«Шовэвим» (или «Шовавим») — это аббревиатура названий первых шести глав из книги Шмот: «Шмот», «Вайера», «Бо», «Бэшалах», «Итро», «Мишпатим». Этим термином принято обозначать период, на который приходятся эти главы во время общественного чтения Торы. В високосные годы, когда в еврейском календаре удваивается месяц Адар, к названию «Шовэвим» («Шовавим») прибавляют слово «Тат», что является аббревиатурой дополнительных двух глав, следующих за первыми шестью: «Трума» и «Тэцаве».

В книге «Лекет Йошер», написанной около шестисот лет назад, говорится о том, что в Австрии существовал обычай в високосные годы выдерживать восемь постов, первый из которых устанавливали в четверг той недели, на которую приходилась недельная глава «Шмот». И так постились раз в неделю до главы «Тэцаве». В качестве обозначения этого периода постов пользовались аббревиатурой названий глав тех недель, в которые устаивали общественные поста – «Шовэвим Тат»: «Шмот», «Вайера», «Бо», «Бэшалах», «Итро», «Мишпатим», «Трума» и «Тэцаве». Там же автор приводит, что его учитель, автор респонс «Трумат а-Дэшен» с большим трепетом относился к этому обычаю.

Автор комментария «Левуш» на «Шулхан Арух» пишет, что в ряде мест в високосные годы по четвергам устанавливали общественные посты во время, когда читали первые восемь недельных глав из книги Шмот. Возникновение обычая он объясняет тем, что в високосный год от постов, устраиваемых сразу после праздника Суккот, до постов, устраиваемых после праздника Песах, успевает пройти более полугода. Для того чтобы за столь продолжительный срок не успело скопиться слишком много прегрешений, между после праздничными постами установили дополнительные посты, в которые еврейский народ получает возможность раскаяния и прощения. В действительности должны были бы поститься не только в четверг, но и в понедельник, как это делают во время серии после праздничных постов, когда постятся понедельник-четверг-понедельник. В таком случае на дополнительный месяц Адар, который прибавляется в високосные годы, приходилось бы восемь постов – по два в каждую из четырех недель. Но для того, чтобы людям было легче переносить посты, их установили в меньшем количестве: по одному посту в неделю.

«Дополнительная причина установления постов в високосные годы — продолжает автор книги «Левуш», — связана с тем, что в такие годы существует повышенная опасность выкидыша. Поэтому с помощью постов и раскаяния народ усиливает действие молитв за то, чтобы Всевышний уберегал женщин от выкидыша. Согласно этому объяснению, весьма понятно, почему постятся, начиная именно с главы «Шмот», в которой сказано: «Чем больше изнуряли его (народ Израиля), тем больше умножался и разрастался» (Шмот 1:12). А завершают серию постов главой «Тецавэ», где содержатся указания, связанные со строительством Мишкана, — места пребывания Шхины, благодаря присутствию которой умножается народ Израиля.

В дни этих постов во время утреннего общественного чтения Торы, устраиваемого в синагоге, читали фрагменты текущих недельных глав, а не отрывок, который обычно читают в общественные посты. Во время этих постов принято молить Всевышнего о том, чтобы народ Израиля множился и умножался, и у еврейских женщин были благополучные роды. В Талмуде сказано, что специальные группы («аншей маамад») людей по четвергам молились в Иерусалимском Храме о том, чтобы у еврейских женщин не было выкидыша. Некоторые законоучители пишут, что по этой причине посты были установлены именно на четверг. Другие авторитеты Торы считают, что для постов «Шовэвим» выбрали четверг, а не понедельник, т.к. в четверг, т.е. в пятый день Творения, были сотворены рыбы, получившие благословение Всевышнего плодиться и размножаться (Берейшит 1:22). Отсюда берет начало благословление «Множьтесь подобно рыбам».

