Что такое иудаизм?

Иудаизм – еврейская религия, основанная на знаниях, которые наш народ получил от Творца на горе Синай. Эти знания передаются без изменения, в точности из поколения в поколение.

Постулаты иудаизма

Подробную статью об основных принципах иудаизма читайте тут .

Рамбам в комментарии на трактат Санедрин формулирует 13 принципов еврейской религии:

  • Творец – источник существования всего мира.
  • Единство Творца.
  • Нематериальность Бога.
  • Первичность Бога.
  • Служба только Творцу.
  • Пророчество.
  • Величие Моше и его пророчества.
  • Истинность Торы.
  • Неизменность Торы.
  • Знание Творца обо всем, что происходит.
  • Награда за выполнение Его воли и наказание за нарушение.
  • Приход Машиаха.
  • Воскрешение из мертвых.

Основные понятия иудаизма

Представление о Боге

Подробную статью о том, кто такой в представлении иудаизма Бог, читайте тут.

Согласно иудаизму, Бог – это Высшая Сила, создавшая весь мир, которая постоянно поддерживает его существование. Истинную сущность Бога невозможно постичь. Единственное, что мы можем знать о Нем, основано на отношении Творца к Его созданиям. Рамхаль в своей книге Адир ба-Маром пишет: «Когда мы говорим о Творце, несомненно, мы имеем в виду не Его сущность, а только Его деяния».

У Бога нет тела, Он Один и неделим, то есть не состоит ни из каких частей. 

Евреи и не евреи

Неевреи

Творец создал человека, чтобы дать ему величайшее благо, которое только может быть. Как евреи, так и не евреи были созданы для этой цели. И как евреи, так и не евреи любимы Богом, как сказано в Пиркей Авот (3:14): «Любим человек, который был создан по образу и подобию (Творца)».

Чтобы люди не потеряли связь с Создателем и свою человечность, Бог повелел всем жителям мира выполнять 7 заповедей, которые называются Семью заповедями детей Ноя. Соблюдающий эти заповеди удостоится удела в Будущем мире.

Вот эти заповеди:

  1. Запрет идолопоклонства — вера в единого Бога.
  2. Запрет богохульства — почитание Бога.
  3. Запрет убийства — уважение к человеческой жизни.
  4. Запрет прелюбодеяния — уважение к семье.
  5. Запрет воровства — уважение к имуществу ближнего.
  6. Запрет употребления в пищу плоти, отрезанной от живого животного — уважение к живым существам.
  7. Обязанность создать справедливую судебную систему

Евреи

Подробную статью о евреях, их сущности  и миссии читайте тут.
Евреи сто лет назад возле Стены Плача
Евреи сто лет назад возле Стены Плача

Творец избрал еврейский народ, чтобы благодаря близости к Нему он помогал всем людям мира приближаться к Богу. Для этой цели еврейскому народу была дана Тора – своего рода Божественная инструкция, и 613 заповедей.

Тора называет еврейский народ «святым народом» и также «избранным народом», как сказано: «Ибо народ святой ты у Господа, Бога твоего; тебя избрал Господь, Бог твой, чтобы быть Ему народом, дорогим достоянием из всех народов, которые на лице земли» (Дварим, 7:6, 24:2).

Однако это вовсе не значит, что евреи лучше других. У каждого в мире своя миссия, и все зависит о того, как человек выполняет то, что на него возложено. Сказали наши мудрецы: «Рабби Меир говорит: не еврей, изучающий Тору (под Торой здесь подразумеваются 7 заповедей сыновей Ноя), приравнивается к первосвященнику (наивысшая степень святости в еврейском народе)» (Талмуд, Санедрин, 59а). А в книге Тана Девей Элияу пророк Элияу говорит: «Беру я себе в свидетели землю и небеса, что будь то еврей, будь то не еврей… все зависит от поступков человека, и в соответствии с ними дух святости находится в нем» (гл. 7).

Действующие силы духовного мира

Ангелы

Падающие ангелы

Ангелы — это духовные, бестелесные сущности, сотворённые для того, чтобы быть посланцами Творца, исполняя всё, что Он пожелает. Каждый из них предназначен для определённого дела, которое должно быть исполнено в соответствии с Высшей Волей.

В целом ангелы условно подразделяются на две основные группы — ангелы добра и ангелы зла.

Ангелы добра – это те ангелы, которые помогают человеку и оберегают его от всевозможных опасностей и вреда (см. статью “Есть ли у человека персональные ангелы-спасители?”).  Ангелы зла – те, что наносят людям всевозможный вред и чинят препятствия. Они необходимы, чтобы, в первую очередь, у человека была свобода выбора и чтобы испытать его или предотвратить грехопадение, или чтобы у согрешившего было искупление и он научился правильному пути. В эту категорию входят ангелы разрушения (малахей хабала) и вредители (мазиким).

Как мы видим, конечное предназначение этих двух категорий ангелов – чтобы привести человечество к совершенствованию, исправлению и тем самым помочь удостоиться блага от Творца.

