Смеяться над тонущим

Рав Шрага Симмонс


 

Попробуйте представить себе следующую сцену:

Группа подростков гуляет около пруда, и вдруг они видят, что в нем тонет какой-то человек. Пока он кричит, просит о помощи и барахтается в мутной воде, они смеются и издеваются над его затруднительным положением, комментируя: «Пусть он утонет, что за черт!»

Ребята принимают намеренное решение не помогать отчаявшемуся человеку в этот критический момент его жизни. Никто даже не подумал набрать 911. Вместо этого они снимают видеоролик о том, как человек тонет, чтобы опубликовать его в Интернете.

Этот инцидент действительно произошел во Флориде прошлым летом, и на этой неделе государственные чиновники заявили, что не будут официально предъявлять подросткам обвинения, учитывая отсутствие какого-либо закона, требующего от одного человека помогать другому в опасности.

 

Помогать — естественный человеческий инстинкт

Закон о преступном бездействии обычно не налагает обязанности спасать или защищать кого-то еще, если потенциальный спасатель не является сам причиной опасности. (Тем не менее, существует юридическая обязанность людей, состоящий в особых отношениях — друзей или коллег — обеспечивать безопасность друг друга).

Но мы сейчас не о юридических вопросах.  Глава местной полиции Майк Канталупе говорил о гуманитарном аспекте: «Я хочу думать, что оказание помощи — это естественный инстинкт для любого из нас, когда мы видим кого-то в беде … Как минимум, мы хотя бы пытаемся помочь.»

По мнению штата Флориды, существует моральная, но не юридическая ответственность за спасение человеческой жизни. Это вызывает некоторые важные вопросы:

  • Является ли общественная ответственность друг за друга тем, что может или должно быть закреплено законодательно?
  • Должны ли мы помогать другим, если это означает поставить под угрозу себя?
  • И если размышлять на более базовом уровне, почему вообще так важно спасать чью-то жизнь?

 

Не оставайся равнодушным

В Торе сказано: «Не оставайся равнодушным к крови ближнего твоего» (Ваикра 19:16). Это дает нам юридическое обязательство не стоять в стороне и приходить на помощь.

Спасение жизни (пикуах нефеш) отменяет большинство законов Торы. Например, нужно нарушить шабат, если жизни угрожает опасность.

Но при этом один человек не обязан спасать другого, если ситуация повлечет за собой существенный риск для его собственного благосостояния (Питхей тшува). И тем не менее, требуется хотя бы минимальная степень усилий по оказанию помощи.

Более того, иудаизм даже предоставляет правовую защиту тому, кто совершает акт спасения жизни (Бава Кама 117b). При перечислении различных ситуаций, в которых требуется кого-то спасти, Маймонид пишет, что мы обязаны делать все возможное, чтобы помочь другому человеку избежать вреда, даже если это может вызвать финансовые расходы. («Законы об убийстве и защите жизни 1:14»)

Далее Маймонид продолжает (1:16) утверждать, что бездействие в случае опасности для другого абсолютно ужасно, поскольку про того, кто убивает одного человека, считается, что он уничтожил весь мир, а про того, кто спасает одного человека, считается, что он спас весь мир.

Дух человечности

Все это ставит более общий вопрос: какова ценность человеческой жизни? По какой логике один человек тратит свои драгоценное время и энергию, чтобы помочь другому?

Или, как выразился Деннис Прагер, в чрезвычайной ситуации, будучи вынужденными выбирать между спасением вашей собаки или спасением незнакомца, кого вы бы выбрали — и почему?

