврейским районом.

Одним из запоминающихся моментов, стало посещение Шанхайского музея еврейских беженцев на Чанъань-роуд, где представлены экспонаты и памятники, выставочный зал, более 140 фотографий на множестве экранов проекционного дисплея.

Двир являлся советником Китайского правительства, при открытии этого музея в 2007 году.

Также в музее представлена бывшая Синагога Охель Моше, построенная русскими евреями в 1920 году. Позднее она была центром еврейской жизни в гетто. После войны, Синагога была конфискована коммунистами и отдана в распоряжение психиатрической больницы.

Вновь открывшись в 1990 годах, позже была восстановлена в своём первоначальном архитектурном виде в 2007 году. Это здание занесено в список памятников архитектурного наследия Шанхая.

В данный момент в Охель Моше не проводятся религиозные служения, единственная действующая Синагога в городе — Охель Рахель.

Самая большая Синагога Дальнего Востока, Охель Рахель была построена семьей Сассон в 1920 году. Но в настоящее время в ней не проводятся службы на постоянной основе и обычно она закрыта для посетителей.

Без функционирующих отдельных синагог, в настоящее время население Шанхая насчитывает около 4000 евреев, они могут проводить службы в одном из отделений Хабад, либо частным образом.

Экскурсия также включала в себя посещение здания где когда то размещались еврейские беженцы, и помещение Американской организации Джойнт, которая оказывала огромную финансовую поддержку Шанхайских евреев во течении всех этих трудных лет.

Двир говорит, что в течении года около 4000 посещающих Шанхай туристов, приходят на экскурсии, в основной массе это Американцы.

Некоторые из них поверхностно знакомы с историей жизни евреев Шанхая, история оживает у них на глазах в течении этого путешествия.

После окончания экскурсии, у меня ещё оставалось несколько часов на краткое знакомство с Шанхаем прежде чем мне необходимо было вернуться на корабль.

Я остановил своё внимание на Китайском акробатическом выступлении в театре, находившегося в нижней части города. Там я увидел восхитительное выступление гимнастов, жонглеров, мотоциклистов, которые гнали свои машины внутри закрытых клеток.

После возвращения на корабль около 10 часов вечера, я бросил последний взгляд на поразительный вид на горизонт и небоскребы, взрывающийся огнями как игральный автомат, и мысленно вернулся к тому что успел узнать за те 24 часа, которые провёл в этом многонаселённом и сумасшедшем городе.

Возможно именно выставка музея беженцев, является лучшим итогом того, что историки Холокоста называют «Шанхайским чудом».

В 1993 году, Ицхак Рабин, бывший премьер министр Израиля, посетивший этот город, написал: «Народу Шанхая, за уникальный акт гуманизма, в спасении тысяч евреев во времена Второй Мировой войны, спасибо от имени правительства Израиля.»

Запись 24 часа в Шанхае. История уникальной еврейской общины Дальнего Востока впервые появилась Имрей Ноам.

Источник

#acjc #crimeajewishcongress #jewishcrimea #Jewish #crimea #israel #израиль

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов статей, а также с точкой зрения авторов комментариев.
Ответственность за достоверность изложенной в статьях информации несут авторы.
Работы публикуются в авторской редакции.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в статьях.
Обнаружив недопустимые или неточные материалы, свяжитесь с нами.
Если вы обнаружили контент с вашего сайта (например, статью, изображение, видео или поврежденную ссылку) и хотите, чтобы он был удален, сообщите нам об этом.
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+