Во времена, когда голод царил в Земле Израиля, Авраам, а позднее Яаков и его домочадцы, спустился в Египет. Йосеф, проданный в египетское рабство, стал советником царя. Сыны Израиля поселились в земле Гошен (Берешит 47:27). После смерти Йосефа, в 2309 году от сотворения мира (в 1451 г. до н.э.), началось порабощение евреев в Египте, в основном заключавшееся в строительной деятельности. Несмотря на то, что нашим предкам перестали давать солому для делания кирпичей, от них требовалось выполнять норму их изготовления, а в случае ее невыполнения египтяне-надсмотрщики брали детей наших предков и замуровывали их в стены зданий. Фараон, больной проказой, принимал ванны из крови еврейских младенцев (Шмот Раба 1:34). За долгие годы изгнания Сыны Израиля сблизились с египетским бытом, стали идолопоклонниками (Йехезкель 20:8) и дошли до 49 уровня духовной нечистоты. После множества сигналов, переданных Всевышним Фараону через Моше и Аарона с просьбой освободить Народ Израиля, только по прошествии «Десяти Казней» правитель Египта согласился отпустить народ.

Раступление моря

Это произошло 15 Нисана 2448 года от сотворения мира (в 1312 г. до н.э.) Вследствие потопления египетского войска в Ям Суф (Красном море) наши предки значительно обогатились. Тора запретила евреям возвращаться на территорию Египта и обосновываться там (Дварим 17:16), это допустимо только в коммерческих и подобных им целях.

Во времена царствования Шломо египетская земля служила убежищем для восставших против него, среди которых Йеравам Бен Неват. В конце эпохи Первого Иерусалимского Храма фараон Нехо сослал царя Иудеи Йеоахаза в Египет, есть вероятность, что с вместе ним были сосланы и другие жители Иудеи. Вскоре после разрушения Первого Храма, в 3338 году от сотворения мира (422 году до н.э.) был убит Гедалья Бен Ахикам, и остальные беженцы выбрали возвращение в запретную страну, где они поселились «в Мигдоле, и в Тахпанхэйсе, и в Нофе, и в стране Патрос» (Ирмияу 44:1). Евреи, по-видимому, солдаты персидской армии, находились в военном городке Биб, поддерживая связь с первосвященником в Иерусалиме.

Во время правления Птолемея на Земле Израиля в Египте росла численность еврейского населения, большей частью в Александрии. Первосвященник Хунио основал «Бейт Хунио».

На середину периода Второго Храма пришелся «перевод семидесяти» – перевод текста Торы на греческий язык по указу правителя Египта. Значительная часть евреев Александрии стала придерживаться традиций греческой культуры, хотя по-прежнему оставалась верной заповедям Торы. Заметным представителем этого течения в еврействе был Филон (Ядидья) Александрийский, живший около 2000 лет назад. В его трудах просматривается слияние слов Торы с философскими идеями. Масштаб александрийской синагоги впечатлял.

Положение наших предков в Египте пошатнулось во времена Римской империи, когда для всех категорий граждан были предусмотрены отдельные области проживания. Несколько раз египетские евреи подвергались притеснениям в ходе греческих погромов и при подавлении восстаний (в 3826 году от сотворения мира / 66 г. н.э. и 3876 году от сотворения мира / 116 г. н.э.). Под давлением христиан евреи были изгнаны из Александрии в 4175 году от сотворения мира (415 г. н.э.), однако они продолжали населять различные части страны. Большая община находилась в Фостате (часть современного Каира). После арабско-мусульманского завоевания Египет и Вавилония перешли под единую власть, что укрепило связь между египетскими евреями и вавилонскими гаоним (мудрецами). В 4642 году от сотворения мира (882 г. н.э.) в области Фаюм (Питом) родился рав Сеадья (Саадья) Гаон (Рагас), прозванный «аль-фаюми» по месту происхождения. Его эпоха знаменита поселением множества караимов на территории Египта (проживавших там вплоть до последних поколений), и Рагас написал в этой местности книгу, полемизируя против их убеждений. В Египте были еврейские общины выходцев из Вавилонии, соблюдавшие уставы вавилонских ешив, и выходцы из Земли Израиля, следовавшие принятым у них обычаям. Приблизительно 1000 лет назад во главе ешивы Фостата стоял раби Шимрия Бар Эльханан из числа «четверых пленников».

