Значение знамен

Флаги, украшавшие стан в пустыне, обладали глубочайшим духовным значением, и их нельзя смешивать с сегодняшними, привычными для нас, королевскими или государственными флагами.

Народы мира действительно переняли у евреев идею государственных флагов; однако их флаги — лишь жалкое подобие флаги, изготовленных и выставленных по воле Неба.

Сыны Израиля пророчески предвидели флаги, которые будут при даровании Торы. Перед их мысленным взором представала Шехина, спускающаяся с горы Синай в сопровождении 22 000 колесниц с ангелами и огромного числа окружающих их дополнительных колесниц.

Четыре легиона ангелов располагались вокруг Шехины и над каждым из них развевалось свое знамя:

Справа (к югу) находился легион ангела Михаэля. Слева (к северу) — легион ангела Уриэля. Спереди (к востоку) — легион ангела Гавриэля. Сзади (к западу) — легион ангела Рефаэля.

Перед взором евреев вставали огненные Небесные знамена с самыми разными оттенками цветов.

Вдохновляющий вид воинства Небожителей заставил сынов Израиля воскликнуть: «О, если б только были мы построены под знаменами, с Шехиной среди нас, подобно ангелам!»

Почему возжелали они флаги?

Они жаждали испытать особую святость, построившись как Небесное воинство, наслаждающееся высшей близостью к Всемогущему.

И тогда Творец сообщил Моше, что он дарует сынам Израиля желанные знамена.

Но только через тридцать дней после сооружения Мишкана (когда Шехина, ушедшая, было, после греха золотого тельца, поселилась в нем постоянно) Господь счел евреев достойными обрести этот высший уровень святости.

Он повелел Моше: «Евреи должны становиться станом под четырьмя главными знаменами».

Четыре легиона; перед которыми несли особые знамена

Каковы были эти четыре главных знамени?

  1. С востока располагался легион ИЕУДЫ. Под знаменем Иеуды шли также:

ИССАХАР,

ЗЕВУЛУН.

  1. С запада располагался легион ЭФРАИМА. Под его знаменем выступали также:

МЕНАШЕ,

БИНЬЯМИН.

  1. На юге был легион РЕУВЕНА. Под знаменем Реувена шли:

ШИМОН,

ГАД.

  1. На севере располагался легион ДАНА. Под знаменем Дана шли:

АШЕР,

НАФТАЛИ.

Эти четыре легиона соответствуют четырем легионам ангелов:

1) легион Иеуды отображал Небесный легион, ведомый ангелом Гавриэлем;

2) легион Эфраима соответствовал легиону ангелов во главе с Рефаэлем;

3) легион Реувена соответствовал воинствам Небесным, возглавляемым Михаэлем;

4) легион Дана был земным подобием Небесного легиона Уриэля (Бемидбар раба 2:9).

Кроме того, эмблемы, вышитые на четырех главных знаменах, соответствовали четырем земным созданиям, окружавшим Престол Небесной Славы, описанным в пророчестве Ехезкеля (1:10):

1) человеческому образу у подножия Престола соответствовало знамя Реувена, на котором были вышиты растения дудаим (чьи корни внешне напоминают человека);

2) облику льва, находившемуся под Престолом, отвечал флаг Иеуды с изображенным на нем львом;

3) небесному образу быка соответствовал флаг Эфраима, на котором был вышит бык;

4) лику орла у Престола подобен был орел, вышитый на знамени Дана.

Конечно, это лишь приблизительное соответствие неземным оригиналам, недоступным нашему пониманию.

Чем отличались четыре главных знамени от прочих?

  1. Они, очевидно, были большего размера, чем остальные восемь.
  2. Кроме эмблем, вышитых на всех флагах без исключения, на этих четырех были еще и надписи (Бемидбар раба).

Таргум Йонатан полагает, что существовало всего четыре знамени, на каждом из которых надписаны были имена сразу трех колен. Цвет каждого из этих четырех знамен был сочетанием цветов драгоценных камней на нагруднике первосвященника, соответствовавших трем коленам, шедшим под этим флагом. На каждом знамени вышит был также соответствующий стих.

На них изображены были такие буквы:

На главном знамени Иеуды — первые буквы имен трех праотцев — Авраама, Ицхака и Яакова.

Надпись на главном знамени Реувена содержала вторые буквы имен наших праотцев.

