Во времена Виленского гаона, когда Польшей правил король Понятовский, к королю обратились караимы, утверждая, будто они и есть настоящие евреи, последователи учения Моше, и что именно они получили Тору у горы Синай. А потом, согласно клевете караимов, якобы пришли талмудисты, которые утверждали, что именно они получили Тору, и исказили ее неправильными комментариями, и поэтому: «И у них обычаи, отличные от обычаев других народов, и повеления короля не выполняют, и не стоит королю оставлять их в живых».[1] И много ругали и поносили раввинов, и попросили короля позвать представителя раввинов на диспут с представителем караимов, чтобы доказать королю, что караимы и есть «настоящие» евреи.

Король издал указ, чтобы евреи прислали в одну из суббот своего представителя на диспут.

Виленский гаон решил послать на диспут раби Йеуду Лейба Маитеса из Пинска, который обладал огромными познаниями в Торе и к тому же был очень умен и проницателен, а также хорошо знал польский язык и был вхож к знати.

Гаон пригласил раби Йеуду Лейба Маитеса к себе. Сначала раби Йеуда Лейб отказывался участвовать в этом диспуте и брать на себя ответственность за его исход. Он стал приводить разные оправдания, чтобы избежать данного ему задания.

Сказал ему гаон: «Я подозреваю, что ты ищешь повода, чтобы избежать своего участия в этом диспуте, от результата которого зависит будущее нашего народа и нашей Торы в этом государстве!»

После долгих уговоров раби Йеуда Лейб согласился отправиться в назначенный день во дворец, на диспут с представителем караимов.

Тогда сказал ему гаон: «Иди с миром!»

Раби Йеуда Лейб откликнулся: «И не только это!»

Ответил раби Элияу: «Я забыл! Я забыл! И пусть Б-г Израиля благословит тебя и пошлет тебе удачу в твоей миссии!»

Когда раби Йеуда Лейб вышел, его спросили: «Почему раби Элияу сказал тебе: “Я забыл! Я забыл!”?»

Раби Йеуда Лейб ответил: «В Талмуде ясно сказано (Брахот 31б): тот, кто напрасно подозревал другого, должен попросить прощения, и не только это, а еще должен дать ему благословение. Поэтому, когда он со мной прощался, я напомнил ему слова “и не только это”, чтобы намекнуть, что он должен меня благословить. Наш учитель тут же понял, на что я намекаю, и благословил меня, чтобы мне сопутствовала удача».

Король назначил диспут между раввинами и караимами на субботу.

В ту субботу раби Йеуда Лейб встал с рассветом, помолился утреннюю молитву и прочитал несколько глав Теилим, от всей души прося Творца помочь ему победить караимов. Затем он сделал кидуш, вкусил субботнюю трапезу и пошел пешком во дворец, полный веры и упования на Всевышнего, давшего нам Тору. В коридоре дворца он встретил представителя караимов, дожидавшегося своей очереди. Он встал за ним, а затем прозвучал приказ ввести их в зал. Их попросили снять обувь перед входом в залы дворца. Все сняли обувь, но раби Йеуда Лейб, рассеянный из-за страха перед королем, не оставил обувь в коридоре, а вошел в зал, держа ее в руках.

Король сидел на троне, вокруг него стояли его министры, а на столе перед ним лежал клеветнический документ, составленный караимами. Тут же представитель караимов стал поносить раби Йеуду Лейба, говоря: «Пусть король увидит наглость талмудистов. Посмотрите на него! Он внес свою обувь с собой, как будто подозревает служителей дворца в воровстве! Иначе почему он внес обувь в зал, а не оставил в коридоре?!»

Король посмотрел на представителя евреев и был поражен, увидев, что тот действительно держит свою обувь в руках. Раби Йеуда Лейб в первый момент растерялся, но тут же пришел в себя и сказал: «Государь мой, король! У нас существует предание, что когда Б-г явился Моше в несгорающем кусте и сказал ему: “Сними обувь с ног своих, ведь место, на котором ты стоишь, святое”, Моше сделал, как Б-г повелел. Но когда он собрался уходить, он не нашел своей обуви, так как караимы, там присутствовавшие, ее украли! С тех пор, когда я встречаюсь с караимами, я вынужден охранять свою обувь от этих воров!»

Представитель караимов тут же возразил: «Это наглая ложь! Ведь это известный исторический факт, что караимы тогда вообще не существовали! Известно, что секта караимов была основана только примерно тысячу лет назад, во времена Анана. Поэтому невозможно обвинить караимов в краже обуви Моше!»

Король рассмеялся и сказал: «Можно прекратить диспут! Раз ты сам утверждаешь, что секта караимов была основана через несколько тысяч лет после дарования Торы на горе Синай, то ваш документ против талмудистов основан на лжи».

Так исполнилось благословение Виленского гаона, данное раби Йеуде Лейбу Маитесу, благодаря чему ему удалось спасти евреев страны.


[1] Так говорил Аман царю Ахашверошу о евреях.

Запись Как проявилась еврейская смекалка в диспуте перед польским королем? впервые появилась Имрей Ноам.

Источник

#acjc #crimeajewishcongress #jewishcrimea #Jewish #crimea #israel #израиль

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов статей, а также с точкой зрения авторов комментариев.
Ответственность за достоверность изложенной в статьях информации несут авторы.
Работы публикуются в авторской редакции.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в статьях.
Обнаружив недопустимые или неточные материалы, свяжитесь с нами.
Если вы обнаружили контент с вашего сайта (например, статью, изображение, видео или поврежденную ссылку) и хотите, чтобы он был удален, сообщите нам об этом.
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+