Мелахим I, 18:20–39

Мендел Дубов

 

Знаменитую историю об Элияу на горе Кармель читают в афтаре главы Торы Ки Тиса. В ней пророк Бога Элияу подвергает испытанию то, что в то время считалось высшим и могущественнейшим из всех языческих божеств – Бааля. Центральная история этой главы – это история о золотом тельце, таким образом совершенно очевидно, что отрывок, выбранный для афтары, логически перекликается с тем печальным эпизодом.

Царь-идолопоклонник и наказание засухой

События происходят в то время, когда царем Израиля был Ахав. Исторически сложилось так, что после раскола еврейского царства на две части, большинство царей, которые правили государством, включающим десять колен (известном как Израиль), были далеки от добродетели. Однако Ахав был хуже всех, при нем царство пришло к настоящему духовному упадку: «Ахав делал то, что гневило Господа, Бога Израиля больше, чем все цари Израилевы, которые были до него»(1)

В немалой степени на поведение Ахава повлияла его жена, злодейка Изэвель. Она была принцессой соседнего царства Цидон и привела своего мужа, а с ним и его страну, в самую тьму языческой культуры, в которую и сама была погружена. Женившись, Ахав попал под ее мощное давление и еще дальше отошел от путей Всевышнего.

В период Первого Храма, в который входит время царствования Ахава, пророчество все еще было доступно и широко распространено. Главным пророком и мудрецом того времени был один из самых известных пророков народа Израиля – Элияу (Илья). Тот самый Элияу, что не побоялся в одиночку выступить против Ахава и Изэвель.

Из-за чудовищных вещей, которые творил Ахав (в трактате Сангедрин он упомянут среди трёх царей, у которых из-за их нечестия нет доли в будущем мире), Бог велел Элияу отправиться к нему во дворец, и, представ перед царем, поклясться тому именем Бога, что вскоре во всем регионе не будет ни дождя, ни даже росы, и засуха продлится до тех пор, пока Элияу сам это не отменит.

Действительно, спустя некоторое время в регионе разразилась жестокая засуха. А Элияу скрылся, потому что Изэвель вынесла постановление преследовать и истреблять всех пророков Бога, а, значит, собиралась убить и его.  

Прошло три года, и Бог опять воззвал к Элияу. На этот раз пророк должен был снова предстать перед Ахавом в надежде, что царь одумается и можно будет отменить суровое наказание – засуха уже была невыносимой, народ голодал.

Ситуация стала настолько отчаянной, что Ахаву лично пришлось отправился со своим царедворцем Овадьяу (Овадия) на поиски корма для лошадей и скота. Они разделили между собой территорию, и каждый отправился своей дорогой.  

Овадьяу был богобоязненным человеком: под носом Ахава и Изэвель он осмелился спрятать сто пророков Всевышнего и взял на себя ответственность за их пропитание.(2)

Элияу убеждает испытать высшее языческое божество

Бродя по полям, Овадьяу встретил Элияу, пророк подошел к нему и поручил Овадьяу сообщить Ахаву, что он прибыл в страну. Видя, как Овадьяу испугался этой миссии, пророк поклялся ему, что на самом деле предстанет перед Ахавом, а не исчезнет по воле Небес, ​​как это уже было однажды. Овадьяу выполнил волю пророка и сообщил Ахаву, что встретил того в окрестностях, и Ахав направился на встречу с Элияу.

Они встретили друг друга резкими словами, и Элияу сказал: если царь хочет, чтобы пошел дождь, он должен собрать весь народ на горе Кармель. И пусть к ним присоединится целая когорта из четырехсот пятидесяти пророков Бааля и четырехсот пророков Ашеры (второго из основных богов того времени).

У Ахава не оставалось выбора и он уступил. Люди собрались в волнении и ожидании. Что касается языческих пророков, о которых говорил Элияу, на собрание явились только пророки Бааля. Пророков Ашеры поддерживала сама Изэвель, и сейчас она предусмотрительно позаботилась о том, чтобы их не было на горе Кармель.

Элияу вышел перед народом и начал корить людей: «Долго ли вы будете колебаться между двумя мнениями? Если Господь есть Бог, то следуйте Ему, а если Баал, то следуйте ему».(3) Люди притихли, они были подавлены. В глубине души они знали, кто истинный Бог – Бог их отцов, которого они оставили. С другой стороны, влияние и соблазн популярной культуры были так близки и настолько мощны, что, может, стоило от слов Элияу просто отмахнуться, как от какой-то чепухи?

Точно зная, что у них на уме, Элияу продолжал. Он говорил, что только он один открыто оставался верным пророком Всевышнего, а в это время сотни пророков Бааля стояли напротив него. Но он был готов пойти на испытание. Элияу предложил принести две жертвы, и бог, который ответит на призыв, послав свой огонь, чтобы поглотить жертву, будет считаться истинным Богом. Все охотно согласились.

Хотя большинство людей колебалось, как и говорил Элияу, трудно понять, что в это время думали пророки Бааля. Были ли они всю свою жизнь просто мошенниками? Или жили в состоянии самообмана? Или то, и другое, вместе взятое? Остается открытым вопрос и о том, были ли эти люди евреями или выходцами из соседних народов.

Чудо с огнем на горе Кармель

Что на самом деле поразительно, так это то, что все они смущенно и послушно исполняли все, что говорил Элияу, даже когда он сделал их полным посмешищем. Легко заметить, что Элияу, обладающий ничем иным, как силой веры, которую он аккумулировал в себе, смог управлять всем происходящим, хотя численно он был в абсолютном меньшинстве. Это урок для всех поколений!

