История израильского флага, и почему он стал столь мощным символом для евреев всего мира.


Красивый флаг Израиля, кажется, существует давным-давно и всем хорошо известен, однако он был утвержден только два с небольшим поколения назад. Это произошло в один прекрасный октябрьский день, причем после нескольких месяцев интенсивных дебатов.

Вот история национального флага Израиля и некоторые факты о надеждах и ненависти, которые он пробуждал на протяжении всей своей истории.

«В Базеле я основал еврейское государство…»

В конце 1800-х годов большинство евреев мира проживало в Европе. Многие быстро ассимилировались в нееврейской культуре. Среди них был и Теодор (еврейское имя Биньямин Зеев) Герцль — высокообразованный юрист, родившийся в 1860 году в Будапеште.

Он вырос в ассимилированной семье, однако не чуждой еврейским традициям. Отцовская линия прослеживалась до раввина Йосефа Тайтацака.. Мать приобщала сына к немецкой культуре и языку. С детства Теодор Герцль имел склонность к литературе, писал стихи. Учась в евангелической гимназии, публиковал рецензии на книги и спектакли в одной из будапештских газет.

И все же однажды, оскорблённый антисемитскими объяснениями учителя, Герцль оставил реальную гимназию. Тяжёлое впечатление на него произвела и антисемитская книга Е. Дюринга «О еврейском вопросе».

Получив в 1884 году степень доктора юриспруденции в престижном Венском университете, он отлично проявлял себя на профессиональном поприще. Но выяснив, что как еврей он не может стать судьей, оставил профессиональную стезю и с 1885 года всецело посвятил себя литературной деятельности. — стал писать пьесы и статьи для газет и журналов, в том числе для венской газеты Neue Freie Presse.

В 1891 году редакция этой газеты попросила его поехать в Париж и рассказать о военном трибунале над еврейским офицером по имени Альфред Дрейфус.
Когда Герцль с женой прибыли в Париж, они с трудом смогли поверить в то, что там происходило. Обвинения против капитана Дрейфуса были явно ложными, а военный трибунал определенно исповедовал антисемитизм. Суд над Дрейфусом расколол Францию, вызвав сильную волну ненависти к евреям.
Герцль уже был свидетелем распространения антисемитизма на своей родине, в Австро-Венгерской империи, но он думал, что Франция, родина Французской революции и Декларации прав человека, будет совсем другой.

К величайшему сожалению, ему пришлось убедиться, что европейские евреи находятся в серьезной опасности и что им как можно скорей нужна своя собственная страна, которая действительно сможет стать родиной для многих и многих поколений.

На протяжении почти двух тысячелетий евреи всего мира горячо молились о том моменте, когда смогут вернуться в землю Израиля и снова жить на исторической родине. Теодор Герцль решил сделать все возможное, чтобы воплотить эту мечту в жизнь.

После многих лет писательского труда и встреч с еврейскими лидерами всего мира он в 1897 году созвал Первый Всемирный сионистский конгресс в Базеле (Швейцария). Герцль и несколько других еврейских лидеров выступили там с призывом создать еврейскую страну. Среди вопросов, которые горячо обсуждались, был один, связанный с будущим еврейским национальным флагом.

Когда сионистский конгресс завершился, Теодор Герцль записал в своем дневнике:

«В Базеле я основал еврейское государство. Если бы сегодня я произнес это вслух, меня встретил бы всеобщий смех. Возможно, через пять лет, а через пятьдесят наверняка, для всех этот факт станет очевидным».1

И, хотя сам он до этого момента не дожил (умер в 1904 году), его слова оказались пророческими: сорок девять лет, два месяца и две недели спустя действительно было официально создано Государство Израиль.

Тело Теодора Герцля было перезахоронено там. Его именем назван город Герцлия, множество улиц и площадей в Израиле, США и других странах.

«Вот наш национальный флаг!»

Итак, на сионистском конгрессе в Базеле Теодор Герцль, первый председатель всемирной сионистской организации, поднял вопрос о том, каким будет флаг нового еврейского государства. И в то время, когда это обсуждалось, один немецкий сионист, еврей по имени Давид Вольфсон, встал и завладел вниманием всех делегатов. Он достал свой талит — еврейское молитвенное покрывало, и спросил:

«Почему мы должны что-то искать? Вот наш национальный флаг!» — и помахал собравшимся своим талитом с двумя синими полосами на белом фоне.

