Между словами и мыслями есть очень важное, прямо-таки принципиальное различие: слова перемещаются из личного внутреннего пространства говорящего во внешний публичный мир вне его. А мысли человека существуют только в его собственном уме и не известны никому, пока не будут переведены в область словесного общения и не станут таким образом существовать отдельно от своего хозяина.1

Получается, что речь – это чрезвычайно мощная сила. Люди, в отличие от всех остальных творений, наделены способностью нести добро и радость в мир с помощью своих слов. Мы можем произносить слова, полные любви, тепла, дружеских чувств, поддержки, радости. Многие формы речи считаются святыми, такие как, например, молитва, чтение и устное изучение Торы, благословения, слова утешения.

Управление гневом

Но благодаря своей мощной силе слова так же могут быть использованы и для огромных разрушений.

Как часто вы отвечали кому-то гневно или импульсивно, а потом мечтали вернуть свои слова обратно? Как часто вам приходилось извиняться, когда было бы намного проще, если бы вы изначально просто промолчали? И напротив, как часто вы через силу сдерживались, крепко сжимая губы вместо ответа, а потом понимали, что это минутное терпение спасло вас от ужасного скандала?

Среди величайших высказываний наших мудрецов есть те, которые учат нас, насколько сильна речь и как важно относиться к ней со всей серьезностью и осторожностью.

Зоар учит: «Тот, кто тщательно оберегает себя от гнева и избегает каких-либо споров, заслуживает того, чтобы его дом сравнивали со Святым Храмом».2 Чтобы преуспеть в том, что касается мира в доме, нам нужно учиться терпению и разговаривать спокойно и доброжелательно.

Царь Шломо говорил: «Кроткий ответ отвращает гнев, но резкое слово возбуждает ярость».3

«Вежливые слова имеют больше силы, чем буря негодования».4 Даже когда мы должны кого-то критиковать, наши слова окажут наибольший эффект, если будут произнесены без гнева.

Контроль над гневом полезен во всех отношениях. Во-первых, он гарантирует, что наши межличностные отношения будут продолжаться в позитивных тонах. Во-вторых, сдерживание гнева и постепенное вырабатывание стойкости способствует более близким отношениям с Богом, как учит Талмуд: «Весь мир существует только благодаря заслугам человека, который сдерживает свои слова во время ссоры».5

Да, это вызов самим себе, это настоящее испытание. Но те, кто способен контролировать свои эмоции, те, кто не поддается искушению и обладает сдержанностью, подобны солнцу в своей силе. Тот, кто умеет промолчать в ответ на грубость, кто сохраняет внутреннее спокойствие посреди суеты, кто не раздражается и не злится, заслуживает того, чтобы достичь безгранично высокого уровня близости с Богом.

Отказываясь от негативных эмоций, словно “удаляя” их как опцию из вариантов реакций на что-либо, мы способствуем тому, чтобы в будущем Всевышний убрал все преграды, стоящие на нашем пути к Нему, которые скрывают Его Славу от нашего мира. Когда во времена Машиаха Всевышний откроет Себя миру, те, кто умел себя сдерживать, испытают наибольшую степень Божественного Откровения.

Волшебство тишины

Самый верный путь к обретению мира в доме – это, в первую очередь, проявления доброты. Но вторым по важности качеством, необходимым в любых личных отношениях, является умение в совершенстве владеть искусством молчания.

Бывают моменты, когда вы можете чувствовать, что у вас просто не получается оставаться добрыми к своему супругу или коллеге. Но если вы не можете быть добрыми, то проявите хотя бы самообладание и сохраняйте спокойствие! Пожалуй, каждый хоть раз слышал идею о том, что чтобы заставить окружающих прислушаться к себе, нужно говорить тише или даже замолчать, выдерживая паузу. Желание быть самым громким и непременно оставить за собой последнее слово не приведет вас к тому результату, о котором вы мечтаете.