Быка для Бааля зарезали, тушу разделили на куски и положили на алтарь. В течение всего утра пророки ходили из стороны в сторону и скакали, взывая и молясь, чтобы Бааль им ответил. Когда наступил полдень, Элияу начал издеваться над ними: «Кричите громче, ибо он бог; (может быть) он занят беседою или в отлучке, или в пути; а может он спит, так он проснется».(4) Пророки Бааля впали в безумство, беснуясь, пронзая себя мечами и копьями, по ним лилась кровь – словом, делали что угодно, лишь бы заставить Бааля ответить. Но ничего не помогало.

Теперь пришла очередь Элияу. Он подозвал всех и начал с того, что восстановил разрушенный жертвенник Всевышнего. Раши, цитируя Мидраш, говорит нам, что Шауль, первый царь Израиля, вернувшись после войны с Амалеком, построил жертвенник Богу на горе Кармель. Но цари более поздних поколений, идолопоклонники, правившие уже после раскола царства, разрушили каждый алтарь, воздвигнутый для Всевышнего, заменив их алтарями для поклонения идолам. Один из таких теперь и был восстановлен Элияу.

Строя жертвенник, пророк Всевышнего взял двенадцать камней, соответствующих двенадцати коленам Израиля. Вокруг жертвенника он сделал ров примерно 50х25 метров, рассек тельца, возложил его на дрова и дал указание, чтобы наполнили водой четыре кувшина и вылили ее на жертву – и так три раза. Так что в общей сложности на жертву было вылито двенадцать кувшинов воды (опять же в соответствии с двенадцатью коленами).(5) Не только жертва была залита водой, но заполнился весь ров. Все это делалось для того, чтобы максимально усилить впечатление от зрелища, когда с Небес спустится пожирающий огонь.  

Пришло время полуденного жертвоприношения – это то время, когда сегодня мы молимся молитву Минха. В стихе Танаха об этом сказано, из чего Талмуд делает вывод, что «нужно всегда быть бдительным в отношении послеобеденной молитвы, ведь на молитву Элияу Бог ответил именно в это время».(6) Пророк встал перед лицом Небес и помолился, чтобы Бог ответил ему и благодаря этому люди узнали, кто истинный Бог.

В своей молитве Элияу просит и о том, чтобы благодаря чуду люди узнали, что он действительно посланник Бога и что именно Бог поручил ему все это сделать.  

Тем не менее, у комментаторов на этот счет разные мнения, есть спор, действительно ли Бог дал указание Элияу все это продемонстрировать. Некоторые придерживаются именно этой точки зрения, тогда как другие считают, что Элияу так поступил по собственной инициативе, и это был самый действенный способ, каким он мог заставить евреев вернуться к Богу. Талмуд говорит, что это еще была его молитва о том, чтобы люди признали: огонь был Божественным ответом и он сошел без всякой магии и колдовства, только в силу молитвы.(7)

Молитва Элияу была услышана. Благодатный огонь сошёл и поглотил всё подношение, включая всю воду и даже камни, и землю жертвенника. Люди упали ниц и закричали: «Господь – Он Бог! Господь – Он Бог!»(8)

На этом текст афтары заканчивается, но история продолжается.

Молитва Элиягу о дожде

После того, как огонь на жертвеннике погас, Элияу приказал немедленно схватить пророков Бааля. Во главе с Элияу народ поволок их к потоку Кишон, и там пророк их убил.

Теперь, когда с Баалем и его пророками разделались, настало время еще для одной молитвы. Элияу сказал Ахаву, что он может идти, есть и пить, потому что скоро услышит шум дождя. А сам Элияу поднялся на вершину горы Кармель, присел на землю и опустил голову между колен, ожидая второе чудо, и это должно было случиться вот-вот.  

Семь раз он посылал отрока, который был при нем и исполнял его поручения, посмотреть, не появилось ли какое-то облако над морем. Наконец, в седьмой раз, было замечено крошечное облачко. Элияу понял, что ему ответили. И послал отрока к Ахаву – пусть царь поспешит домой, чтобы дождь не помешал ему в пути. Вскоре небо потемнело и на землю Израиля обрушился ливень.

Ахав, добравшись домой, рассказал всю историю жене. Однако Изэвель и не думала о чуде – она была возмущена убийством пророков Бааля и поклялась отомстить Элияу. И снова верному и мужественному пророку пришлось бежать. История продолжается…(9)


Сноски

  1. Мелахим I, 16:33.
  2. См. афтару главы Ваера: в ней рассказывается история вдовы Овадьи и чуда, которое совершил для нее Элиша в заслугу ее праведного мужа. По принципу “мера за меру” вдова и дети Овадьи после его смерти чудесным образом не остаются без пропитания.
  3. Мелахим I, 18-21.
  4. Там же, 18-27.
  5. Радак.
  6. Талмуд, Брахот, 6б.
  7. Там же.
  8. Мелахим I, 18:39.
  9. Следующую часть повествования мы читаем в афтаре главы Пинхас, описывающей события, происходившие через несколько лет.

Запись Элиягу и пророки Бааля на горе Кармель впервые появилась Имрей Ноам.

Источник

#acjc #crimeajewishcongress #jewishcrimea #Jewish #crimea #israel #израиль

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов статей, а также с точкой зрения авторов комментариев.
Ответственность за достоверность изложенной в статьях информации несут авторы.
Работы публикуются в авторской редакции.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в статьях.
Обнаружив недопустимые или неточные материалы, свяжитесь с нами.
Если вы обнаружили контент с вашего сайта (например, статью, изображение, видео или поврежденную ссылку) и хотите, чтобы он был удален, сообщите нам об этом.
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+