Молитва из сердца

Рассказывается в Гемаре, как два человека заболели одинаковой болезнью и были приговорены. Оба молились. Один выздоровел, а второй – нет. Объясняет Гемара: молитва первого была совершенна, а второй — достичь этого не сумел. Объясняет Раши: «Совершенство молитвы – в сосредоточении и напряжении мысли».

Сосредоточенная молитва на иврите — «тфила бекавана«. То есть, – не просто проговаривание слов, установленных мудрецами, но переживание их мыслью и сердцем. Произнесение слов – это минимальная, церемониальная часть, но ещё не молитва… Всевышний ищет в молитве нашей души, нашего чувства.

Что чувствовать во время молитвы?

Но какие из чувств должны быть внесены в молитву, чтобы поднять нас на новую высоту?

Устанавливает «Шульхан арух»: главное ощущение в молитве – переживание нищего у чужого порога. У него нет еды, нет дома, он не знает куда идти. Он стучится в дверь и ждёт, чтобы кто-нибудь протянул кусок хлеба.

Чувство это столь важно, что без него, считают некоторые ахроним, молитва не засчитывается, и требует повторения. Именно этот душевный настрой должен пронизывать молитву.

Рав Хаим из Воложина пишет : пусть даже в ежедневной молитве человека присутствует всё: и благодарность, и радость, и признание величия Всевышнего, но не хватает одного — ощущения нищего перед закрытой дверью, — этот человек словно  никогда не молился. Другими словами, это прекрасный речитатив, но не молитва.

В молитве мы определяем себя нищими, у которых нет прав что-либо требовать — только просить и вымаливать. Единственный адрес, по которому мы можем обратиться — это Всевышний.

Три «молитвы»

В книге Псалмов, три из них открываются словом «молитва».

Первый, — «Молитва Моше, человека, избранного Б-гом», — принадлежит нашему учителю Моше, молившемуся  за весь народ, оказавшийся на грани уничтожения. Моше, как никто, любивший народ Израиля, был его верным наставником и отменял молитвой тяжкие приговоры.

Второй начинается со слов: «Молитва Давида». До сегодняшнего дня мы воспеваем Всевышнего словами выдающегося из царей, и молитва наша достигла бы совершенства, зазвучи она  с той же остротой  и силой, с какой произносил их он.

И, наконец, третий из псалмов открывается словами: «Молитва нищего».

Спрашивает Зоар а-Кодеш: «Какая из этих трёх молитв наиважнейшая для нас?». И тут же отвечает: «Молитва нищего». Молитва нищего выше молитвы Моше и молитвы Давида, и выше всех других молитв в мире.

Почему? Потому, что у нищего разбитое сердце.

Небесные ворота открываются…

Утверждает Тора: Всевышний близок обездоленным. Навстречу разбитым сердцам раскрываются Небесные ворота, и все их молитвы поднимаются вверх. Молитва нищего, как челнок, переносит с собой молитвы остальных людей. Написано в книге «Зоар» : бывает, ничьи молитвы не могут достигнуть цели, пока кто-нибудь со страдающей душой не возопит к Всевышнему, не отворит ворота и не впустит молитвы всех остальных. Человек должен ощущать себя нищим, чтобы слова молитвы всегда беспрепятственно поднимались наверх.

Открывает Гемара ещё одну тайну: «Из всех молитв, произнесённых с разбитым сердцем, молитва со слезами действеннее всех. Для неё нет препон на Небесах».

Написано в Торе: самое страшное — обидеть вдову и сироту. Почему именно их? — У вдовы и сироты «слёзы всегда готовы излиться из глаз». Если они в слезах взовут к Всевышнему, наказания обидчику не избежать. Не стоит выяснять отношения с человеком, близким к слезам. Всевышний жалеет плачущего.

Даже у жизнерадостного человека, довольного своей долей, есть повод для слёз: сокрытие Всевышнего. Такой человек ощущает боль оттого, что из-за грехов мы не видим присутствия Всевышнего в мире; из-за несправедливости и несчастий, происходящих вокруг, не ощущаем, как нечто неизменное, Его добро и любовь.

Особенность детей

Написано в Гемаре : в Храме, в Святая Святых, в месте присутствия Всевышнего над крышкой ковчега, помещались изображения двух «крувим». Слово  «крувим» происходит от слова «младенец». Почему именно изображения маленьких детей оказались над крышкой ковчега?

Объясняет Гаон из Вильно.

Весь мир находится под постоянной опёкой Всевышнего. Но к маленьким детям отношение Творца особое. Чтобы охранить детей,  играющих на улице, требуется целая армия ангелов.

Но почему над детьми такой пристальный надзор?

Как известно, маленькие дети ощущают свою беспомощность, своё неумение  справиться сами. Самонадеянному человеку Всевышний говорит: «Управляйся сам!» и удаляется от него. И только чувство зависимости приближает человека к Всевышнему. «Я нуждаюсь во Всевышнем!» – вот что  приводит к связи с Ним. Потому и в Храме присутствие Всевышнего символизировалось маленькими детьми.

Мать всегда встаёт ночью к плачущему малышу, пока он полностью зависит от неё.  Но, стоит ребёнку подрасти, в ответ на ночную просьбу, мама говорит: «Сделай сам!». Подобное происходит между нами и Всевышним. Если мы взываем к Нему с сознанием, что у нас нет никого другого, кто бы мог помочь, с ощущением полной зависимости от Творца, Он отвечает. «Отвечает» – не значит, что просьба немедленно выполняется. Причин, почему просимое не исполнилось, много. Но, как отмечалось выше, цель молитвы не ограничивается желанием вымолить помощь. Молитва способствует духовному росту и исправлению. Полноценная молитва – это молитва с чувством полной зависимости от Всевышнего

Есть и взрослые люди, не растратившие этого детского ощущения полной зависимости от Создателя. Он с особым вниманием оберегает этих людей.

Последняя инстанция

Пишет рав Шимшон Пинкус, благословенна память праведника: в ответ на просьбу об оказании материальной помощи, мы не обязаны обеспечивать просителя всей требуемой суммой, даже если у нас такая возможность есть. Да он на это и не рассчитывает. У него в запасе ещё достаточно адресов. Но, если мы для него — конечная инстанция, последняя надежда — мы обязаны помочь, чем только возможно. Таков один из законов о подаяниях.

Этот же закон действует, при обращении к Всевышнему. Если мы взываем к Нему с чувством: Он – единственный может помочь,  нет других адресов и не на кого больше  опереться, — «Ворота милосердия» распахиваются настежь, и помощь приходит порой вопреки законам природы.

Запись Что делать, чтобы молитва была принята? впервые появилась Имрей Ноам.

Источник

#acjc #crimeajewishcongress #jewishcrimea #Jewish #crimea #israel #израиль

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов статей, а также с точкой зрения авторов комментариев.
Ответственность за достоверность изложенной в статьях информации несут авторы.
Работы публикуются в авторской редакции.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в статьях.
Обнаружив недопустимые или неточные материалы, свяжитесь с нами.
Если вы обнаружили контент с вашего сайта (например, статью, изображение, видео или поврежденную ссылку) и хотите, чтобы он был удален, сообщите нам об этом.
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+