Шмуэль I, 20:18–42

Когда мы читаем историю о Давиде и Йонатане

Давид и Йонатан были очень близкими друзьями, чья глубокая привязанность друг к другу оставалась выше всех дворцовых интриг и беспричинной ненависти царя Шауля. Талмуд описывает дружбу Давида и Йонатана как пример самой чистой любви, не зависящей ни от каких факторов и поэтому благословленной на вечную жизнь. История Давида и Йонатана читается в синагогах в Шабат в качестве афтары накануне Рош Ходеш, новолуния.

Каждый Рош Ходеш всегда был особенным днем для еврейского народа – и речь не только о том, что благодаря новолуниям мы знаем, когда какой праздник отмечать. Во времена Храма в этот день приносили (дополнительную) жертву Мусаф, которую после разрушения Храмов заменила одноименная молитва; сегодня к некоторым другим молитвам в Рош Ходеш добавляются особые вставки, а также произносится Алель. Если Рош Ходеш и Шабат совпадают, в дополнение к недельной главе читается особый отрывок, а обычная афтара, соответствующая актуальной неделе, заменяется специальной афтарой для Шабата Рош Ходеш. А когда Шабат совпадает с кануном Рош Ходеш, мы не добавляем к чтению дополнительный отрывок, но так же заменяем обычную афтару на специальную, называемую Махар Ходеш («Завтра [Рош] Ходеш») за счет упоминания такой фразы в ее первом стихе.1

Дружба

На самом деле история дружбы Давида и Йонатана, приведенная в первой книге пророка Шмуэля, начинается несколькими главами раньше, до событий, описанных непосредственно в нашей афтаре.

Давид, юноша из Бейт-Лехема, только что стал национальным героем. Он в одиночку убил могучего Голиафа, наводящего на всех ужас великана из народа филистимлян, заклятых врагов евреев. Царь Шауль, правивший в Израиле в то время, пообещал, что тот, кто победит Голиафа, получит большую награду и, в том числе, возможность жениться на его дочери. Одолев великана, Давид завоевал восхищение всего народа и вскоре стал правой рукой Шауля, получив контроль над всеми военными делами. Затем, после ряда событий, он женился на Михаль, младшей дочери Шауля, которая его очень полюбила.

До всех этих событий книга Шмуэля повествует о том, что Бог уже избрал Давида следующим царем Израиля. Шауль больше не должен был оставаться на престоле, так как утратил доверие в глазах Всевышнего из-за своей неспособности следовать Божественным наставлениям. Сам Шауль знал, что совершил непростительную ошибку и что его царство не будет продолжаться еще долгие годы, но поскольку Давид был помазан в тайне, Шауль не мог и предположить, что Бог уже назначил его преемника. Поэтому теперь, когда популярность Давида в народе росла, Шауль стал относиться к нему все более враждебно, хотя раньше между ними были прекрасные отношения, потому что он считал Давида преступником, посягающим на место живого и здравствующего царя.

И напротив, в то же самое время Йонатан, старший сын Шауля и наследный принц, установил с Давидом невероятно глубокую дружбу. В стихе сказано, что Йонатан полюбил Давида «как душу свою».2 И тогда же Шауль впервые публично продемонстрировал свое отношение к Давиду. Другой стих свидетельствует о том, что «злой дух от Бога напал на Шауля»,3 вызывая у него настроения, которые можно было бы определить как меланхолию или депрессию, и много раз доводил его буквального до безумного желания мести Давиду.

Жизнь Давида в опасности

Чтобы еще больше усложнить ситуацию, этот «злой дух» не преследовал царя постоянно. Бывали времена, когда Шауль был свободен от него и возвращался к своему разумному восприятию действительности. Поэтому Йонатан был полон решимости отговорить своего отца от его нелепого стремления убить Давида, он не понимал всей глубины проблемы и был уверен, что все дело исключительно в плохом настроении, которое иногда посещает Шауля. После очередной волны гнева отца Йонатан предложил Давиду какое-то время не возвращаться во дворец, а спрятаться, чтобы Йонатан за это время успел поговорить с Шаулем и по возможности уговорить его, что Давид искренне предан царю.

