О жизни еврейской общины города Симферополя, планах на будущее и приближающемся большом празднике Рош Ашана – в интервью с Главным раввином г. Симферополя Йехезкелем Лазаром.

 

 

— Рав Йехезкель,  Вы  уже почти год  занимаете пост Главного раввина г. Симферополя. С какими трудностями Вы столкнулись за это время?

— Трудностей не было, то что было — знакомство с людьми, общение. Работа с людьми, это не всегда легко и просто, потому что люди бывают разными и надо найти с каждым общий язык. Слава Б-гу, евреи — хороший народ, приятный, веселый, поэтому с ними всегда легко и приятно.

Расскажите о еврейской религиозной общине г. Симферополя. Чем живет община сегодня, какова ее численность, какие действуют общинные программы?

— Говорят, в городе Симферополе живут как минимум семь тысяч евреев. К сожалению, пока я всех не встретил и не познакомился лично. Я могу сказать точно, что вначале у нас практически не собирались на Шабаты, а сейчас по праздникам, и даже по будним дням, собираются большие Миньяны, и в обычный, не праздничный Шабат по тридцать-сорок человек, я считаю это много для такого города, как Симферополь. Кроме того, у нас проходят еженедельные уроки по Торе, и еще много мероприятий, которые объединяют наших евреев, нашу общину. Недавно у нас в гостях был Мицва-мобиль, он посетил все города Крыма, молодые раввины и студенты Иешив общались с еврейскими семьями, ставили Мезузу, была программа для детей и взрослых.

— Если говорить о благотворительных программах, то община тесно взаимодействует с Хеседом, поэтому община помогает Хеседу, Хесед помогает нам. Когда проходят детские программы и благотворительные мероприятия, это тоже можно сказать часть общины, потому что мы работаем вместе и наша община одно большое целое.

— Удалось ли наладить взаимодействие с крымскими властями? Оказывает ли помощь Еврейской общине г. Симферополя руководство Республики и города?

— Я думаю, что у еврейской общины и у крымских властей всегда были хорошие отношения, поэтому мне не надо было их налаживать и строить что-то новое. Но, главная цель еврейской религиозной общины, это работать с евреями, с людьми, которые приходят к нам в синагогу, а работой с властями занимаются другие организации, например, Всекрымский еврейский конгресс. Поэтому это не самая главная наша задача, но могу сказать, что крымские власти оказывают нам поддержку, когда это необходимо.

— Ранее вы говорили о планах по строительству большого общинного центра и синагоги, скажите, есть ли продвижение в этом вопросе?

Есть, процесс идёт, но не сразу это видно. Это большой проект, и мы надеемся, что получим поддержку не только от крымских евреев, но и от других людей. Но, чтобы это произошло, в первую очередь должны подключиться наши местные евреи, показать свою заинтересованность в этом вопросе, допустим, взять на себя часть проекта, каждый сколько может. Главное, чтобы у местных было понимание, что им это надо, и тогда с Б-жьей помощью процесс пойдет быстрее.

— А крымские власти поддерживают планы по строительству синагоги?

— Конечно.

— Они готовы оказать какую-то помощь для этого?

— Да, но опять же, не мы решаем такие вопросы. Эти вопросы решаются на высших уровнях, потому что все понимают, что такое здание — общинный центр, с помощью только местных еврейских бизнесменов невозможно построить, нужна также помощь и со стороны властей, но и они (власти) хотят видеть, что местная община помогает, ФЕОР помогает. В первую очередь у самих евреев должен быть интерес, сами евреи должны понимать, что им это важно.

Планируется ли в г. Симферополе открытие еврейской школы?

— Да, планируется, хотя это не самая простая задача, есть моменты, которые надо еще решить. Уже есть помещение, которое мы планируем использовать — сначала для детского сада и воскресной школы. Поначалу занятия планируются по воскресеньям, потом возможно по полдня, затем будем двигаться дальше. Это постепенный процесс, не так, что в один год открываются все одиннадцать классов. Сначала детский сад, потом для этих детей открывается первый класс, второй класс и так далее. Мы конечно надеемся, что сразу откроется несколько классов, будет зависеть от количества детей. Это долгий процесс, но надеемся, что детский сад откроется уже в ближайшее время.

— С какими еврейскими организациями Крыма взаимодействуете?

— Со всеми. Мы все работаем вместе, и все понимают, что у каждого есть своя сфера, в которой он больше разбирается, свои цели и задачи. Еврейская община более религиозная, у Еврейского конгресса, например, свои задачи, когда мы работаем все вместе, тогда мы помогаем друг другу.

— А как складываются отношения с Всекрымским еврейским конгрессом?

— Отлично, потому что все что мы делаем — мы делаем вместе.

— Действуют ли в г. Симферополе какие-то всероссийские еврейские общинные программы?

— В общем, все что мы делаем — это все российское. Не секрет, что наша главная поддержка пока идет из Москвы от ФЕОР. Все наши мероприятия, все наши праздники, все что делается – всё общее. Тора одна, Б-г один, евреи — это один народ, поэтому то, что делается в Хабаровске, делается и у нас. То, что делается в Израиле, то же делается и у нас, может празднуют не так, как в Иерусалиме, но евреи везде одинаковые.

