Вопрос

Написано, что жертвоприношение, которое евреи приносили в Храме в Новомесячье, было искупительной жертвой для Б-га за то, что Он уменьшил луну. Как Б-г может грешить?

Яков, Москва

Ответ

Что сказано в Талмуде?

Процитирую упомянутое Вами высказывание мудрецов так, как оно приводится в трактате Хулин (60 б): «…Сказал Рейш Лакиш: что особенного в козле, которого приносят в жертву в день новолуния, что о нём сказано (Бемидбар, 28:15): “Для Всевышнего”? Говорит Всевышний: “Этот козёл будет искуплением (капара) за Меня, за то, что Я уменьшил луну”».

Творец не создал луну «неизменной» для нашего восприятия. Мы видим, как сильно она «меняется» в течение месяца. Достигнув максимума, луна начинает уменьшаться — вплоть до полного исчезновения с небосклона в новолуние. И капара состоит в принесении в Храме в день Новомесячья «искупительной» жертвы хатат. Талмуд учит: эта жертва приносится, чтобы «искупить» (лэкапэр) деяние Творца. Этот вывод делают из того, что сказано в главе Пинхас (Бэмидбар, 28:15) о жертве, которую приносили в день новолуния (Рош Ходеш): «И одного козла в грехоочистительную жертву для Всевышнего…».

Получается, хатат предназначался… для «искупления» Творца.

У каждого, кто не знаком со спецификой языка мудрецов, это изречение мудрецов, несомненно, вызовет полнейшее недоумение — как возможно сказать, что за Творца надо приносить искупительную жертву? Ведь Он, как пишет Рамхаль («Путь Творца» 1, 1): «совершенен всеми видами совершенства, и нет в Нём абсолютно никакого недостатка».

Три ошибки

Прежде чем попытаться понять, о чём речь, отметим, что большинству людей, непривычных к языку мудрецов, трудно избежать различных ошибок в понимании агадот. Остановимся на трёх ошибках, самых распространённых.

Многие ошибочно понимают слова мудрецов в агадот буквально. Однако важно подчеркнуть, что обычно слова мудрецов в агадот загадочны, зашифрованы, их нельзя понимать буквально. Подробнее об этом см. статьи «Мудрецы Талмуда ошиблись?» и «Мидраш шутит?».

Во-вторых, читатели часто думают, что, упоминая в агадот Творца, мудрецы имеют в виду Его Самого. Однако в большинстве таких упоминаний они не имеют в виду Его Самого, ибо постичь Самого Творца нашим ограниченным интеллектом совершенно невозможно. Об этом упоминается в молитве, приведённой в Тикуней Зоар: «Ты возвышеннее всех возвышенных, Ты сокрыт (более) всех сокрытий, мысль не постигает Тебя вовсе…». Таким образом, говоря о Создателе, мудрецы подразумевают лишь Его проявления, способы, с помощью которых Он управляет нашей вселенной.

В-третьих, часто читатели недостаточно знакомы со смыслом понятий, которыми оперируют мудрецы, поэтому вкладывают в них смысл, к которому привыкли в повседневной жизни.

Объяснение слов мудрецов

Как и в других изречениях мудрецов, так и в этом изречении скрыты глубочайшие тайны Торы. В книге «Толаат Яаков» в главе «Тайны Новомесячья и его молитв» это изречение разбирается с точки зрения Каббалы. Но уместнее будет привести слова Маараля в книге «Беэр а-Гола» (ч. 4), поскольку оно не требует знаний каббалы и доступно каждому человеку. Объяснение Маараля даст нам ключ не только к пониманию этого изречения мудрецов в частности, но и к правильному пониманию слов мудрецов в Агаде вообще.

Капара

Маараль объясняет, что в интересующем нас изречении мудрецов есть несколько «подводных камней»:

Прежде всего, слово капара в оригинале вовсе не обязательно означает «искупление», как его обычно переводят. На самом деле оно, скорее, означает «устранение», «снятие», как объясняет Раши (Берешит 32, 21)[1], а также Радак в книге Шорашим (в статье о корне каф-пэй-рэйш). Да и само значение «искупление» появилось лишь потому, что оно связано со «снятием», «устранением» греха.

Значение слов хетхатат также не совсем верно передавать словом «грех», как обычно переводят на русский язык. Хет — это, скорее, недостаток, ущерб, отсутствие необходимого звена. Так это объясняет и Раши в комментарии к стиху 31, 39 из книги Берешит — «Растерзанного я не приносил к тебе, это был мой убыток… (анохи ахатэна[2].