Позднее Давид Вольфсон вспоминал:

«По велению нашего лидера Герцля я приехал в Базель, чтобы подготовиться к сионистскому конгрессу. Среди многих других проблем, которые меня тогда интересовали, была по крайней мере одна, содержавшая в себе нечто из самой сути еврейской проблемы: какой флаг будет висеть в Конгресс-холле? Потом меня осенила идея: у нас уже есть флаг — он бело-голубой. Талит, которым мы накрываемся во время молитвы, — это наш символ. Давайте достанем этот талит из чехла и развернем его перед глазами Израиля и всех народов. Поэтому я заказал бело-голубой флаг с нарисованным на нем щитом Давида. Так появился национальный флаг, развевающийся над Конгресс-холлом».

Вскоре знакомые сине-белые полосы, обрамляющие «еврейскую звезду», стали официальным флагом сионистского движения.

Вообще об этом человеке надо сказать особо. Давид Вольфсон родился в 1856 году в местечке Дорбяны Ковенской губернии (ныне Дарбенай, Литва), в семье меламеда. В 14 лет он с братом переехал в Мемель (тогда Восточная Пруссия), родители отправили туда своих сыновей, чтобы им не грозил призыв в русскую армию.

Позже Давид познакомился здесь с еврейскими общественными деятелями — раввином Исааком Рюльфом и издателем газеты «А-Магид» Давидом Гордоном, почерпнув от них идеи о возвращении еврейского народа в Землю Израиля, характерные для движения «Ховевей Цион». В 1887 году Вольфсон перебрался в Кёльн и стал там успешным бизнесменом и еврейским общественным деятелем — в 1894 году он основал секцию «Ховевей Цион».

Услышав о том, что Теодор Герцль призывает создать еврейскую страну, Вольфсон поехал в Вену, чтобы с ним встретиться. В преддверии первого Международного сионистского форума он стал активным соратником Герцля.
Когда закончился конгресс, Вольфсон начал работу по основанию Еврейского колониального банка, а когда тот был создан, занял пост его директора.

Впоследствии он основал группу, обучавшую евреев сельскому хозяйству, и поддерживал новые фермерские поселения в Земле Израиля.
В 1885 году еврейские фермеры отметили третью годовщину основания шумного еврейского сельскохозяйственного городка Ришон ле-Цион (на территории будущего Государства Израиль) и установили там бело-голубой флаг. Вариации этого флага с голубыми полосами и еврейской звездой стали символами нарастающего сионистского движения.

После смерти Теодора Герцля Давид Вольфсон возглавил Всемирную сионистскую организациию, став вторым ее председателем. Ему предстояло прожить еще 10 лет (ум. в 1914 г.) – все эти годы он неустанно трудился, чтобы помочь построить еврейское государство и поддержать своих собратьев-евреев.

Веление Бога и Торы

Синие полосы, которые украшают многие традиционные еврейские молитвенные покрывала, берут свое начало в Торе – Бог повелевает детям Израиля, «чтобы делали они себе [кисти] цицит на углах одежды своей во всех поколениях их и вплетали в [каждую] кисть края нить из голубой шерсти».2
В древности мужчины носили одежду, напоминающую покрывало. Еврейские мужчины отличались тем, что делали по ее углам цицит, которые напоминали о Боге и Его заповедях еврейскому народу.

Каждая ивритская буква имеет числовое значение — гематрию. Гематрия слова «цицит» в сумме составляет число 600. Если к этому прибавить восемь нитей и пять узлов на каждом углу талита, получится 613 — число заповедей Торы.
В древние времена каждая нить цицит была сделана из шерсти, окрашенной в красивый бирюзовый цвет: «и вплетали в каждую кисть края нить голубой (тхелет) шерсти. И будут у вас кисти, и, смотря на них, будете вы вспоминать все заповеди Бога и исполнять их».3

Синий — это особый цвет в иудаизме. Бог метафорически представляется сидящим на сапфировом (синем) троне. Также синий напоминает нам цвет неба и говорит о бесконечной природе творения.

Хотя нет такого требования, чтобы на еврейских молитвенных покрывалах были синие полосы, многие делают их как напоминание о том синем цвете, который был на покрывалах наших предков.

Что касается «еврейской» звезды – этот символ распространился значительно позже.

