13 принипов Рамбама

Рамбам в комментарии на трактат Санедрин, в предисловии к разделу Хелек, формулирует 13 основных принципов нашей веры (как и весь комментарий на Мишну, он записал эти постулаты на арабском языке, а позже они были переведены на иврит). Маарша пишет, что само число 13 не случайно — это важное число в еврейской традиции, ведь есть 13 мидот – атрибутов милосердия Творца, а также есть 13 путей комментирования Торы.

Другие системы

Книга основ

Все еврейские мудрецы согласны, что эти принципы истинны. Однако были и такие, кто считал, что не все эти принципы следует считать основными. Рав Йосеф Эльбо, к примеру, писал, что основных принципов всего три: 1) существование Творца; 2) Его провидение, награда за исполнение Его воли и наказание за нарушение Его воли; 3) факт, что Тора с Небес. Однако подавляющее большинство еврейских мудрецов согласно с мнением Рамбама, что все 13 принципов основа нашей религии.

У многих евреев после молитвы принято перечислять все эти принципы, предваряя каждый словами: «я верю твердой верой, что…».

До какой степени важны эти основы

Рамбам пишет: тот еврей, который верит в эти основы, является частью нашего народа, а тот, кто в них не верит, еретик и он как бы по своей воле «оставил наш народ».

Тринадцать постулатов

Вот эти 13 основ веры, сформулированные Рамбамом:

  • Творец – источник существования всего мира.
  • Единство Творца.
  • Нематериальность Бога.
  • Первичность Бога.
  • Служба только Творцу.
  • Пророчество.
  • Величие Моше и его пророчества.
  • Истинность Торы.
  • Неизменность Торы.
  • Знание Творца обо всем, что происходит.
  • Награда за выполнение Его воли и наказание за нарушение.
  • Приход Машиаха.
  • Воскрешение из мертвых.

Творец – источник существования всего мира

Согласно этому принципу, мы верим в существование Творца, который абсолютно совершенен, и в то, что Он является источником всего существующего, постоянно поддерживая существование всего. И если можно было бы предположить, что Его нет, ни одна вещь не могла бы существовать. А если допустить, что ничего не существует, кроме Него, – Он Один остался бы существовать и не исчез с исчезновением всего, поскольку Он, благословенный, существует независимо ни от чего.

И также всевозможные духовные и разумные силы также не существуют самостоятельно, а нуждаются в том, чтобы Он постоянно поддерживал их существование. Об этом сказано в Торе (Шмот, 20:2): «Я – Господь…»

Этот принцип Рамбам упоминает в самом начале своего фундаментального труда Мишне Тора. Там он пишет, что этот принцип «основа основ и столп мудрости».

Также он добавляет: «Поэтому Его истинность не похожа на истинность одного из творений. Об этом говорит пророк: «И Господь Бог – истина» (Ирмияу, 10:10), – только Он истина, и ничто не истинно так, как Он.

О том же сказано в Торе: “Нет другого, кроме Него” (Дварим, 4:35), то есть ничто не истинно так, как Он».

Еще об этом читайте тут.

В Книге Заповедей, где Рамбам записал их по порядку их значимости, заповедь о вере в Бога он приводит первой и пишет так: «1-я заповедь – повеление верить в Б-га. Верить, что есть Первопричина, приводящая в действие все сущее».

Об этом же пишет Рамхаль в книге Дерех Ашем, Путь Творца: «Каждый еврей должен верить и знать, что есть первый Сущий, Предваривший (творение) и Вечный. Он сотворил все бытие и продолжает поддерживать его существование. Этот Сущий есть Бог, благословен Он.

Надо знать, что истинная суть этого Сущего ни для кого, кроме Него, совершенно непостижима. И только то известно о Нем, что Он существует и что Он совершенен всеми видами совершенства, и нет в Нем абсолютно никакого недостатка…

Еще необходимо знать, что бытие этого Сущего, благословенно Его Имя, обязательно и что Его небытие совершенно невозможно. Еще необходимо знать, что Его существование ни в коей мере не зависит от кого-то другого, а есть само по себе».