Об обычае устраивать посты «Шовэвим Тат» упоминают многие наши авторитетные законоучители и духовные наставники. В некоторых из них приводится, что было принято поститься и в обычные, не високосные годы и посты эти называют «Шовэвим».

Если новомесячье Швата и пятнадцатое Швата – дни, в которые запрещено поститься, – выпадают на четверг, эти два поста восполняют в следующие после «Шовэвим Тат» недели – когда в Торе читают главы «Ваякель» и «Пикудей». При этом порядок специальных молитв покаяния «Слихот», которые читают в день поста, остается неизменным, то есть не пропускают молитвы постов, приходящихся на недели, в которые не постились.

В книге «Шней Лухот а-Брит» сказано, что в период, когда в високосные годы читают первые восемь глав из книги Шмот, на еврейский народ распространяется особая помощь Свыше, что бы он получил возможность исправить и усилить те основы, благодаря которым существует мир: раскаяние, служение Всевышнему, молитва, изучение Торы, исполнение ее законов, пожертвованиях неимущим в частности и милосердии как таковом в более широком смысле. Так, в главе «Шмот» рассказывается о раскаянии, вызванном внешними условиями – страданиями, которые еврейский народ претерпевал от египтян. В главе «Ваэра» — о раскаянии, пришедшем в результате внутреннего анализа. В главе «Бо» — о служении Всевышнему, в «Бэшалах» — о молитве, в «Итро» — об изучении Торы. В главе «Мишпатим» — о даровании законов. В главе «Трума» — о пожертвованиях, которые входят в заповедь милосердия. В главе «Тэцаве» — о милосердии как таковом.

В первом стихе главы «Шмот» можно увидеть намек на обычай «Шовэвим» и на то, что этот период особо благоприятен для раскаяния. Начальные буквы первых слов стиха образуют аббревиатуру «шовэвим», а последние буквы завершающих этот стих слов образуют аббревиатуру «тшува», что в переводе со Святого языка означает «раскаяние». Рав Цадок а-Коэн из Люблина пишет, что период «Шовэвим» — это время, особо благоприятное для раскаяния сыновей «шовэвим» («строптивых»), как сказано: «Возвратитесь, сыны строптивые, и исцелю Я строптивость вашу» (Йермияу 3:22). Согласно автору книги «Зоар», это время, особо благоприятно для исправления нарушения запрета растрачивать семя впустую и исправление происходит исключительно с помощью изучения Торы. Он так же пишет, что, согласно Каббале, шесть первых глав книги Шмот соответствуют шести сферам – от сферы «Хэсед» до сферы «Исод».

В наше время не принято устаивать посты «Шовэвим» или «Шовэвим Тат», так как люди стали слабее фиэически и частые посты могут им повредить. Однако, поскольку этот период особо благоприятен для духовного очищения и роста, в него принято устраивать общественные занятия для повторения законов чистоты семейной жизни. В некоторых общинах изучают специально составленный для этого периода сборник «Тикун Шовэвим». Тем, кто все же желает исполнить древний обычай наших отцов поститься в эти дни без ущерба служению Творцу спровоцированного слабостью, вызванной постом, пусть примет на себя «словесный пост», т.е. откажется от пустых разговоров в эти особо святые дни года, как это приведено в книге «Мишна Брура» (571:2). А приумножение изучения Торы согласно всем мнениям исправляет и возвышает человека гораздо больше, чем отказ от еды и питья.

Запись Что такое «Шовэвим»? впервые появилась Имрей Ноам.

Источник

#acjc #crimeajewishcongress #jewishcrimea #Jewish #crimea #israel #израиль

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов статей, а также с точкой зрения авторов комментариев.
Ответственность за достоверность изложенной в статьях информации несут авторы.
Работы публикуются в авторской редакции.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в статьях.
Обнаружив недопустимые или неточные материалы, свяжитесь с нами.
Если вы обнаружили контент с вашего сайта (например, статью, изображение, видео или поврежденную ссылку) и хотите, чтобы он был удален, сообщите нам об этом.
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+