Маген Давид, или щит Давида, — это концепция упоминается в Талмуде, который говорит, что Всевышний защищает наш народ и его потомков.4 Еврейская литургия в обращении к Богу также называет Его «Маген Давид».
В средние века в еврейских общинах, начиная с Праги и распространившись на другие области, щит Давида стал изображаться как шестиконечная звезда.
Шесть углов Маген Давида имеют мистическое толкование. Такая звезда состоит как бы из треугольных наконечников двух стрел: один направлен вверх, а другой – вниз, что представляет собой взаимодействие между Божественным и физическим мирами.

Можно также сказать, что шесть угловых точек звезды представляют шесть дней недели, а Шабат представлен внутренним пространством этого символа. Двенадцать линий звезды могут представлять и двенадцать колен Израиля.

Еще говорят, что форма звезды напоминает усиленные щиты, которые использовали царь Давид и его солдаты, участвуя в захвате Иерусалима, чтобы сделать его еврейской столицей.

«Еврейский» флаг

В конце 1800-х — начале 1900-х годов сионистские группы еще экспериментировали с различными вариантами флага. Помимо двух синих полос и еврейской звезды, некоторые добавляли на свои флаги слово «Маккавей».

Теодор Герцль создал версию, включающую золотые звезды. 14 июня 1895 года он написал:
«Флаг, который я поднимаю мысленно, может быть белым с семью золотыми звездами. А белое поле означало бы нашу новую чистую жизнь. Звезды — это [семь] рабочих часов [рабочего дня]».

Когда еврейское государство, создание которого так долго планировали евреи, вот-вот должно было стать реальностью, некоторые израильские лидеры с опаской заговорили о том, что использование ставшего популярным бело-голубого сионистского флага для новой страны может привести к тому, что их обвинят в двойной лояльности.

Моше Шарет, которому в 1954 году была уготована судьба стать вторым премьер-министром Израиля, предложил изменить сионистский флаг, «чтобы избежать осложнений для еврейских общин, когда они поднимут международный флаг еврейского народа». «Именно из-за сионистского флага, — писал он, может возникнуть недопонимание или сложиться впечатление, что евреи несут флаг государства, гражданами которого не являются».

Моше Шарет и другие израильские лидеры направили письма некоторым из основных сионистских лидеров еврейских общин по всему миру, в том числе д-ру Хаиму Вейцману, в тот момент президенту сионистской организации, которому впоследствии суждено было стать первым президентом государства Израиль.

Но евреи всего мира, усердно трудившиеся, чтобы помочь создать Государство Израиль, хотели, чтобы флагом нового государства стал сионистский флаг.
«Мы считаем, что опасения осложнений в результате использования флага на сионистских собраниях за границей были несколько преувеличены», — пояснил раввин Аба Гилель Сильвер, американский сионистский лидер, в своем письме новому правительству Израиля. В итоге дизайн сине-белого флага не был изменен.

Некоторые из предлагаемых для национального флага символов были использованы в других эмблемах Израиля. Кто-то предлагал заменить шестиконечную звезду в центре флага царственным львом Иудеи — в конце концов, он стал символом Иерусалима. Семь золотых звезд, которые предложил Герцль, были включены в официальные эмблемы Тель-Авива и Герцлии. А две скрижали, представляющие Тору, стали символом Главного раввината Израиля.

28 октября 1948 года в качестве официального флага нового еврейского государства вопреки всем опасениям был принят знакомый бело-голубой флаг сионистского движения.

Нарисованный шариковой ручкой

Когда в 1947 году Организация Объединенных Наций опубликовала свой план раздела, в котором впервые за 1800 лет было одобрено создание еврейского государства на Земле Израиля, в него был включен порт на Красном море для новой еврейской страны. Однако, как только Израиль объявил о своей независимости, иорданская армия быстро захватила порт, хотя это и противоречило международному праву.

Иордания была не единственной страной, которая немедленно объявила войну Израилю. Через несколько мгновений после провозглашения независимости 14 мая 1948 года на Израиль официально посягнули армии еще четырех стран: Египта, Ливана, Сирии и Ирака. Саудовская Аравия также направила свою армию на войну, сражаясь с еврейскими солдатами под флагом Египта.

В течение нескольких месяцев Израиль боролся с невероятными трудностями. Казалось, в любой момент крошечное еврейское государство будет захвачено, а его граждане уничтожены. Бои шли месяцами. Наконец, в марте 1949 года Израиль начал последнюю военную кампанию Войны за независимость — операцию «Увдах», что означает «Установленный факт».

