Почему в еврейской музыке так часто сквозит грусть?

Вопрос:

Уважаемый рав!

За свою жизнь я слышал немало еврейских напевов и мелодий, и у меня создалось стойкое впечатление, что еврейская музыка звучит в основном в миноре. Так ли это на самом деле, и если да, то есть ли у этой особенности некое духовное значение?

Ответ:

Благодарю вас за вопрос! Мне он тоже показался довольно интересным. Но еще более интригующим оказалось объяснение, которое я нашел по этому поводу в Шаарей Тшува, мистическом труде, написанном рабби Довом Бером в начале 19-го века.

Прежде всего, необходимо некоторое предисловие.

Западная музыка обычно делится на мажорные и минорные произведения. Музыка в миноре может выражать грусть, тоску, горечь или некое мрачное настроение, тогда как музыка в мажоре представляет радость, победу, вдохновение, избыток сил и тому подобное.

В целом, вы правы насчет основного репертуара еврейской музыки, с которым большинство из нас знакомы. Хотя существует немало традиционных мелодий, написанных в мажоре, все же минорные (включая те мотивы, которые называются дорийскими и мавританскими), безусловно, представляют собой большинство.

С другой стороны, что касается арабской и восточно-индийской музыки, то она прямо-таки изобилует минорными интонациями, придавая национальным мотивам меланхоличность и тоску. Если отталкиваться от этого факта, то музыка, с которой обычно отождествляют еврейский народ, кажется, по настроению нашла свое место где-то между европейской и арабской культурами.

И это неудивительно, потому что это действительно то место, которое мы занимаем последние 2000 лет, склонясь чуть ближе то к одной, то к другой из этих двух мега-культур. И понятно, что большая часть музыки, считающейся еврейской, происходит из юго-восточной Европы, области, которая была под властью Османской империи на протяжении веков и находилась под сильным влиянием турецко-арабской культуры.

Однако все же сложно не задумываться о том, что все же за этим должно скрываться нечто большее, чем просто история.

Музыка и душа

Музыка народа отражает его душу. Платон и Аристотель верили, что вы можете уничтожить целую нацию, просто изменив модальность ее музыки. Музыка, с которой мы идентифицируем себя как народ, должна давать нам серьезную подсказку о том, кто мы есть на уровне души. Вот тут и вступает в дело комментарий от Шаарей Тшува.

Зоар говорит, что души еврейского народа разделены на две ветви: одни связаны главным образом с праотцом Авраамом, а другие максимально родственны его сыну Ицхаку. Души, относящиеся к Аврааму, сошли в изгнание, оказавшись среди духовных потомков Эсава, которые представляют христианский мир и европейскую культуру, а души Ицхака оказались изгнанниками среди духовных потомков Ишмаэля, то есть в мире ислама и арабской культуры.

Согласно Каббале, праотцы Авраам, Ицхак и Яаков отражают три основные модальности сфирот.1 Авраам олицетворяет Хесед – позитивный поток света. Ицхак реализует Божественный аспект Гвуры – строгого и мощного ограничения света. А Яаков, который воплощает весь еврейский народ, занимает в этом отношении некую среднюю позицию, представляя путь красоты, сострадания и истины, который гармонизирует и синтезирует энергии сфирот Авраама и Ицхака как единое целое.

И вот как Ишмаэль и Эсав вписываются в эту картину: они олицетворяют модальности крайних проявлений энергии своих праведных родственников. Ишмаэль – сын Авраама, поэтому он доводит этот позитивный поток энергии до крайности, будучи «диким человеком, рука которого против всех, а рука всех – против него».2 Эсав же – сын Ицхака, и он доводит до крайности строгую ограничивающую силу своего отца, устремляясь изо всех сил к победе над окружающими и к их подчинению.

Сила в противоположности

В таком случае могло бы показаться, что Ишмаэлю следует предпочитать жизнерадостную веселую музыку, а Эсав бы скорее тяготел к мотивам суровым и печальным – однако на самом деле мы видим обратное. Так и работает этот мир: наслаждение всегда исходит из противоположностей. Как в жаркий день именно мороженое доставляет максимальное удовольствие, а в прохладную погоду обрадовать способен горячий шоколад, так и горячая буйная душа Ишмаэля получает наслаждение от холодной жесткой музыки, а суровая ледяная душа Эсава находит радость в жарких и сладких напевах.