Буквы на флаге Реувена составляли слово беца (выгода), напоминая тем, что надо быть честным в денежных делах, подобно сыну Яакова Реувену, сторонившемуся воровства.

На главном знамени Эфраима написаны были третьи буквы имен наших праотцев. Этот корень (рахак) означает «отдаление»; здесь скрыт намек на то, что еврей должен бежать идолопоклонства. Это предостережение потому вышито было именно на флаге Эфраима, что царь Йеравам, установивший в еврейском царстве идолов, происходил из колена Эфраима.

На главном знамени Дана были последние буквы имен наших праотцев. (Эти буквы образуют также слово «макав» (молот), означающее здесь, что еврей обязан уничтожать идолов. Такое предостережение было уместным для колена Дана, которое не воспротивилось, когда царь Йеравам установил на его земле изваяние идола.) Мы замечаем, что ни на одном из этих четырех флагов не была изображена буква «эй» из имени Авраама (а эта буква взята из Имени Ашема). Вместо этого форму буквы «эй» приняло Облако Славы, обволакивавшее Арон и указывавшее путь сынам Израиля; тем самым оно служило как бы изображением Имени Ашема. Чтобы узнать, идти им или становиться на отдых, евреи обращали взор на это Облако, имевшее форму буквы «эй». Когда оно двигалось, они шли; когда покоилось, — отдыхали.

Эмблемы и цвета двенадцати знамен

Все знамена были сделаны из шелка. Цвет каждого из них совпадал с цветом соответствующего колену драгоценного камня на нагруднике первосвященника. На каждом флаге была эмблема, содержавшая намек на особые достоинства или заслуги колена.

РЕУВЕН — его флаг был красным.

Этот цвет указывал на то, что в честь тшувы Реувена после его прегрешения, связанного с Билой, Всемогущий в конце концов отомстит Эдому. Б-г изображается являющимся Эдому в красных одеяниях, символизирующих свершение справедливости (Йешаяу 6З).

Эмблемой Реувена были растения дудаим (некоторые переводят их — «мандрагоры»).

Эта эмблема заключала в себе похвалу Реувену. Реувен, опасаясь совершить кражу, собирал для своей матери только дикорастущие бесхозные растения дудаим. Как и сам Реувен, его колено тоже сторонилось воровства.

ШИМОН — флаг этого колена был зеленым, и изображен на нем был вид города Шхема.

Завоевание Шхема Шимоном знаменовало начало покорения Эрец Исраэль. Эта эмблема вдохновляла сынов Израиля, готовившихся войти в Святую Землю.

ЛЕВИ — хотя у Леви был свой собственный флаг, наши мудрецы не включают этот флаг в число двенадцати знамен. Его эмблемой был нагрудник первосвященника, символизировавший, что это колено было коленом священников.

Знамя на одну треть было белым, на одну — черным и на одну — красным.

В этих цветах скрыт намек на величие колена Леви: белый намекал на безгрешность левитов — и в Египте, и в пустыне они были чисты от греха.

Черный означал, что со стороны левиты казались «черными, как вороны»: они были настолько поглощены изучением Торы, что не обнаруживали никаких мирских совершенств.

Красный напоминал о крови жертв, которые коэны возносили на жертвенник.

ИЕУДА — ему предназначен флаг синего цвета с вышитым на нем изображением льва.

И цвет, и эмблема свидетельствовали о царском достоинстве этого колена. Синий цвет связывается с Престолом Небесной Славы, а Иеуда являл собой на земле царское величие Ашема. Вышитый на знамени лев напоминал о последнем благословении Яакова, в котором тот сравнил Иеуду со львом, царем зверей.

ИССАХАР — у него было черное знамя с изображением солнца и луны.

Так как это колено славилось познаниями в Торе, цвет его знамени был черным (см. соответствующее пояснение о флаге колена Леви).

Его эмблема — небесные тела — означала, что люди этого колена были сведущи в астрономии и могли поэтому делать вычисления еврейского календаря.

ЗЕВУЛУН — его белый флаг украшало изображение корабля.

Удел Зевулуна в Эрец Исраэль лежал у берега моря. Своими доходами от морских плаваний люди этого колена поддерживали колено Иссахара, погруженное в изучение Торы. Белый цвет символизировал их счастье и чистоту побуждений, влекущих их к торговле: они совершали свои плавания в счастливой убежденности, что раз они употребляют свои деньги на поддержание Торы, то Ашем дарует им удачу.