В то утро ему действительно удалось убедить отца в том, что его вражда с Давидом не имеет никаких причин. «Он не согрешил против тебя и деяния его весьма для тебя хороши. И рисковал он жизнью своей… И совершил Господь великое спасение всему Израилю. Видел ты это и радовался, зачем же будешь грешить ты против невинной крови, убивая Давида без причины?»4 Шауль согласился с сыном и поклялся ему, что не будет трогать Давида. Но, как уже упоминалось, меланхоличный дух царя периодически возвращался к нему. И в следующий раз это произошло, когда Давид одержал еще одну впечатляющую победу над филистимлянами. Шауль, забыв о своей клятве, возобновил попытки преследования Давида.

И хотя для себя Шауль принял решение, что он должен Давида убить, Йонатан не мог до конца в это поверить. Его отец был по-настоящему праведным и особенным человеком, он вовсе не случайно стал первым царем в еврейском народе. Если он дал сыну клятву не убивать Давида, было бы немыслимо, чтобы он ее нарушил. Да, это правда, что Шауль снова проявил враждебность по отношению к Давиду, однажды бросив в него копье так, что тому еле удалось увернуться, и даже подсылал к нему своих людей – но даже в своем состоянии меланхолии он никогда официально не заявлял сыну, что снова намеревался убить Давида. А это, как утверждал Йонатан, могло означать, что для Давида все еще не представляет опасности находиться в царском дворце и спокойно в нем жить (на тот момент Давид уже был женат на Михаль). Однако сам Давид в этом убежден не был. Поэтому попросил Йонатана провести следующую проверку.

Проверка для царя

Рош Ходеш, первый день месяца, и в наши дни отмечается особо, а в те времена это был настоящий праздник с весьма впечатляющими атрибутами: люди расслаблялись или даже прекращали свои рабочие дела, а многие собирались в Мишкане. В царском дворце было установлено определенное время, когда все члены двора собирались на дневную трапезу. И даже если они могли пропустить такую трапезу в другие дни, к трапезе в Рош Ходеш, как к праздничной, относились иначе.

Давид договорился с Йонатаном, что он, Давид, будет отсутствовать на трапезе в Рош Ходеш, который как раз приходился на следующий день. Это было бы необычно, поскольку прежде Давид всегда присутствовал, а потому Шауль, скорее всего, поинтересовался бы местонахождением Давида. Йонатан должен был сказать отцу, что Давида нет, потому что старший брат пригласил его провести Рош Ходеш дома, вместе с семьей. Идея состояла в том, чтобы увидеть реакцию Шауля. Если бы он и правда хотел убить Давида, то явно был бы рассержен тем фактом, что Давид мог легко и без предупреждения ускользнуть и его жизнь по существу оставалась вне контроля царя.

Знак Йонатана Давиду

Разрабатывая этот план, Давид и Йонатан вышли в поле. Оказавшись там, Йонатан пообещал сразу же и лично проинформировать Давида о результатах проверки. Наконец, из своей глубокой любви и привязанности к Давиду, он торжественно заключил с ним договор относительно его будущего правления и помолился Всевышнему, чтобы Он спас дом Давида от всех его врагов.

Но как в случае гнева Шауля Йонатан сможет передать Давиду информацию, чтобы не вызвать подозрений и не раскрыть место, где тот скрывается? Они предусмотрели особые знаки. Друзья договорились, что Давид должен спрятаться в том же месте, в котором уже прятался раньше, когда Шауль давал клятву не убивать его. А Йонатан, узнав ответ, передал бы его в виде кода.

Йонатан должен был в сопровождении юноши из своих прислужников прийти на поле в место, которое оставалось в пределах слышимости от Давида. Ему предстояло делать вид, что он практикуется в стрельбе из лука, совершенствуя свои навыки, а прислужник должен был приносить Йонатану обратно выпущенные стрелы. Если он скажет юноше: «Вот, стрелы дальше тебя» – это означало бы, что Шауль в своих намерениях зашел слишком далеко, а если наоборот – это стало бы признаком того, что опасности нет и Давид спокойно может вернуться во дворец. В случае, если код Йонатана будет свидетельствовать о злом умысле Шауля, Давиду предстояло срочно бежать как можно дальше.