Израильские солдаты на всех скоростях мчались на юг, пересекая пустыню Негев, и 10 марта 1949 года прибыли в город Эйлат на берегу Красного моря. Услышав о том, что они в пути, охранявшие город иорданские войска поспешно бежали. Израильские солдаты беспрепятственно вошли в заброшенный штаб полиции. Они сделали все, чтобы у Израиля был жизненно важный порт на Красном море.

И все же в штабе обнаружилась серьезная проблема: у кампании не оказалось израильского флага, чтобы водрузить его над только что приобретенным полицейским участком. Один солдат поспешно достал шариковую ручку и нарисовал еврейский флаг на простыне. Затем другие срезали еврейскую звезду с одежды юноши, оказавшего им первую помощь, и пришили любимую эмблему в центре этой простыни.

Такой ручной работы израильский флаг был поднят над штаб-квартирой полиции Эйлата, и это была последняя военная операция в долгой, упорной войне за независимость Израиля.

Ненавистники

На протяжении всей истории Государства Израиль некоторые распространяли злонамеренные, ложные слухи о якобы коварных мотивах или секретах, которые были «зашифрованы» в израильском флаге. Лидер ООП Ясир Арафат имел обыкновение утверждать, что флаг Израиля означает, будто страна хочет вторгнуться к своим соседям.

«Вы знаете, что означает израильский флаг?.. Он белый с двумя синими полосами. Две полосы представляют две реки, а между ними — Израиль. Реки — это Нил и Евфрат», — фантазировал Арафат в интервью Playboy в сентябре 1988 года.

По сей день во всем мире находится немало тех, кто демонизирует израильский флаг или высмеивает его. В прошлом году британский кандидат в парламент была вынуждена извиниться за свои твиты, в которых она написала, что флаг Израиля заставил ее почувствовать себя «больной» и был «оскорбительным». В 2019 году греческие болельщики протестовали против израильской футбольной команды а-Поэль Йерушалаим, жгли израильские флаги, размахивая флагами Хезболлы.

В июле 2020 года парламент Германии объявил незаконным сжигание израильских флагов. Это было вызвано несколькими случаями, когда толпы ярых антисемитов сжигали израильский флаг в городах Германии, выражая свою ненависть к евреям и еврейскому государству, демонизируя национальный флаг Израиля.

5,000 флагов

В 2018 году, чтобы отметить 70-летие Государства Израиль, 200 тысяч симпатизирующих еврейской стране людей из всех слоев общества, включая культурных, духовных и политических деятелей, а также простых людей, даже детей, по всему миру подписали 5 000 израильских флагов, выразив свои благословения и добрые пожелания. Все это было написано на разных языках, включая китайский, русский, арабский. В проекте участвовали люди из Европы, Азии, Африки, Австралии и Америки.

5 000 подписанных израильских флагов теперь хранятся в капсуле времени на холме боеприпасов в Иерусалиме – на этом месте шли ожесточенные бои во время Войны за независимость. Израильтяне собираются открыть капсулу в 2048 году, празднуя столетнюю годовщину Израиля.

Алон Валд, один из организаторов этого проекта, пояснил, что «таким образом мы показываем, что наш флаг — это не только поля битвы и смерть, но и счастливое будущее нашей страны».

Энтузиазм сотен тысяч доброжелателей по всему миру вызвал у него настолько сильные чувства, что он не смог сдержать слез.

«Двести тысяч благословений не могут пройти бесследно и не так, как надо», — сказал он о пяти тысячах подписанных израильских флагов.

Сноски
  1. Т. Герцль, 3 сентября 1897 г.
  2. Бемидбар, 15:37-38.
  3. Бемидбар, 15:39.
  4. Трактат Псахим, 117б.

Источник

Запись 7 фактов о флаге Израиля впервые появилась Имрей Ноам.

Источник

#acjc #crimeajewishcongress #jewishcrimea #Jewish #crimea #israel #израиль

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов статей, а также с точкой зрения авторов комментариев.
Ответственность за достоверность изложенной в статьях информации несут авторы.
Работы публикуются в авторской редакции.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в статьях.
Обнаружив недопустимые или неточные материалы, свяжитесь с нами.
Если вы обнаружили контент с вашего сайта (например, статью, изображение, видео или поврежденную ссылку) и хотите, чтобы он был удален, сообщите нам об этом.
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+