Болезнь цараат, которую обычно идентифицируют с проказой, является основной темой недельной главы Мецора. Однако термин «проказа» не совсем верен, потому что, хотя цараат действительно был кожным заболеванием, его причиной были духовные проблемы. В Танахе мы встречаем довольно много упоминаний о людях, страдающих этим недугом.

 

1. Фараон

Один из самых трагических эпизодов заражения цараат имел место во времена египетского рабства. В стихе Торы сказано: «И было, спустя много времени, умер царь Египта, и застонали сыны Израиля от работы, и возопили – и вознесся этот вопль от работы их ко Всесильному».(1)

Великий комментатор Раши в случае этого стиха цитирует Мидраш, согласно которому на самом деле фараон не умер, а скорее «был поражен цараат, и, чтобы исцелиться, убивал еврейских младенцев и омывался их кровью».(2)

Этот акт чистого зла стал переломным моментом, когда Всевышний решил начать процесс Исхода и обратился к Моше у пылающего куста ежевики.(3)

2. Моше

Моше стоял босиком у пылающего куста, из которого Всевышний воззвал к нему с повелением пойти во дворец фараона и потребовать отпустить еврейский народ. Этот разговор Моше с Богом продлился 7 дней,(4) и на каком-то этапе Моше, отказываясь прийти к народу, сказал: «Но ведь не поверят они мне и меня не послушаются, ибо скажут: «Не открывался тебе Бог!».(5)

Тогда Всевышний дал Моше три знака, которые послужили бы для людей доказательством подлинности его утверждений.

И вот как Тора описывает второй знак: «И сказал Бог ему еще: «Засунь руку свою за пазуху!». И засунул он руку за пазуху, и вынул ее, и вот – рука его покрыта проказой, как снегом. И сказал Он: «Засунь снова руку свою за пазуху!». И засунул он руку за пазуху, и вынул ее из пазухи своей, и вот – снова стала она плотью, такой, какой была.(6)

Раши объясняет значение этого знака так: «Этим знамением Бог намекнул Моше, что тот клеветал, когда говорил «Не поверят они мне». Именно по этой причине Всевышний наказал его цараат – точно так же, как много лет спустя наказал за клевету Мирьям.

3. Мирьям

Самым известным случаем цараат в Торе является эпизод с пророчицей Мирьям.(7)

Мирьям выразилась в негативном ключе относительно решения своего младшего брата Моше расстаться с его женой. Всевышнему не понравилось, что она и ее брат Аарон участвовали в сплетнях против Моше. Потому Он позвал всех троих выйти к ковчегу, «и облако отошло от шатра, и вот – Мирьям покрыта проказою, как снегом. И взглянул Аарон на Мирьям, и вот – прокажена она».

Испугавшийся за сестру Аарон стал упрашивать Моше помолиться за ее здоровье, что тот немедленно сделал. Однако Бог не принял его просьбу и сказал, что Мирьям должна быть в течение недели заключена за пределами стана, как и обычный прокаженный.

И, отдавая дань уважения пророчице, еврейский народ не отправлялся в путь, пока семь дней изоляции Мирьям не подошли к концу.

А теперь давайте перейдем к книгам Пророков и Писаний. Там мы найдем увлекательную историю из трех частей, каждая из которых связана с пророком Элишей и различными прокаженными.

4. Нааман

В книге Мелахим II мы читаем об арамейском генерале по имени Нааман, который был поражен цараат.(8)

Благодаря девочке-еврейке, которая была в его доме служанкой, Нааман услышал, что в Израиле есть пророк, который мог бы его исцелить. Он поделился этой информацией со своим царем, который тут же отправил царю евреев письмо, в котором говорилось, что тот должен помочь излечить арамейского генерала. Прочитав это послание, иудейский царь был опустошен. Он разорвал свои одежды и воскликнул: «Разве я Всесильный Бог, чтобы умерщвлять и оживлять, что посылает он ко мне человека на излечение от проказы его?!»

Когда пророк Элиша услышал о произошедшем, он поспешил успокоить царя и велел отправить Наамана к нему, чтобы тот узнал,  «что есть пророк в Израиле». Так Нааман пришел к Элише.

Но Элиша не вышел к гостю сам, а отправил слугу, чтобы передать Нааману, что для исцеления необходимо семь раз погрузиться в реку Иордан. Генерал был разочарован. Пророк даже не вышел увидеться с ним и не помолился за него – он просто сказал окунуться в обычную реку! В реку, которая ничем не лучше, чем многие другие в его родной стране! Нааман развернулся и ушел, пылая гневом.

Ставшие свидетелями этого эпизода слуги Наамана стали умолять своего господина последовать рекомендациям Элиши, и в конце концов он согласился. И действительно, как только генерал погрузился в Иордан семь раз, его плоть была исцелена – «и стало тело его как тело малого ребенка, и очистился он».

Счастливый Нааман вернулся в дом Элиши и предложил ему большой дар в знак благодарности. Сам пророк категорически отказался его принимать, так как исцеление генерала было целиком и полностью делом рук Творца, однако у его слуги по имени Гейхази был другой план…

5. Гейхази

Гейхази стало очень обидно, что его учитель не взял такой щедрый подарок, а потому он решил воспользоваться ситуацией с выгодой для себя. Слуга отправился вслед за Нааманом и, догнав его, сказал: «Господин мой послал меня сказать: «Вот сейчас пришли ко мне с гор Эфраимовых два отрока из учеников пророков. Дай, прошу, для них талант серебра и две перемены одежд».