ДАН — его знамя было цвета сапфира, и на нем был вышит змей — создание, которое упомянул Яаков, благословляя Дана.

И цвет, и эмблема намекали на судью Шимшона, который произойдет от Дана. Твердый и крепкий как сапфир, Шимшон нападет на филистимлян подобно змею (как сказано в разделе Ваехи), нанося им множество жестоких ударов.

ГАД — его флаг был соткан из черных и белых нитей. На нем изображены воинские отряды, в соответствии с пророчеством Яакова о том, что из этого колена произойдут могучие воины.

Сочетание черного и белого цветов символизировало то обстоятельство, что, хотя люди этого колена все время подвергались опасности в битвах (черный цвет), безмятежное спокойствие тем не менее не покидало их, ибо они уповали на Ашема (белый цвет).

НАФТАЛИ — его флаг был рыжевато-пурпурного оттенка, напоминавшего цвет разбавленного вина. Эмблемой его была лань, ибо Яаков уподобил его лани в своем благословении.

Рыжевато-пурпурный цвет намекает на Тору, сравниваемую с вином. Ученики из этого колена сидели рядами и изучали Тору, внимая Санхедрину,

АШЕР — флаг Ашера был бледного, голубовато-серого цвета жемчуга, и на нем было вышито изображение оливкового дерева.

Ашер благословлен был прекрасными дочерьми, выходившими замуж за царей и праведников. Его дочери носили жемчужные ожерелья, как знатные жены. Оливковое дерево символизировало удел Ашера в Земле, благословенной оливами.

ЭФРАИМ — его флаг был черным, и на нем был изображен бык, символизировавший Иешуа, который произойдет из этого колена и силу которого уподобят силе быка.

МЕНАШЕ — на его знамени, тоже черном, изображен был дикий буйвол, намекавший на происходившего из этого колена судью Гидеона, добрые дела которого уподоблялись великолепным рогам буйвола.

БИНЬЯМИН — в его знамени сочетались цвета всех знамен; изображен был на нем волк.

Жертвенник Храма располагался в уделе Биньямина. Благодаря приносимым на нем жертвам, он даровал благословение всему народу, о чем и говорит сочетание в флаге Биньямина цветов всех колен. Изображение волка тоже намекает на жертвоприношения, которые «рвал на части» (поглощал) Небесный Огонь на жертвеннике.

Величие знамен

Когда сыны Израиля заняли отведенные им места под знаменами, Шхина снизошла от Небесных знамен и упокоилась на евреях. Таким образом им дано было подняться к новым высотам святости, как земному воинству Ашема.

Языческие народы, увидевшие, как стоит под своими знаменами народ Израиля, охватил благоговейный трепет. Они смогли воочию убедиться в том, какова святость народа, который, во имя служения Всемогущему, живет как сплоченная рать. Почувствовав, что евреи были земным подобием Небесных ангелов, народы изумленно воскликнули: «Кто этот народ, что ликом подобен заре, прекрасный как луна, ясный, как солнце, вселяющий благоговейный ужас под знаменем своим?!» (Шир аширим 6:10)

Народ наш всегда хранил память о знаменах.

И тысячи лет после этого было так: всякий раз, когда стоял еврей перед страстным искушением поступиться своей верой, чтобы обрести богатство и славу, говорил он в ответ на убеждения язычников: «Что есть у вас по сравнению с тем величием, которое мы некогда испытали? Подобно земному стану Ашема стояли мы в пустыне под сенью знамен. Жалки и ничтожны ваши посулы в сравнении с тем, что обещает Всемогущий!»

Так память о славе знамен помогала евреям и в изгнании оставаться верными Торе.

 

Запись «Еврейские» флаги. Всё про флаги, которые упоминаются в Торе впервые появилась Имрей Ноам.

Источник

#acjc #crimeajewishcongress #jewishcrimea #Jewish #crimea #israel #израиль

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов статей, а также с точкой зрения авторов комментариев.
Ответственность за достоверность изложенной в статьях информации несут авторы.
Работы публикуются в авторской редакции.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в статьях.
Обнаружив недопустимые или неточные материалы, свяжитесь с нами.
Если вы обнаружили контент с вашего сайта (например, статью, изображение, видео или поврежденную ссылку) и хотите, чтобы он был удален, сообщите нам об этом.
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+