Продолжение. Четвертую часть читай здесь.

Умственно отсталые как члены еврейского сообщества

Самый важный теоретический вопрос в отношении умственно отсталых – считаются ли они равными членами в традиционном еврейском обществе? То, как сообщество общается со своими самыми слабыми членами, раскрывает моральное и этическое состояние развития этого общества.

В еврейском мышлении мы видим две тенденции в отношении инвалидов. С одной стороны, это тенденция, которая, как правило, определяет людей в зависимости от их инвалидности и тем самым стигматизирует (стигма от греч. στíγμα — «ярлык, клеймо»)  совокупность инвалидов как особый случай. Мы не имеем дело с «нормальным» человеком, но с «инвалидом». С другой стороны, существует тенденция воспринимать людей с ограниченными возможностями как сограждан общества и сводить к минимуму ограничение из-за их инвалидности.

С этой, второй, точки зрения, инвалид является нормальным человеком, но с проблемой или инвалидностью. Он не подвергается стигматизации и имеет право на уважение в повседневной жизни и там, где не может работать или из-за своей инвалидности не может работать достаточно хорошо.

Мой интерес к этой теме пробудился, когда мне разрешили сопровождать двух детей с физическими и умственными недостатками. Было бесценным опытом наблюдать, как они, которые до этого считались инвалидами, постепенно развивались в положительном направлении. Сначала я не мог с ними общаться: даже когда они пытались связаться со мной, сигналы их были для меня непостижимы, поскольку мне был недоступен их внутренний мир. Тогда у меня были все основания считать их умственно отсталыми. И тем не менее, в конце концов оба стали студентами вуза.

Конфликтующие оценки

В еврейской культуре существуют противоречивые нормы, оценки и мнения о влиянии, которое инвалидность оказывает на жизнь человека.

Человеческое достоинство индивидуума считается самым важным принципом в иудаизме, тогда как социальный успех и полноценная семейная жизнь рассматриваются как подтверждение этого человеческого достоинства.

Мы видели выше, что существует тенденция селекции, она идентифицирует и отделяет людей из-за их инвалидности, поскольку в основном они функционируют вне общих действующих правил.

Инвалидность может умалять (субъективно) самооценку человека и, возможно, даже его личность (объективно). И в то же время у нас есть противоположная точка зрения, направленная на то, чтобы свести к минимуму воздействия инвалидности на жизнь человека, который этой инвалидностью ограничен. И с этой точки зрения, он неотъемлемая часть сообщества. Он не инвалид, а человек с инвалидностью.

Как мы уже говорили, иудаизм фокусируется на исполнении религиозных обязанностей. Благодаря Алахе и мицвот союз с Богом становится реальностью повседневной жизни каждого человека и всего сообщества.

Совокупность человеческой деятельности пронизана взаимодействием между человеком и Богом, тем, что мы называем святостью – Кдуша. В еврейской религиозной культуре жизнь с Торой и заповедями означает участие в самом важном диалоге, который происходит между Богом и человеком. Поэтому понятно, что при этом имеет большое значение, выполняете ли вы заповеди, можете ли вы выполнять заповеди или это невозможно.

Интересно, что некоторые культуры считают людей с психическими расстройствами и инвалидностью на этой почве умственно более возвышенными (об этом Дж.Хес и С.Вольштейн «Отношение древних еврейских источников к пациентам с психиатрическими проблемами»).

«Израильские летописи психиатрии и смежных дисциплин» (т. 2, с. 103-16; 1964 г.) показывают контраст между еврейской и древнегреческой культурами.

Греческая культура рассматривала психическое расстройство как источник любви, пророчества и духовной жизни.

Для иудаизма, основанного на алахической культуре, все с точностью до наоборот. Восхищение вызывают не люди с ограниченными возможностями, а талмид хахам (мудрец), цадик (праведник) и хасид (благочестивый), которые исполняют заповеди вплоть до мельчайших деталей. Эти герои еврейской культуры – воплощенный идеал того, кто принимает Завет близко к сердцу и исполняет его с готовностью и энтузиазмом.

Продолжение следует

Запись Инвалиды в еврейском сообществе. Часть 5 впервые появилась Имрей Ноам.

Источник

#acjc #crimeajewishcongress #jewishcrimea #Jewish #crimea #israel #израиль

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов статей, а также с точкой зрения авторов комментариев.
Ответственность за достоверность изложенной в статьях информации несут авторы.
Работы публикуются в авторской редакции.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в статьях.
Обнаружив недопустимые или неточные материалы, свяжитесь с нами.
Если вы обнаружили контент с вашего сайта (например, статью, изображение, видео или поврежденную ссылку) и хотите, чтобы он был удален, сообщите нам об этом.
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+