Болезнь души изменяет вкус

 

«И увидела жена, что дерево хорошо для еды и что оно услада для глаз и вожделенно дерево для познания» (3:6).

В том, что Хава, глядя на плоды, запрещенные Творцом, желала их, уже было началом греха.

И пишет Рамбам (Законы нравов, 2:1): «Бывает такая болезнь, когда сладкая пища кажется горькой, а горькая сладкой, и возникает желание съесть что-то непригодное в пищу; подобной бывает и болезнь души, при которой грех кажется сладким, а заповедь – горькой». Рамбам добавляет: «Как же можно вылечить таких больных душой? Пусть они пойдут к мудрецам, которые врачуют души, и те излечат их болезнь тем, что станут обучать Торе, пока они не вернутся снова на добрый путь».

Подробнее об этом читайте тут.

Два утверждения йецер а-ра

 

Pixabay

«Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал он жене: подлинно ли сказал Бог: “не ешьте ни от какого дерева в саду…“?..  Умереть не умрете, но знает Бог, что в день, в который поедите от него, откроются глаза ваши, и вы будете как великие, знающие добро и зло» (3:1, 4-5).

Пишет Виленский Гаон, что все утверждения йецер а-ра делятся на две основных категории и обе мы обнаруживаем в словах змея, который буквально олицетворяет йецер а-ра.

Первая категория – это когда дурное начало внедряет нам мысль, что выполнять повеления Всевышнего невозможно, просто потому что они невыполнимы. К этой категории относятся слова змея: «подлинно ли сказал Бог: “не ешьте ни от какого дерева в саду…“?». 2) «Умереть не умрете, но знает Бог».

Вторая категория утверждений йецер ара заключается в его намерении подтолкнуть человека к ошибке в понимании Торы, представляя дело так, будто тот или иной грех на самом деле не запрещен или будто нарушить запрет не так уж страшно.

Укус в пятку

 

«И сказал Господь змею: “… оно (потомство Хавы) будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» (3:14-15).

Сила человека победить cвое дурное начало заключена именно в его голове – в умении мыслить, анализировать, принимать решения: обдумав свои поступки, он может изменить их.

А сила йецер а-ра, в том, что он «жалит в пяту». Что здесь подразумевается? С одной стороны, пятка — наименее чувствительное место на всём теле человека; и, когда он идёт, то не думает, куда поставить пятку, а только куда пальцы ноги. С другой стороны, в основном пятка держит человека.

Так и подсознание — оно реагирует на всё, мимо чего мы «прошли», вроде бы даже не обратив внимания: на что бросили взгляд, услышали краем уха, прочли без внимания и т.д. Однако именно подсознание «держит» всего человека и направляет его.

Открытая «дверь»

 

opened door 

          И сказал Господь Каину: «…у входа грех лежит» (4:7).

Магид из Дубно в своем труде Оэль Яков комментирует от имени Виленского Гаона: слова «у входа грех лежит» означают, что дурное начало имеет силу только там, где есть «вход» для него, то есть когда у человека появляются сомнения, выполнить волю Всевышнего или нет. Воспользовавшись этим «входом», йецер без особого труда может подтолкнуть на дурной путь. Но если у человека нет «входа» для нарушения воли Всевышнего и это представляется ему невозможным, йецер а-ра не сможет к нему «войти».

Ограда

 

«И сказала жена змею: только из плодов дерева, которое в середине сада, сказал Бог, не ешьте от него и не прикасайтесь к нему» (3:2-3).

В Пиркей Авот сказано: «И сделайте ограду Торе». Мидраш (Авот де раби Натан) утверждает, что этому мы можем научиться на примере Адама, который к запрету Творца добавил запрет касаться дерева и сказал о нем Хаве.

Змей же, в свою очередь, принудил Хаву дотронуться до запрещенного дерева (Мидраш Берешит Раба, 19) и нарушить тем самым «ограду», установленную Адамом, то есть пренебречь ограничениями, которые помогают избежать нарушения запрета.

Мидраш сообщает нам, что это известная тактика йецер а-ра: сначала он соблазняет человека преодолеть «ограду» запрета, а не нарушить сам запрет, а когда та преодолена, уже нет особой проблемы подтолкнуть и к самому греху.

Грех влечет за собой грех…

 Pixabay

«И сказал Господь Каину: отчего досадно тебе? и отчего поникло лицо твое? Ведь если будешь добро творить, превознесешься» (4:6-7).

Зачастую человек, который согрешил, испытывает досаду и начинает думать, что у него больше нет шанса быть праведным, поэтому он перестает оберегаться греха, как делал это раньше. Однако следует помнить, что Всевышний по милости Своей дает нам возможность раскаяться – сделав тшуву, вернуться к Всевышнему.

Более того, после тшувы мы становимся еще ближе к Творцу, чем прежде. Наши мудрецы сказали, что согрешивший и сделавший тшуву находятся на более высоком уровне, чем тот, кто никогда не грешил. (Важно понимать, что, если человек не дай Бог не оберегается греха и совершает его нарочно, он очень рискует, иногда даже жизнью.).

По словам Виленского Гаона, это и имеет ввиду Творец, обращаясь к Каину: «Ведь если будешь добро творить, превознесешься», то есть будешь на более высоком уровне, чем до греха.

И об этом же сказал царь Шломо: «Если вознегодует дух властителя, не покидай места своего, ибо кротость покрывает большие грехи» (Коэлет, 10:4). Поясняет Виленский Гаон, что под словами «дух властителя» имеется ввиду йецер а-ра – если он введет тебя в грех, старайся удержаться на том же духовном уровне, на котором был до сих пор, и продолжай делать те добрые дела, что и прежде, тогда излечишься от его пагубного влияния.

 

Запись Как победить дурное начало? 6 советов из главы Берешит впервые появилась Имрей Ноам.

Источник

#acjc #crimeajewishcongress #jewishcrimea #Jewish #crimea #israel #израиль

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов статей, а также с точкой зрения авторов комментариев.
Ответственность за достоверность изложенной в статьях информации несут авторы.
Работы публикуются в авторской редакции.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в статьях.
Обнаружив недопустимые или неточные материалы, свяжитесь с нами.
Если вы обнаружили контент с вашего сайта (например, статью, изображение, видео или поврежденную ссылку) и хотите, чтобы он был удален, сообщите нам об этом.
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+