Думая, что просьба исходит напрямую от Элиши, Нааман с радостью дал Гейхази все, о чем тот просил, и даже больше, а также послал с ним двух своих слуг, чтобы нести дары. Когда Гейхази вернулся домой, он бережно спрятал подарки Наамана, а затем, как ни в чем не бывало, предстал перед Элишей.

Однако, ослепленный алчностью, Гейхази забыл о том, что Элиша – величайший пророк своего поколения. Увидев, что слуга солгал от его имени ради подарков, Элиша предсказал, что теперь цараат, от которой излечился Нааман, перейдет на Гейхази.

6. Четверо прокаженных

На этой неделе мы читаем в афтаре историю о четырех прокаженных, которые сидели за пределами еврейского стана.(9) В своем комментарии Раши говорит, что это были Гейхази и трое его сыновей, которые также оказались поражены цараат.(10)

В то время евреи в Шомроне жили под осадой царя Арама. Голод был настолько сильным, что женщины ели своих детей.(11)

Царь Израиля отправил посла к Элише, обвиняя его в том, что именно пророк виноват в голоде, потому что он был самым приближенным к Всевышнему человеком в народе на тот момент и ничего не сделал. Однако Элиша неожиданно заявил: «Завтра в это время сеа тонкой пшеничной муки будет продаваться по шекелю, и две сеа ячменя – по шекелю, в воротах Шомрона».(12)

Итак, голодая, четверо прокаженных решили в отчаянии отправиться в лагерь врагов: «Что мы сидим здесь и ждем смерти? Если скажем: войдем в город – а в городе голод, то умрем мы там; а если будем сидеть здесь, то тоже умрем, так пойдем сейчас и сдадимся в стан арамейцев! Если оставят они нас в живых, будем жить, а если убьют нас – умрем».(13)

И произошло большое чудо: «Господь сделал так, что арамейцам послышался грохот колечниц, шум коней и шум большого войска. И они сказали они друг другу: «Вот, нанял царь Израиля царей хеттов и царей Египта, чтобы идти на нас!». Напуганные арамейцы побросали все свое имущество и убежали, думая, что спасаются от смерти.

Добравшись до лагеря, прокаженные обнаружили, что в нем не осталось ни одного человека, зато шатры полны еды, одежд и драгоценностей. Восхвалив Бога, прокаженные вернулись к Шомрону и передали царю через городских стражников радостную новость. Так исполнились слова пророка о том, что голод внезапно прекратится благодаря появлению большого количества еды.

7. Царь Узияу

Десятым царем Иудеи был Узияу, сын Амацьяу.(14) Он начал свое правление в возрасте 16 лет и сидел на престоле 52 года. Узияу был благочестивым человеком, благодаря чему Всевышний благословил его и послал ему большой успех.

К сожалению, в какой-то момент успех ослепил царя и привел его к надменности, как это подробно описано в Диврей ха-Йямим II.(15)

Поскольку царь не происходил из колена Леви и не был коэном, ему было запрещено приносить жертвы в Храме. Однако, обуреваемый самомнением, Узияу настоял на том, что хочет сам вознести на алтарь воскурения, как бы коэны ни уговаривали его этого не делать.

В тот же момент на лбу царя появились следы цараат. Узияу, как прокаженного, пришлось изолировать от общества, и он прожил в уединении в специальном доме до самого конца своей жизни,(16) в то время как управлять народом стал его сын Йотам.

8. Царь Давид

Согласно Талмуду, после того, как царь Давид согрешил в истории с Батшевой, он был наказан цараат и не мог излечиться в течение шести месяцев. Как следствие, все это время с ним не контактировали члены Сангедрина (Верховного суда), и даже Шхина (Божественное Присутствие) его оставила.(17)

Есть мнение, согласно которому сам Мошиах описывается как прокаженный. Да будем же мы удостоены возможности увидеть его приход в скором времени.


Сноски

  1. Шмот, 2:23.
  2. Шмот Раба, 1:34.
  3. Такой вывод следует из того, что сразу после этих стихов следует рассказ о горящем кусте.
  4. Раши на Шмот, 4:10.
  5. Шмот, 4:1.
  6. Шмот, 4:6-7.
  7. Эта история описана в Бемидбар, 12.
  8. Вся эта история описана в Мелахим II, 5.
  9. Там же, 7.
  10. Раши на 7:3.
  11. Там же, 6:28.
  12. Там же, 7:1.
  13. Там же, 7:3-4
  14. Его история описана в Мелахим II, 15, и Диврей ха-Йямим II, 26.
  15. 26:16.
  16. Раши, как в Диврей ха-Йямим, так и в Мелахим II, 15:5, говорит, что этот дом был построен на кладбище.
  17. Талмуд, Йома, 22б, следуя мнению Рава.

Запись 8 прокаженных, упомянутых в Танахе и Мидраше впервые появилась Имрей Ноам.

Источник

#acjc #crimeajewishcongress #jewishcrimea #Jewish #crimea #israel #израиль

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов статей, а также с точкой зрения авторов комментариев.
Ответственность за достоверность изложенной в статьях информации несут авторы.
Работы публикуются в авторской редакции.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в статьях.
Обнаружив недопустимые или неточные материалы, свяжитесь с нами.
Если вы обнаружили контент с вашего сайта (например, статью, изображение, видео или поврежденную ссылку) и хотите, чтобы он был удален, сообщите нам об этом.
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+