Злые ангелы называются “злыми” только условно, ибо человек – в силу своей ограниченности – все то, что ему страшно, больно, тяжело, нарушает его планы, как правило, воспринимает как зло, и наоборот – что радует, вдохновляет, создает моральный и физический комфорт, соответствует его желаниям, воспринимает как добро. Однако все происходит по воле Всевышнего и имеет целью только добро.

Что касается ангелов, важно знать: у них нет никакой собственной силы, как и свободы выбора, они только исполняют приказания Творца.

Наши мудрецы учат, что у каждого объекта или процесса в физическом мире есть ангелы-управляющие. Их обязанность – поддерживать существование объекта или процесса в физическом мире или его разрушать.

У ангелов есть многоуровневая, многоступенчатая иерархия и соответствующие каждому уровню законы.

Черти, демоны, злые духи

Согласно иудаизму, то, что называют чертями, не выдумка – это творения Всевышнего, которые являются промежуточными между духовными и материальными. И есть злые духи – ангелы, которые существуют, чтобы творить различные виды зла и наносить вред в этом мире. Функция таких созданий – мешать людям выполнять волю Творца. Как уже было сказано, это необходимо, чтобы у человека была свобода выбора.

Подробную статью о чертях читайте тут

Подробную статью о злых духах тут.

Сатана

Сатана тоже ангел Творца, функция его — быть обвинителем, фактически прокурором на Небесном Суде.

Подробную статью о Сатане читайте тут.

Религии народов мира и иудаизм

Чтобы люди, которые придерживались разных суждений, пришли к единому мнению, нужно время. Так и для того, чтобы та или иная вера сформировалась и укрепилась, тоже необходимо время. У каждого верования обычно есть основоположник, который стремится передать другим то, что якобы Бог повелел ему открыть. Во многих случаях какой-то правитель силой принуждал своих подданных принять его веру.

Это то, что касается религий, изобретенных людьми. Но иудаизм – путь жизни, который открыл Сам Бог за короткое время на горе Синай.

Шестьсот тысяч сынов Израиля, мужчин от двадцатилетнего возраста и старше, находились в египетском рабстве, когда их представители Моше и Аарон по воле Всевышнего предстали перед могущественным фараоном. В их распоряжении были знамения и чудеса, с помощью которых они могли изменять порядок вещей, установленный еще при сотворении мира.

Фараон не мог ни скрыться от них, ни предпринять что-то для них губительное, ни оградить себя от десяти ужасных казней, которые поразили воды, землю, воздух, растительность и все живое в Египте, в том числе тела и души его жителей. А когда пришло время, Бог Своей Рукой вывел еврейский народ из Египта, затем в пустыне Он «спустился» на гору Синай и передал всему еврейскому народу Письменную и Устную Тору. С тех пор евреи изучают Тору и выполняют ее заповеди. Так возник иудаизм.

Святые книги в иудаизме

Письменная Тора – Танах

torah scroll book close up detail

Всевышний продиктовал Моше весь Хумаш (Пятикнижие). Позже пророки записали еще 23 книги, вошедшие в Танах (еврейская Библия). Само слово «Танах» — это аббревиатура 3 слов: Тора (Хумаш, или Пятикнижие), Невиим (Пророки), Ктувим (Писания). Надо знать, что весь Танах нередко называют Торой в широком смысле.

Из каких книг состоит Танах

Непосредственно Тора состоит из 5 книг: Берешит (Бытие), Шмот (Исход), Ваикра (Левит), Бемидбар (Числа), Дварим (Второзаконие).

Книга Невиим (Пророки) на самом деле содержит 8 самостоятельных книг: Йеошуа (Иисус Навин), Шофтим (Книга Судей), Шмуэль I и II (Первая и вторая книги Царств), Млахим I и II (Цари, или Третья и Четвёртая книги Царств), Йешаяу (Исайя), Ирмеяу (Иеремия), Йехезкель (Иезекииль), Трэй Асар (сборник пророчеств 12 «малых» пророков – это Ошэйа (Осия), Йоэль (Иоиль), Амос (Амос), Овадья (Авдий), Йона (Иона), Миха (Михей), Нахум (Наум), Хаваккук (Аввакум), Цфанья (Софония), Хагай (Аггей), Зхарья (Захария),     Малахи (Малахия).

В книге Ктувим (Писания) — 12 отдельных книг: Теилим (Псалмы), Мишлей (Притчи царя Соломона), Йов, Даниэль (Даниил), Эзра (Ездра), Нехемья (Неемия), Диврэй а-Йамим I и II (Книга Хроник, или Первая и вторая книги Паралипоменон) и 5 книг Мгилот (Свитков): Шир а-Ширим (Песнь Песней), Свиток Рут (Руфь), Эйха (Плач Иеремии), Коэлет (Екклесиаст), Свиток Эстер (Эсфирь).