За трапезой

Наступил следующий день, пришло время трапезы, и члены царского дома заняли свои места за праздничным столом. Давид обычно сидел прямо рядом с царем. Несмотря на то, что Йонатан был сыном царя, с его стороны было бы неуважительно сидеть рядом с отцом, и по этой причине Давид занимал место рядом с Шаулем, оказываясь таким образом между Йонатаном и его отцом. Теперь же, когда Давид отсутствовал, Йонатанц пришлось бы сесть прямо рядом с отцом, и никто не разделял бы их. Поэтому, чтобы соблюсти правила приличия, он поменялся местами с Авнером, начальником царского штаба, и таким образом Авнер сидел между Йонатаном и его отцом, а место Давида все еще оставалось пустым и привлекало к себе внимание..

В тот день Шауль ничего не сказал. Он предположил, что отсутствие Давида было связано с тем, что тот каким-либо образом стал ритуально нечистым. Несмотря на то, что за той праздничной трапезой фактически не было пищи, которую не может вкушать человек в состоянии ритуальной нечистоты, тем не менее, для многих было обычной практикой стараться постоянно поддерживать свой статус чистоты в отношении пищи, если, конечно, не было уважительных причин для обратного.5

Ярость Шауля

На следующий день Давид снова отсутствовал. Теперь Шауль не мог не поинтересоваться о местонахождении Давида, и Йонатан повторил отцу заранее согласованную с Давидом версию о том, что тот отправился домой. Однако вместо того, чтобы принять эту уважительную причину, царь Шауль впал в ярость.

«Сын дерзкой женщины!» – воскликнул он, имея в виду, что Йонатан поступил по отношению к нему как неверная жена, изменившая мужу с другим мужчиной. «Разве не знаю я, что ты предпочел сына Ишая на позор себе и на позор наготы матери своей?» Так Шауль указал Йонатану на то, что его ложь бросает тень и на него самого, и на его мать. Ведь люди скажут, что жена Шауля, должно быть, родила сына от другого мужчины, потому что как Йонатан мог быть родным сыном Шауля, если он присоединился к врагам своего отца?…

В заключение Шауль приказал Йонатану послать за Давидом и привести его во дворец, потому что тот заслуживал смерти. Но Йонатан стоял на своем и снова бросил вызов отцу: «За что предавать его смерти, что сделал он?» В ответ Шауль поднял свое копье и замахнулся им, как будто хотел поразить Йонатана. Разозлившись и будучи абсолютно обескураженным, Йонатан ушел из-за стола, не притронувшись к трапезе.

Расставание друзей

На следующее утро, как и было оговорено, Йонатан вышел в поле в сопровождении юного прислужника. Он стрелял из лука и, когда юноша побежал за очередной стрелой, как можно громче крикнул: «Ведь стрела дальше тебя! Скорее, поторопись, не останавливайся!» Это было четким указанием Давиду на то, что ситуация окончательно вышла из-под контроля и ему необходимо бежать

После того, как Йонатан отправил прислужника обратно во дворец, Давид вышел из своего укрытия, пал лицом на землю и трижды поклонившись Йонатану. Друзья целовали друг друга перед разлукой и плакали. На прощанье Йонатан напомнил Давиду о договоре, который они заключили друг с другом. Этот завет, свидетелем которого стал сам Всевышний, навсегда связал и их самих, и их потомков.


Сноски

  1. Если по каким-либо другим календарным причинам в такой Шабат нужно читать другую афтару, то, согласно традиции, мы читаем необходимую афтару, но добавляем к ней первый и последний стихи от Махар Ходеш.
  2. Шмуэль I, 18:1; 20:17
  3. Шмуэль I, 18:10
  4. Шмуэль I, 19:4-5
  5. Другие комментаторы (Радак, Ральбаг) указывают на то, что в те времена на царском столе действительно подавалось мясо жертв. Храм еще не был построен, и жертвоприношения можно было приносить в любом месте. Фальшивое объяснение местонахождения Давида также заключалось в том, что он якобы отправился домой, чтобы вместе с семьей принести жертвоприношение по случаю новолуния.

Запись Давид и Йонатан впервые появилась Имрей Ноам.

Источник

#acjc #crimeajewishcongress #jewishcrimea #Jewish #crimea #israel #израиль

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов статей, а также с точкой зрения авторов комментариев.
Ответственность за достоверность изложенной в статьях информации несут авторы.
Работы публикуются в авторской редакции.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в статьях.
Обнаружив недопустимые или неточные материалы, свяжитесь с нами.
Если вы обнаружили контент с вашего сайта (например, статью, изображение, видео или поврежденную ссылку) и хотите, чтобы он был удален, сообщите нам об этом.
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+