— А можно сказать, что все евреи России объединены?

— Все евреи мира объединены, потому что, как мы говорили, один Б-г, одна Тора, одна религия. В России это более видно, поскольку менталитет одинаковый, люди похожи, есть понимание и взаимоотношения между городами, мы общаемся с раввинами других городов, где-то советуемся, помогаем друг другу, ездим по России, всегда можем познакомиться с другими общинами. Почему немного тяжелее в других странах? Потому что там не все общины так едины, но в то же время Бейт Хабад, или в переводе «Дом Хабада», есть в каждой точке мира, поэтому везде можно найти свой еврейский дом.

— Какие перспективы развития Симферопольской еврейской общины Вы видите?

— Первое – это еврейское образование, еврейские уроки, уроки по Торе для детей и взрослых, также, наша задача — это привлечение молодёжи, потому что молодёжь это наше будущее.

— Второе, чтобы всё, что надо евреям было доступно — кошерное питание, еврейская литература, еврейские книги.  То, что ещё надо построить в Симферополе — это Миква — ритуальный бассейн, это очень важно для еврейской семьи, это даже, можно сказать, важнее чем синагога.

— Приближается большой праздник Рош-Ашана, расскажите о его основных традициях, как Симферопольская еврейская община его отметит?

— Иногда люди боятся этого дня, потому что Рош Ашана — это судный день. Считается, что в этот день Вс-вышний открывает книги и смотрит что с нами происходило за последнее время, как мы себя вели — правильно или неправильно. После этого Вс-вышний решает — какой у нас будет год, и это иногда пугает людей. Однако, нас учат наоборот, что Рош Ашана — это праздник, это веселый день, это день, когда мы собираемся и радуемся. Спрашивается, как можно радоваться в такой серьезный день? Приведу пример, допустим, человек должен кому-то большую сумму денег, и он не может заплатить эти деньги, он понимает, что это не в его силах, и тот кому он должен дает скидку, к примеру, человек может заплатить половину и даже эту половину, он может заплатить не за один раз, а за много лет, тогда тот человек радуется, он понимает, что это очень большой подарок, и у него есть любовь к человеку, который понял его ситуацию. То же самое и с нами, не всегда за годы получается жить праведно, так как хочет Вс-вышний, хотя стремиться надо быть лучше, но приходит Рош Ашана и Вс-вышний дает нам скидку, он говорит, я Вам прощу Ваши грехи, я Вам дам хороший год, но Вы должны отдать хотя бы половину. Это, как минимум прийти в синагогу, послушать Шофар, помолиться, просить прощения. Если человек ничего не хочет, Вс-вышний говорит, так не пойдет, надо принять Царство Вс-вышнего, и Рош Ашана — это Царство Вс-вышнего. Это как пятьдесят процентов, надо стараться стать лучше, это та половина, которую мы должны исполнить. Радость и веселье праздника в том, что Вс-вышний прощает все наши грехи, если мы правильно будем поступать в дальнейшем.

— Наша община будет отмечать все праздники. Рош Ашана начинается 9 сентября вечером, в 19-00 часов мы собираемся в синагоге, потом 10 и 11 сентября будет трубление Шофар, затем община отметит Йом Кипур, начало 18 сентября вечером, 23 сентября канун Суккота — это один из самых весёлых праздников, это танцы с Торой.

— Если Рош Ашана и Йом Кипур – это серьезные праздники, когда Вс-вышний решает судьбу каждого человека, то Суккот – это праздник после решения суда, и мы радуемся, все собираемся, кушаем в шалаше. Это праздник, который объединяет всех евреев, и не важно какой человек — самый великий еврей или нет, самый праведный или самый грешный, все сидят вместе в одной Сукке, под одной крышей, все объединены.  Суккот — это праздник единства, потому что, когда мы едины, когда мы вместе – это радость.

— Рав Йехезкель, не жалеете, что переехали в Крым?

— Нет, радуюсь каждый день.

Что больше всего нравится в Крыму?

— Больше всего нравятся люди, и само место хорошее, видно, что потенциал огромный, это касается и еврейской жизни и вообще Крыма. Когда видишь, что все растёт на твоих глазах, очень приятно. Самое главное, конечно, это еврейская жизнь — община растет, люди приходят в общину. И Крым растёт — аэропорт, мост, дороги, несмотря на все тяжёлые ситуации, я надеюсь, эти ситуации временные, и не смогут помешать Крыму стать примером для всех.

— Ян Борисович говорил о том, что будет ходатайствовать о том, чтобы Вы стали Главным раввином Крыма. Как Вы к этому относитесь?

— Думаю, не важно, как человек называется, как называется его должность, важнее, что он делает. Самое главное, что все общины Крыма работают вместе, мы помогаем друг другу, встречаемся со всеми общинами. Очень важно, что мы изначально понимаем —  Крым это одно целое, общины одно целое, а когда мы это понимаем, можно намного больше сделать.

Источник: Пресс-служба ВЕК

#acjc #crimeajewishcongress #jewishcrimea #Jewish #crimea #Крым #Simferopol #Симферополь #Всекрымскийеврейскийконгресс