Вопрос:

Из Торы мы знаем, что был Авраам был богатым человеком, Ицхак был богат, Яаков, Йосеф, Моше… Но это звучит как-то странно и неправильно. Разве большое количество имущества – это не негативное последствие чрезмерной жадности и необузданных амбиций? Скажите: богатство, все-таки, олицетворяет добро или зло?

Ответ:

В недельной главе Толдот мы читаем о невероятном финансовом успехе Ицхака. «И сеял Ицхак в стране той, и получил в тот год сторицей, ибо благословил его Бог. И стал великим человек этот, и он все больше и больше возвеличивался, пока стал весьма великим».1 Раши в комментарии на эти стихи цитирует Мидраш: «Люди в те времена говорили: «Лучше навоз от мулов Ицхака, чем золото и серебро [царя] Авимелеха!» Иными словами, Ицхак был настолько богат, что даже самые ничтожные вещи, принадлежащие ему, казались превосходящими богатство царя.

Интересно, что Талмуд предлагает диаметрально противоположные взгляды на богатство. С одной стороны, «Перебрал Святой, да будет Он благословен, все лучшие качества, чтобы отдать их Израилю, и не нашёл ничего, кроме бедности».2 С другой стороны, «для рабби [Йеуды ха-Наси] было привычным оказывать почет богатым людям!».3 Или даже так: «Рабби Йоханан сказал, что Всевышний дает пророческий дар только сильному, богатому, мудрому и смиренному».4

Вы чувствуете, что запутались?

Давайте на секунду отвлечемся от темы богатства и зададим тот же вопрос в другом контексте:

Талант – это зло или добро?

Лидерские качества – это зло или добро?

Сексуальность – это зло или добро?

Ответ на все подобные вопросы один и тот же: все зависит от того, как вы это используете.

Богатство, как и многое другое, является ресурсом, потенциалом. Потенциал не может быть ни хорошим, ни плохим; он нейтральный и бесцветный. Значение и цвет ему дает тот, кто его использует. Мы достаем потенциал с полочки нейтралитета и сами решаем, как его использовать и куда он нас приведет.

Художник может использовать свой особый дар, вдохновение, создавая произведения искусства, которые могут наполнять мир святостью или, наоборот, повергать в пучину материализма. Поэт может писать искренние, наполненные светом песни, а может – о тщетности жизни и жалких стремлениях. Выбор того, что делать со своим потенциалом, зависит от нас и только от нас.

Что касается наших праотцов, то они воспринимали богатство как средство для достижения цели, а не как саму цель. Наличие в швейцарском банке счета, на котором лежат миллиарды, не было их определением богатства. Деньги воспринимались лишь инструментом для перемен. Благодаря хорошему финансовому положению они могли заниматься благотворительностью, благоустраивать людей, создавая новые рабочие места, принимать гостей у себя дома, содержать большие семьи в комфорте, выполнять заповеди, оказывая им особое уважение, покупать красивые подарки для своих близких и быть поддержкой своим детям в начале их взрослого пути.

Однако, если богатство обладает таким большим потенциалом величия, то почему Талмуд утверждает, что Всевышний при поиске благ для своего народа «не нашёл ничего, кроме бедности»? Махарша объясняет, что, как и другие формы страданий, бедность может очистить человека от греха.5 Другими словами, нищета отнюдь не является по своей сути хорошей, но она служит как средство для искупления.

Если финансовая стабильность и даже богатство были благословением для предыдущих поколений, то в наше время изобилия это тем более так. И хотя мы, конечно, можем романтизировать прошлое, когда многие небогатые люди жили в деревнях в простых хижинах без удобств и не видели проблемы в том, чтобы питаться лишь черным хлебом с водой из колодца, но в наше время для нормальной жизни нам нужны добротные дома, электричество, продукты питания, медицинское страхование, надежный транспорт или личный автомобиль и т.д. Деньги дают возможность жить в комфорте и спокойствии.

В наши дни нищета не должна быть тем, к чему стоит стремиться.

Евреи богаты по своей сути, и их внутреннее духовное богатство должно отражаться на фактическом материальном богатстве. И если вдруг мы не видим этого соответствия, то это происходит только потому, что Бог хочет, чтобы данный конкретный человек перенес это богатство из духовной жизни в материальную посредством своих усилий, чтобы превратить тьму в свет. Такие действия, в свою очередь, приводят в мир изобилие Божественного благословения.

Это приводит к практическому указанию: каждый еврей должен стремиться к богатству, духовному богатству, как говорили наши мудрецы: «Не существует другого богатства, кроме знания», а также к достижению материального благосостояния. Последнее, как объясняет Рамбам, позволяет посвятить себя изучению Торы и соблюдению заповедей наиболее полноценным образом. А также будет возможность заниматься благотворительностью, в том числе, делать более щедрые пожертвования на строительство синагог и домов учения.

Я помню, как в первый раз услышал эту идею, и как она невероятно повлияла на мое восприятие темы богатства. Жизнь в комфортных условиях всегда была моей мечтой и одной из тем для молитв, но богатство? Оно казалось всего лишь головной болью и скользкой дорожкой, ведущей к материализму и порокам.

«Это не так», – отвечают на это основатели нашей веры. Богатство представляет огромный потенциал для хороших поступков. Зачем отказываться от возможности для духовного роста? Разве мы можем сказать «нет» талантам, которыми наделил нас Всевышний?

Конечно, не всем нам предначертано быть богачами, не всем нам это необходимо. Например, я выучился на раввина, и это не было для меня путем к обогащению. И никоим образом не сказано в нашей традиции, что те из нас, кто не благословлен финансовым благополучием, имеют меньшую способность оказывать положительное влияние на мир. У каждого есть возможность выполнить свою личную миссию. Богатство – это всего лишь инструмент для некоторых из нас.

Так пусть же все мы будем использовать наши способности и таланты, дарованные Всевышним, для их истинной цели: создания прекрасного мира, в котором может обитать Бог!


Сноски

  1. Берешит 26:12-13.
  2. Хагига 9b.
  3. Эрувин 86a.
  4. Недарим 38a. В Драшот ха-Ран, эссе №5, предлагается длинное объяснение того, что это утверждение стоит понимать буквально (в отличие от Маймонида, который считает наоборот). Он сетует на то, что люди могут обратить внимание и прислушаться к словам только кого-то богатого, и поэтому пророк, которому нужно, чтобы люди его услышали, должен быть богат.
  5. Там же.
  6. Все же в нашей традиции существуют разные взгляды на богатство. При желании ознакомьтесь и с другими статьями по цитируемой недельной главе.

Запись Большое богатство – это добро или зло? впервые появилась Имрей Ноам.

Источник

#acjc #crimeajewishcongress #jewishcrimea #Jewish #crimea #israel #израиль

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов статей, а также с точкой зрения авторов комментариев.
Ответственность за достоверность изложенной в статьях информации несут авторы.
Работы публикуются в авторской редакции.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в статьях.
Обнаружив недопустимые или неточные материалы, свяжитесь с нами.
Если вы обнаружили контент с вашего сайта (например, статью, изображение, видео или поврежденную ссылку) и хотите, чтобы он был удален, сообщите нам об этом.
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+