Что ж, теперь вы спросите, что положительно заряженные души, “принадлежащие” Аврааму, делают среди отрицательно заряженных душ Эсава, а отрицательно заряженные души Ицхака – среди положительно заряженных душ Ишмаэля? Ответ заключается в том, что они оказались там ради исцеления этих душ, ведь исцеление, как и удовольствие, может происходить только от противодействующей силы.

Абсолютная проблема Эсава и Ишмаэля в том, что они приверженцы крайних взглядов. И исправить этот недостаток можно только задействовав их противоположности – кто, как не они, может по-настоящему смягчить и выровнять общий фон?

Еще одна связанная с Эсавом и Ишмаэлем проблема связана с тем, что их радость и удовольствие по своей природе эгоистичны. И это тоже можно вылечить посредством влияния на их внутреннюю музыку.

Есть ли мистический смысл в клезмерских мотивах?

Смысл исправления

Хотя ООН признает наличие почти двухсот государств, в Торе перечислено лишь семьдесят народов, от которых произошло человечество. Это, как пишет рабби Дов Бер, объясняется тем, что существует десять граней семи различных типов эмоций.

Каждому народу соответствует свой аспект, отраженный в его музыкальном вкусе. Чтобы мир достиг своего наивысшего духовного состояния, подходящего для эпохи Машиаха, музыка каждого народа должна быть возвышена и очищена. Эсав и Ишмаэль – это лишь две основные ветви, хесед и гвура, от которых уже произрастают в разные стороны все эти более мелкие веточки.

В конечном счете, благодаря очищению самих Эсава и Ишмаэля и их ветвей полностью, миссия еврейского народа, ради которой он ушел в изгнание, будет завершена, и тогда наступит время окончательного Избавления. Шаарей Тшува делает вывод:

«При всем этом мы понимаем, что в конце этой эры окончательное Избавление придет не через семя Авраама, а через потомков Ицхака, которые находятся в изгнании среди душ Ишмаэля и напевают свои меланхоличные мелодии…»

«Несмотря на то, что большинство изгнанников живут среди народов Эдома и Явана [соответственно Рим и Греция – то есть западная культура] и т.д., окончательное Избавление зависит от лишения сил ангела, назначенного ответственным за потомков Ишмаэля, как об этом написано в Зоар. Этого достаточно для тех, кто понимает, о чем речь».

Я не могу быть уверенным в том, что действительно отношусь к «тем, кто понимает», но при этом я могу сделать вывод, что:

  1. Еврейская музыка – это музыка народов, среди которых мы живем, пронизанная еврейской душой, которая направлена смягчить все ее острые углы. И если следовать этой мысли, то традиционная музыка ашкеназских евреев, живущих в Европе, будет чуть более минорной, чем у окружающих народов.
  2. Основная цель еврейской музыки в том, чтобы фундаментально очистить и преобразовать человечество, тем самым приближая наступление эпохи Машиаха. Это достигается главным образом через минорную тональность, которая воздействует на проявление гвуры и трансформирует кипящую душу Ишмаэля.

Дайте мне знать, если это объяснение пришлось вам так же по нраву, как и мне.

Источник: Шаарей Тшува, 89д

Сноски

  1. Больше информации о сфирот вы найдете в статьях “Понятия в Каббале – сфирот”, “Каббала: 10 сфирот” и “Каббала: почему 10 сфирот?”.
  2. Берешит, 16:12.

Запись Есть ли мистический смысл в клезмерских мотивах? впервые появилась Имрей Ноам.

Источник

#acjc #crimeajewishcongress #jewishcrimea #Jewish #crimea #israel #израиль

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов статей, а также с точкой зрения авторов комментариев.
Ответственность за достоверность изложенной в статьях информации несут авторы.
Работы публикуются в авторской редакции.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в статьях.
Обнаружив недопустимые или неточные материалы, свяжитесь с нами.
Если вы обнаружили контент с вашего сайта (например, статью, изображение, видео или поврежденную ссылку) и хотите, чтобы он был удален, сообщите нам об этом.
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+