Впрочем, это слово действительно нередко используют для обозначения понятия «грех». Ведь, совершая преступление, человек наносит своей душе вред, делая её «ущербной».

«Изменчивость» Луны

Маараль продолжает:

Известно, что все деяния Творца совершенны. Но «изменчивость» Луны может, на первый взгляд, создать иное впечатление. Луна не кажется совершенным созданием. Ни с одним небесным телом не наблюдается столь радикальных перемен. Ни одно небесное тело не выглядит, из месяца в месяц, столь «ущербным». Чтобы компенсировать этот «недостаток», Всевышний повелел приносить каждый раз в день Новомесячья специальную жертву хатат, чтобы лэхапэр, то есть устранить, это кажущееся «несовершенство» и обратить его в достоинство.

Повелев приносить эту жертву, Творец показал, что уменьшение Луны не считается «ущербностью», а, наоборот, является поводом и причиной приближения к Создателю (жертва на иврите называется словом корбан, корень которого означает «приближение»). Ведь Всевышний любит скромных, тех, кто умеет умерить гордыню, «отступить в тень». Сказали мудрецы (Мегила 29, 1): «Не случайно Создатель избрал гору Синай, чтобы открыть на ней Своё Присутствие. Гора эта меньше и “скромней” других». Вот и корбан Новомесячья приносится именно тогда, когда Луна полностью исчезает с небосклона.

Итог

Выходит, что мудрецы в этом высказывании имели в виду следующее: только скромные люди истинно близки к Творцу. Этому, по мнению мудрецов, нас обучает Тора, которая приказывает принести жертву хатат в день новомесячья (когда луна не видна, когда она «стоит в тени»). Хатат в день новолунья призван восполнить кажущийся «недостаток» в деянии Творца, показывая, что собственное уменьшение — это не только не порок, но и большое достоинство перед Всевышним.

Возможно, что именно поэтому евреи уподобляются луне (см. Шмот Рабба, глава Бо), поскольку они, подобно луне, «уменьшают» себя перед Творцом. И как свидетельствует о них Тора (Дварим, 7, 7): «Не потому, что вы многочисленнее всех народов, возжелал Господь вас и избрал вас, ибо вы меньше всех народов». Комментирует Раши: «аллегорическое толкование (гласит: ) вы не возвеличиваете себя (вам не свойственно высокомерие), когда Я щедро наделяю вас благом; поэтому “возжелал Б-г вас”, “ибо вы меньше” — вы умаляете себя (признаете себя малыми), как, например, Авраам, который сказал “Я же прах и пепел”, и как Моше и Аарон, которые сказали “Мы же что?”».

Интересно обратить внимание, что Тора подробно рассказывает о различных видах жертв (корбанот), но нигде не говорится, что это «для Всевышнего». Нигде, кроме того места, где идёт речь о жертвоприношении козла в день Новомесячья. Почему к этой жертве особое отношение? Объяснение мы находим в словах мудрецов.


[1] «“Сниму (гнев) с лица его. Укрощу его гнев (отведу его гнев)”. И подобно этому “и будет расторгнут союз ваш со смертью” [Йешаяhу 28, 18], “не сможешь отвести его” [там же 47, 11]. И представляется мне, что везде капара в связи с виной, грехом и гневом (означает) “устранять и отводить”. Это арамейское слово нередко (встречается) в Талмуде: “вытер (умыл) руки свои”, “хотел вытереть руки свои, что до того человека” (Гитин 56а). И также в Писании храмовые сосуды (для собирания крови жертвенных животных) называются кфорэй заhав (Эзра 1, 10), потому что священнослужитель вытирает руки о них, о края сосуда».

[2] Перевод слова Ахатена — «это был мой убыток». Корень этого слова — хэт.

Запись Как Б-г может грешить? впервые появилась Имрей Ноам.

Источник

#acjc #crimeajewishcongress #jewishcrimea #Jewish #crimea #israel #израиль

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов статей, а также с точкой зрения авторов комментариев.
Ответственность за достоверность изложенной в статьях информации несут авторы.
Работы публикуются в авторской редакции.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в статьях.
Обнаружив недопустимые или неточные материалы, свяжитесь с нами.
Если вы обнаружили контент с вашего сайта (например, статью, изображение, видео или поврежденную ссылку) и хотите, чтобы он был удален, сообщите нам об этом.
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+