Ответ Торы на этот вопрос находится в самом ее начале: «И сотворил Всевышний человека по образу Своему …» (Берешит 1:27)

В своей классической работе «Путь Бога» (1:5:1) рабби Моше Хаим Луццатто объясняет уникальный человеческий статус «сотворенного по образу Бога»:

Любое творение состоит из двух основных частей: физической и духовной. Физическая — это то, что мы испытываем благодаря нашим чувствам. Духовная же состоит из всего “нефизического”, что невозможно ощутить с помощью пяти чувств. Во всем мире только лишь человек состоит из двух разных сущностей: духовной души и физического тела. И во всей Вселенной нет никого подобного человеку в этом сочетании души и тела.

Хотя и животные, и люди имеют физическую жизненную силу, у людей также есть необыкновенная душа. Это само по себе нечто, полностью отличающееся от тела.

В конечном счете, основа выбора, кого спасать, человека или собаку, исходит из «Божественного образа», по которому создан каждый человек.

 

Шаг вперед

Вернемся к происшествию во Флориде: Должно ли общество принимать законы, наказывающие за отказ действовать? Каким будет ответ на этот вопрос с точки зрения иудаизма?

Хотя преступление равнодушия и бездействия обычно не наказуемо, Маймонид пишет («Законы об убийстве и защите жизни» 2: 5), что тюрьма или любая другая мера наказания, способствующая исправлению, могут работать на благо общества.

Однако в конечном счете мораль не может быть навязанной. Стремление следовать ей должно исходить изнутри, от осознания, что каждая человеческая жизнь имеет поистине бесконечную ценность.

В случае с Флоридой наше возмущение должно быть направлено не на суды, а скорее на общество, которое окружает типичного американского подростка непрерывной чередой убийств и насилия, демонстрируемых по телевидению — плюс даже некоторые реальные происшествия на Facebook в прямом эфире.

Возможно, мы сами в некотором плане онемели и стали пренебрегать уважением к человеческой жизни, постепенно приглушая свою естественную инстинктивную реакцию приходить на помощь.

Или, возможно, все эти рассказы, новости и фильмы о лучшей жизни размыли границы между фантастикой и реальностью — создание аватарок для социальных сетей, виртуальная реальность и компьютерная графика, которые избавляют нас от проявлений настоящих человеческих эмоций, сделали нас менее чувствительными в вопросах отношений с окружающими.

Возможно, суд Флориды должен был назначить этим подросткам по 100 часов общественных работ, связанных с обслуживанием пожилых и нуждающихся людей. Этот процесс неизменно поспособствовал бы возвращению к ним чувства гуманности.

И давайте, правда уж, не будем минимизировать роль теологии в этой дискуссии. Иудаизм учит, что уважение к Богу и уважение к тем, кто создан по Его образу — это две стороны одной и той же монеты. Как объясняет Мидраш: (Мехильта Ди’Рабби Ишмаэль — Итро 8, см. Берешит 9: 6)

Десять заповедей были даны на двух одинаковых скрижалях — пять на одной половине и пять на другой. Первая заповедь — на первой скрижали — говорит о вера в Бога. Шестая заповедь (первая на второй скрижали), расположенная ровно напротив первой, про веру во Всевышнего — «Не убивай». Получается, что по мнению Торы убийство сродни покушению на самого Бога.

Это основа принципа отцов-основателей: «все люди созданы равными». Покушение на Божественный образ в каждом человеке — это нападение на саму сущность человечества. Еврейское видение мира основано на уважении к каждому человеку и готовности помогать, когда это необходимо.

 

Запись Что происходит с обществом, лишенным взаимных обязательств? впервые появилась Имрей Ноам.

Источник

#acjc #crimeajewishcongress #jewishcrimea #Jewish #crimea #israel #израиль

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов статей, а также с точкой зрения авторов комментариев.
Ответственность за достоверность изложенной в статьях информации несут авторы.
Работы публикуются в авторской редакции.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в статьях.
Обнаружив недопустимые или неточные материалы, свяжитесь с нами.
Если вы обнаружили контент с вашего сайта (например, статью, изображение, видео или поврежденную ссылку) и хотите, чтобы он был удален, сообщите нам об этом.
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+