Единство Творца

Пишет Рамбам: «Второй принцип – Его единство. Это значит, что Он, который является источником существования всего мира, един. И един Он не так, как объединяющий в себе множество элементов, и не как тело, у которого есть части и края; но единству Его нет подобного в мире».

Об этом же Рамбам говорит и в Мишне Тора (1:7), и в Книге Заповедей (2-я заповедь).

Об этом же пишет и Рамхаль в Дерех Ашем: «И также необходимо знать, что Его существование есть простое существование, совершенно без структурности и множественности, и все совершенства находятся в Нем простым образом».

А в книге Даат Твунот Рамхаль добавляет: «Когда мы говорим, что Святой, благословен Он, един, недостаточно понять, что Он один обладает абсолютным существованием, и нет творца, кроме Него. Мы обязаны понять также, что кроме Него нет никакого другого властелина или правителя над миром и всеми созданиями, и нет никого, кто мог бы помешать Ему, и нет препятствий воле Его… Тот, кто верит в единство Творца, должен верить, что… нет для Него никаких препятствий и никого, способного противостоять Ему ни под каким видом и ни с какой стороны… Нет никого под Ним, кто обладал бы властью в мире, нет никаких наместников или другой силы… Более того, Он сам непосредственно управляет всеми созданными, все происходящее в мире происходит по Его воле, не случайно, не по законам природы или судьбы. Он сам судит всю землю и все находящееся на ней и решает все, что происходит в верхних и нижних мирах, до самой нижней ступени Творения…».

Нематериальность Бога

Пишет Рамбам: «Третий принцип – отрицание Его материальности. Имеется в виду, что Он единый и не является телом, и не пользуется силой тела, и с Ним не происходит то, что происходит с телом… И об этом сказал пророк (Йешаяу, 11:14): «С кем вы сравните Меня, и Я уподобляюсь ему?», – и, если бы у Него было тело, Он бы уподоблялся другим телам. И каждый раз, когда мы встречаем в Танахе, когда говорится о теле, про ходьбу с места на место или стояние, или сидение, или речь и т.п., это все применительно только к тому, как понимают люди, которые знают лишь о жизни в телесной оболочке; и Тора говорит языком людей. И об этом сказано: “Вы никакого образа не видели” (Дварим, 4:15), поскольку Он, как мы сказали, не тело и не пользуется силой тела». Этот принцип Рамбам подробно разбирает в книге Мишне Тора в конце первой главы.

Первичность Бога

Пишет Рамбам: «Четвертый принцип – первичность. Имеется ввиду, что этот единый – Он абсолютно первичный и предшествует всему созданию… И знай, что это важный принцип из Торы Моше рабейну, что мир является созданным (а не всегда существовал), создал его Господь из нечего».

Служба только Творцу

Пишет Рамбам: «Пятый принцип заключается в том, что только Ему, да восславится Имя Его, подобает служить и превозносить… и не служить никакой другой силе, к примеру, ангелам, планетам и звездам, поскольку у них нет никакой силы и никакого выбора, и они выполняют только Его волю. И запрещено делать все эти силы средством, чтобы приблизиться к Нему, а только к Нему человек должен возносить все свои мысли и ни к кому другому. И этот принцип – это запрет идолопоклонства, о котором Тора говорит много раз».

В Мишне Тора (Законы идолопоклонства, 1:2) пишет Рамбам следующее: «Главное в заповеди об идолопоклонстве – запрет служить любому из созданий, будь то ангел или сфера, или планета, или один из четырех видов праматерии, или нечто из того, что создано из них. Даже если тот, кто служит им, знает, что подлинный Б-г – только Господь, и служит созданию по той же причине, по которой служили Энош и люди его поколения вначале – все равно он идолопоклонник».

Еще о запрете обращаться к духовным субстанциям читайте тут.

