Рабби Ханина, бен Доса, говорил: «Мудрость, которой предшествует боязнь греха, прочна; но мудрость, предшествующая боязни греха, неустойчива».

Также он говорил:

«Когда дело преобладает над мудростью, мудрость прочна; но мудрость, преобладающая над делом, неустойчива».

(Пиркей Авот, глава 3, мишна 8)

В этой мишне мы находим еврейский взгляд на мудрость, который разительно отличается от классического греческого мировоззрения. Для Аристотеля назначение человека, его высшая доблесть и конечная цель – достижения жизни созерцания, упражнения его разума. В свою очередь, для рабби Ханины мудрость и знания – это всего лишь средства для достижения цели.

Как сказано в другом месте Талмуда: значительна учеба, которая приводит к действиям. Всевышний требует от нас не только возвышенных мыслей, но и правильных поступков. Еще ни одному голодному человеку не помогли чужие высокие мысли сами по себе. Средневековый еврейский философ, Йег̃уда г̃а-Леви, ясно пишет в своей книги «Кузари», что греческая философия – это всего лишь бутон, который не приносит плодов. Действительно, можно получить удовольствие от красоты, структурной симметрии и четкой логики греческой мысли. Но это лишь бутон. Он расцветает на мгновение и исчезает, и мир получает от него мало пользы.

С другой стороны, еврейская мысль требует «плодов»: осязаемых достижений в реальном мире, ощутимых успехов в изменении человеческого сердца.

Если мудрость человека превосходит его поступки, и он не переводит свои знания в путеводитель для своего поведения, его можно сравнить с изобретателем сложной машины, в которой вертятся колесики, но которая ничего не делает и не приносит никакой пользы. Очевидно, что такой механизм – продукт бессмысленно затраченных усилий, и он производит напрасную работу.

В этой связи можно упомянуть, что малыш учит Тору, пока находится в утробе матери, а затем, при рождении, он все забывает. Казалось бы, что и это напрасно. Но только если ребенок ничего не сделает в своей дальнейшей жизни, чтобы вспомнить и использовать эти знания.

Если человек живет в этом мире семьдесят и более лет, то он приобретает большое количество знаний, пока его мозг не станет коллекцией фактов и цифр. Но если при этом его знания не находят применения, он не лучше этого ребенка. Мудрость, которая не переходит в поступки, уходит вместе с ее носителем.

Этот мир – сцена действий, поступков, творчества. Мудрость – лишь средство к достижению цели, путеводная звезда, направляющая нас к поступкам, которые следует осуществить.


Отрывок из книги «Этика с Синая» р. Ирвинга Бунима, печатается с разрешения издательства Feldheim.

Запись Для чего нужна мудрость? впервые появилась Имрей Ноам.

Источник

#acjc #crimeajewishcongress #jewishcrimea #Jewish #crimea #israel #израиль

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов статей, а также с точкой зрения авторов комментариев.
Ответственность за достоверность изложенной в статьях информации несут авторы.
Работы публикуются в авторской редакции.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в статьях.
Обнаружив недопустимые или неточные материалы, свяжитесь с нами.
Если вы обнаружили контент с вашего сайта (например, статью, изображение, видео или поврежденную ссылку) и хотите, чтобы он был удален, сообщите нам об этом.
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+