Устная Тора

Вместе с Письменной Торой Творец обучил Моше и Устной Торе, в которой объясняются многие части и детали Торы Письменной. Эта Тора передавалась устно из поколения в поколение, причем в точности.

О том, почему можно быть уверенным, что Тора передавалась без изменений, читайте тут.

После разрушения Второго Храма положение народа становилось всё тяжелей — евреи потеряли государственную независимость, а враждебность Рима продолжала возрастать, и римляне пытались помешать евреям соблюдать законы иудаизма во всех областях жизни.

Когда императором стал Антонин Пий, отношение к евреям наконец изменилось к лучшему. Император симпатизировал евреям, дружил с их лидером рабби Йеудой а-Наси (Раби). Рабби Йеуда знал, что, когда в очередной раз власть в Риме переменится, гонения на еврейский народ возобновятся с удвоенной силой, и он понял, что пришло время позаботиться о том, чтобы Устная Тора не была утрачена. Он решил собрать вместе всех мудрецов Земли Израиля и великих знатоков Торы из Вавилонии, чтобы они сверили варианты Мишны, до той поры передававшиеся изустно, и после тщательной сверки записали лучшие варианты.

Решение записать Мишну – невзирая на запрет записывать Устную Тору – было основано на стихе из Теилим (119:126): «Время действовать ради Господа — они нарушили Тору Твою». Его толкуют так: бывают времена, когда во Имя Небес необходимо нарушить какое-то из установлений Торы (разумеется, решения подобного рода принимаются мудрецами). То есть в случае, если существует опасность, что слова Торы будут забыты, их разрешено записать.

Позже рабби Хия составил дополнения, названные Тосефта (от слова «тосефет» – «добавление»). Однако немалая часть Устной Торы все еще оставалась незаписанной и по-прежнему передавалась устно. Эта часть называются Барайта (от арамитского слова «бар» – «вне», т.е. знания, которые не были записаны в Мишне и остались как бы вне ее).

Мудрецы Израиля заучивали мишнает, барайтот и тосефтот наизусть и прекрасно их знали. Кроме того, они заучивали пояснения великих мудрецов Израиля к мишнам и барайтам.

В наше время этот факт древней жизни кажется фантастическим, однако заучивание наизусть происходило с необычайной добросовестностью и педантизмом, причем это было довольно массовым явлением, без преувеличения, нормой жизни для наших мудрецов.

Основным занятием мудрецов Израиля того времени было углублённое изучение мишнайот. Для этого они использовали различные методы и способы углублённого анализа, например, логическое «выведение» из слов Мишны (когда на основе упомянутого делают выводы о том, что не упомянуто), сравнение различных мишнайот между собой и сравнение их с барайтами и тосефтами. Обсуждение было чаще всего коллективным и происходило в батей мидраш («домах учения»). Кроме того, амораим обсуждали мнения великих мудрецов, комментирующие мишны и барайты. Во многих случаях мы видим, что мудрецы спорят о том, как правильно понимать ту или иную мишну.

Поскольку такие прояснения, а также дискуссии имели большое значение для понимания Мишны, они также заучивались и в точности передавались из поколения в поколение.

В связи с многочисленными сложностями и бедствиями, которые продолжал переживать еврейский народ, невозможно было не опасаться, что прояснение смысла Мишны, достигнутое таким титаническим трудом, может быть утрачено. Поэтому признанные мудрецы поколения приняли решение записать тот огромный объем знаний, который был накоплен к тому моменту. Первый раз это было сделано в Эрец Исраэль рабби Йохананом – речь идет о Талмуде, известном как Иерусалимский.

Название может ввести в заблуждение: на самом деле этот Талмуд был записан в Тверии, но назван «Иерусалимским», поскольку с Иерусалимом отождествлялась вся Эрец Исраэль. Многие ранние комментаторы называют этот труд «Талмуд Эрец Исраэль».

Примерно через 250 лет великие мудрецы Равина и рав Аши вместе с другими мудрецами своего поколения записали в Вавилонии Талмуд, называемый Вавилонским.

К сожалению, амораим не успели записать талмудический комментарий на все трактаты мишны.

Кроме этого, были записаны различные мидраши – учения, извлеченные из Письменной Торы.

Также были записаны книги Каббалы, где описана сокровенная часть нашей Торы. Основные из этих книг Зоар и Сефер а-Йецира.

Чем иудаизм отличается от других религий

 Об этом читайте тут.

 

Запись Иудаизм. В чем сущность еврейской религии? впервые появилась Имрей Ноам.

Источник

#acjc #crimeajewishcongress #jewishcrimea #Jewish #crimea #israel #израиль

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов статей, а также с точкой зрения авторов комментариев.
Ответственность за достоверность изложенной в статьях информации несут авторы.
Работы публикуются в авторской редакции.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в статьях.
Обнаружив недопустимые или неточные материалы, свяжитесь с нами.
Если вы обнаружили контент с вашего сайта (например, статью, изображение, видео или поврежденную ссылку) и хотите, чтобы он был удален, сообщите нам об этом.
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+