Вот, что наши мудрецы говорят об эффективности молчания:

«…Шимон [бен Гамлиэль] говорил: «На протяжении всей жизни я формировался как личность в окружении мудрецов и пришел к выводу, что ничто так не идет на пользу [человеку] из плоти и крови, как сдержанность в словах, и основное – не рассуждения, а поступки, а многословному не избежать греха».6

Талмуд утверждает: «Слова стоят одну монету, а молчание – две».7 Наши слова должны быть для нас еще более ценными, чем наши монеты, и потому необходимо быть как можно более осторожными в том, как мы их используем.

Мудрецы рекомендуют нам овладеть искусством молчания в высшей степени: «Какова задача человека в мире? Заставить себя замолчать».8 Для этого порой нам может потребоваться действовать так, как будто мы глухи. Наша цель в том, чтобы контролировать свои реакции на внешние раздражители и в случае оскорблений, грубых замечаний и провокаций вести себя, словно мы ничего не слышали.

Зачастую до нашего самого слабого места можно добраться именно через речь. Когда определенные люди говорят нам некоторые вещи, мы автоматически начинаем себя защищать, отвечая обидчику на его же уровне или, что нередко, на еще более низком. Наше эго активируется, а следить за языком становится очень трудно.

Молчание может проложить путь через словесный барьер. Следуя этим путем, мы позволяем Богу и Его любви войти в наши сердца. Когда мы делаем паузу и предпочитаем слушать, а не говорить, проявляя при этом скромность и демонстрируя на языке тела свою эмпатию, мы этим показываем, что нам важно то, что говорит наш партнер.

В разделе Танаха Невиим (“Пророки”) описана удивительная история о пророке Элияу и его встрече с Божественным Присутствием. Когда Элияу почувствовал, что его попытки вернуть еврейский народ к Богу провалились, он, разочарованный в сынах Израиля, отправился к горе Синай. Там Всевышний заговорил с пророком и сказал ему подняться на гору, встав там перед Ним. Когда Элияу оказался на вершине, поднялся сильнейший ветер, сопровождаемый жутким землетрясением, а затем пылающим огнем. Но Бог был не в ветре, не в землетрясении и не в огне. Когда стихия утихла, раздался «голос тихой тишины».9

И тогда Элияу понял, что максимально приблизился к Богу.

Именно в этом голосе тонкой тишины было сосредоточено Божественное Присутствие.

Это дало пророку понять (и дает понять нам), что если бы он говорил с народом Израиля тише, терпеливее и спокойнее, люди бы к нему скорее прислушались.  Когда мы замолкаем, мы можем услышать этот голос Всевышнего. Когда мы решаем говорить меньше, нас слышат больше. Тот, кто действительно смог прочувствовать волшебство тишины, будет знать, когда ему следует говорить, а когда – молчать.

И не стоит забывать, что наши мудрецы сказали:

«Кто силен? Тот, кто обуздывает свои страсти».10

Сноски

  1. Ликутей Сихот, т. 4, Авот, гл. 1; из выступления в Шабат Ахарей Мот, 24 Нисана 5719 г. (2 мая 1959 г).
  2. Тикуним, 69:2.
  3. Мишлей, 15:1.
  4. Этическое эссе Рамбана “Письмо сыну”.
  5. Талмуд, Хулин, 89а.
  6. Пиркей Авот, 1:17.
  7. Мегила, 18а.
  8. Хулин, 89а.
  9. Мелахим I, 19:9-12.
  10. Пиркей Авот, 4:1.

Запись 8 великих цитат наших мудрецов о силе речи впервые появилась Имрей Ноам.

Источник

#acjc #crimeajewishcongress #jewishcrimea #Jewish #crimea #israel #израиль

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов статей, а также с точкой зрения авторов комментариев.
Ответственность за достоверность изложенной в статьях информации несут авторы.
Работы публикуются в авторской редакции.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в статьях.
Обнаружив недопустимые или неточные материалы, свяжитесь с нами.
Если вы обнаружили контент с вашего сайта (например, статью, изображение, видео или поврежденную ссылку) и хотите, чтобы он был удален, сообщите нам об этом.
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+