Примерно 130 лет спустя также была основана ешива в израильских традициях. Об упрочении  контактов и возвращениях, занимавших не последнее место в поколениях египетских евреев тех лет, можно узнать из реликвий, найденных около века назад в «Каирской генизе» (хранилище пришедших в негодность свитков, святых книг, их фрагментов, содержащих имена или эпитеты Бога, а также предметов, уничтожение которых запрещено еврейскими религиозными нормами), в древней синагоге Фостата и на местном кладбище. Еврейская диаспора Египта была объединена организацией, управляемой «вождем».

Этот институт губернаторства просуществовал почти полвека. Не далее как 850 лет назад почетную должность занимал раби Шмуэль Бар Хананья, известный как «раби Шмуэль Анагид (правитель)», составитель «Маво аТалмуд» («Введения в Талмуд»). На тот момент в Египте насчитывалось до 15000 евреев. В 4925 году от сотворения мира (1165 г. н.э.) семья Рамбама (Раби Моше Бар Маймона) приехала в Египет. Рамбам служил придворным врачом, в то же время руководя еврейской общиной и собирая материал для своей огромной книги. Потомки Раби Моше Бар Маймона в течение последующих 200 лет назначались наместниками. В годы господства мамлюков (с 5010 года от сотворения мира / 1250 г. н.э. и далее) евреи преследовались, их экономическое положение ухудшилось. Незадолго до изгнания евреев из Испании в Каире проживали приблизительно 600 еврейских семей, еще несколько десятков – в диаспоре других городов. Как следствие испанского изгнания многие прибыли в Египет, среди них – раби Яаков Бирб и Радбаз (раби Давид бен Зимра). В ешиве Радбаза учились раби Бецалель Ашкенази (автор фундаментального труда «Шита мекубецет» («Сборник концепций») и Ари (раби Ицхак Лурия).

В последние столетия наблюдался духовный спад египетского еврейства. Конечно, были мудрецы Торы, такие как раби Мордехай Алеви и его сын раби Авраам (составитель книги «Гинат врадим» («Сад роз»), но уровень общины в целом низок. Примерно 150 лет назад были открыты талмуд-тора (дом учения Торы) и школа. Спустя 50 лет после этого многих детей стали отправлять в учебные заведения отличного от традиционного еврейского характера, включая христианские. Количество евреев в 5657 (1879) году было близко к 25000, а через полвека достигло 60000.

В период освободительной войны в Израиле евреи Египта страдали от длительных беспорядков и постановлений правительства. Сотни были убиты, тысячи арестованы, 35000 бежали в Израиль. Под названием «Позорного дела» (политический скандал в Израиле 1954-1964 гг., связанный с провальной диверсионной операцией военной разведки Израиля в Египте) было скрыто испытание государства Израиль на прочность через египетских евреев, призванное посеять вражду между Египтом и США. Евреи устроили небольшие взрывы в американских учреждениях Каира, чтобы пробудить у Соединенных Штатов агрессию в отношении египетской стороны. Раскрытие дела усугубило жизнь евреев в Египте, и порядка 25000 были изгнаны, а их имущество конфисковано. Во время Шестидневной войны 5727 (1967) года в Египте оставались как минимум 2500 евреев, перенесших новую волну преследований и пыток.

В 5767 (2007) году египетская еврейская община состояла из всего 40 человек, 30 из которых проживали в Александрии. Общину Каира возглавляет Кармен Вайнштейн, поддерживающая контакты с израильскими посольствами и другими еврейскими объединениями на территории Израиля и в диаспоре за его пределами. Александрийской общиной руководит доктор Макс Саламе. Община остается на связи с генеральным консульством в Александрии и сотрудниками посольства в Каире. На могиле Раби Яакова Абухациры в городке Дамангур близ Александрии раз в год проводится илула (поминальная церемония, приуроченная к годовщине смерти праведника), на которую съезжаются евреи со всего Израиля и из других стран.

Запись Египет и евреи впервые появилась Имрей Ноам.

Источник

#acjc #crimeajewishcongress #jewishcrimea #Jewish #crimea #israel #израиль

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов статей, а также с точкой зрения авторов комментариев.
Ответственность за достоверность изложенной в статьях информации несут авторы.
Работы публикуются в авторской редакции.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в статьях.
Обнаружив недопустимые или неточные материалы, свяжитесь с нами.
Если вы обнаружили контент с вашего сайта (например, статью, изображение, видео или поврежденную ссылку) и хотите, чтобы он был удален, сообщите нам об этом.
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+