Пророчество

Рамбам пишет, что шестой принцип заключается в знании, что у человеческого род есть такой потенциал и будут такие люди, у которых чудесные качества и цельность велика настолько, что приблизятся к Всевышнему и получат напрямую от Него всевозможные знания.

В Мишне Тора (Фундаментальные законы Торы, 7:1) Рамбам пишет следующее: «Из основ веры – знать, что Бог дает людям пророчество; и получить пророчество может лишь мудрец, великий в мудрости, с исправленным характером, так что никогда вожделение не одерживает над ним верх ни в какой ситуации, но он контролирует вожделения силой своего интеллекта; имеющий развитые способности к познанию.

Человек, обладающий всеми этими качествами, совершенный физически, который проник в глубины и величие Пардеса (всех уровней Торы), и сознание его постигает эти темы верно, и он продолжает духовно расти и отстраняться от путей обычных людей, идущих за соблазнами времени, и подстегивает себя, и учит душу свою, чтобы не было у него ни единой мысли о вещах ненужных и пустых, о преходящих ценностях и временных соблазнах, но чтобы сознание его было всегда открыто для высшего и привязано к подножию Трона Создателя, чтобы постигать духовные миры и обозревать мудрость Создателя всю, от высших ангелов до земных недр, и познать из этого величие Его – немедленно снисходит на него дух святости (руах а-кодеш).

И когда это состояние снизойдет на него – поднимется его душа до ангелов уровня «ишим», и станет он другим человеком, и начнет понимать своим сознанием не так, как раньше, а поднимется над уровнем других мудрецов, как сказано о Шауле: «…и пророчествовал с ними, и стал другим человеком» (Шмуэль I, 10:6)».

Подробнее о пророках и пророчествах читайте тут.

Величие Моше и его пророчества

В соответствии с этим седьмым принципом нужно знать, что Моше величайший из всех пророков, бывших до него и пришедших после, и что он достиг наивысшей ступени цельности, которую только может достичь человек.

Еще об особенном уровне Моше читайте тут.

Истинность Торы

Восьмой принцип обязывает нас знать, что вся Тора, которая у нас есть, это та самая Тора, которая была дана Моше, и вся она была дана ему, а, стало быть, все ее строки святы, и нет преимущества у одного стиха перед другим.

Неизменность Торы

Согласно девятому принципу мы должны верить, что Тора никогда не будет аннулирована, и Творец не даст вместо нее какую-то другую Тору, и не будет ничего к ней добавлено и убавлено ничего не будет.

Знание Творца

Десятый принцип утверждает, что Господу известны все без исключения дела людей и Он наблюдает за ними неустанно, как сказано в псалме: «Не спит и не дремлет Страж Израиля» (Теилим, 121:4).

Награда и наказание

Согласно одиннадцатому принципу следует верить, что Господь награждает тех, кто выполняет Его волю, и наказывает тех, кто ее нарушает. И что самую большую награду человек получит в олам аба – будущем мире, а самое большое наказание – это карет, отсечение души от ее источника.

Приход Машиаха

Двенадцатый принцип гласит, что следует верить в приход Машиаха и ждать его, даже если есть основания думать, что он задерживается.

Воскрешение из мертвых

В соответствии с тринадцатым принципом следует верить, что мёртвые вернутся к жизни.

Запись Какие основы еврейской религии? 13 принципов иудаизма впервые появилась Имрей Ноам.

Источник

#acjc #crimeajewishcongress #jewishcrimea #Jewish #crimea #israel #израиль

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов статей, а также с точкой зрения авторов комментариев.
Ответственность за достоверность изложенной в статьях информации несут авторы.
Работы публикуются в авторской редакции.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в статьях.
Обнаружив недопустимые или неточные материалы, свяжитесь с нами.
Если вы обнаружили контент с вашего сайта (например, статью, изображение, видео или поврежденную ссылку) и хотите, чтобы он был удален, сообщите нам об этом.
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+