Статья опубликована в Израильской русскоязычной газете «Спутник» 4/7/2019 №1174. Оригинал: Крым и евреи. Послевкусие

Евреи Крыма

ЯН ЭПШТЕЙН, ПРЕЗИДЕНТ ВСЕКРЫМСКОГО ЕВРЕЙСКОГО КОНГРЕССА

… Несколько десятков человек, собравшихся в весьма скромном помещении Сохнута, расположенном в центре Симферополя, слушают очень внимательно рассказ о жизни в Израиле, первых впечатлениях, с которыми встречается тот, кто туда приезжает. Потом еще более внимательно и, я бы сказал, придирчиво (тема такая!), они будут слушать лекцию профессионального и весьма компетентного в своей сфере израильского юриста о взаимоотношениях репатриантов с финансовым миром Израиля: корзина абсорбции, банки, ссуды, оплата тех или иных услуг, жилья в первую очередь… В отличие от подавляющего большинства моих предыдущих командировок аналогичного характера, на этот раз, преимущественно, пришли люди молодые и средних лет. Им не очень нужен общий разговор, обычно с большим интересом воспринимаемый теми, кто просто хочет больше узнать о еврейской стране, что тоже совсем неплохо. Но здесь явно требовалась конкретика, точная и понятная. Было видно, что эти люди относятся к отъезду в Израиль, как к рабочей программе своей дальнейшей жизни. Неважно, что кто-то уже оформил документы и уезжает через несколько месяцев, кто-то планирует завершить некий этап, скажем, учебы детей, а третьи будут собираться и откладывать отъезд много лет и неизвестно уедут ли когда-нибудь вообще… Но психологическая установка на репатриацию в Израиль чувствовалась и в атмосфере разговора, и в задаваемых вопросах, особенно многочисленных – моему спутнику, и в звучащих репликах на более или менее пристойном иврите, которыми обменивались пришедшие, — было видно, что язык возможно будущей жизни учат усердно и с мотивацией. И здесь – отдельное «Спасибо!» местному отделению Сохнута, взявшему на себя организацию обучения ивриту и делающему это, видимо, достаточно качественно. Сколько людей учат иврит я не спрашивал (какая, по большому счету, разница?), но, думаю, что речь идет о десятках человек. Отмечу, что в Севастополе (в аналогичной аудитории) были схожие ощущения.

А много ли вообще в Крыму евреев? Как водится, ответы на такой вопрос серьезно расходятся. Те, кого я встретил в представительстве Сохнута, говорят о, примерно, 25-30 тысячах. А вот Президент Всекрымского еврейского конгресса Ян Эпштейн, возглавляющий крымское еврейство и в соответствии со статусом и в силу своих неугомонных человеческих качеств, считает, что их 15-16 тысяч. Что же касается репатриации, то Ян Борисович ответил так:

— По информации, которую я имел, на 1 января 2015 года выехали в Израиль около 200 человек.

Не устаю повторять: ни Израиль, ни сам Сохнут, ни те, кто приезжает по его поручению в другие страны, чтобы встретиться с соплеменниками (мы, выходцы из СССР-СНГ, естественно, предпочитаем русскоязычное пространство) никого не агитируют за репатриацию, не уговаривают, не занимаются «ловлей душ», что, по-моему, вообще неприлично. Репатриироваться стоит тому, кто этого по-настоящему хочет, понимает цену и значение такого шага, продумал его и готов нести за него ответственность перед собой и семьей. Наша же цель — поделиться знаниями об Израиле с евреями (иногда, по их желанию, и не евреями), живущими в других странах, а тем, кто хочет или уже принял решение жить с нами в одном государстве – помочь информацией, либо, в случае необходимости, тем или иным советом. Собственно, именно такую помощь и оказывает Сохнут.

Однако везде есть немало евреев, которые (пока или вообще) переезжать в Израиль не планируют, но не хотят терять связи со своим народом и предпочитают жить еврейской жизнью в насиженных местах. Что значит «жить еврейской жизнью», в какой мере — каждый из тех, кто в этом заинтересован, определяет для себя сам. Скажем, где-то есть полноценная еврейская школа (кажется, я видел нечто подобное в одном из крупных городов Урала), а где-то, как в том же Симферополе, долгое время ограничивались «школой выходного дня».

— Сейчас мы вновь готовим к открытию такую школу — поясняет Ян Эпштейн. – В ней подрастающее поколение будет получать представление о еврейских традициях, праздниках, истории нашего народа и, обязательно, об истории евреев Крыма….

…О, история евреев Крыма! Я не считаю себя специалистом в этой очень непростой теме, но, думаю, на территории бывшего СССР, которая – как мы помним из учебников – считалась одной шестой частью суши Земли, не было области, более связанной своей историей с еврейством, чем Крым. Судите сами. Присутствие евреев в этих краях прослеживается от колоний и городов-государств, образованных еще древними греками. В Крыму сохранились развалины синагоги 8 века нашей эры, то есть, самой древней из известных и сохранивших материальное присутствие на пространстве, как мы когда-то говорили, «от Курил до Карпат». «О ее восстановлении давно идет разговор, но пока не получается», — сетует Григорий Рикман, председатель Симферопольской еврейской национально-культурной автономии, большой любитель и знаток истории евреев Крыма.

Действительно, забот о символах еврейской памяти в Крыму очень много, и все они требуют внимания. Особый разговор – о героических и трагических темах, связанных со страшным периодом фашистской оккупации в годы Великой Отечественной войны.

— Проблема увековечивания памяти жертв Холокоста в наших краях – постоянно в центре внимания Всекрымского еврейского конгресса, — говорит Ян Эпштейн. – На печально знаменитом 10-м километре шоссе Симферополь-Феодосия в те тяжелейшие годы было расстреляно больше 20 тысяч евреев, крымчаков, цыган, военнопленных… 11 декабря в годовщину расстрела мы теперь ежегодно проводим «Марш живых» и Митинг Памяти на этом месте. Создается здесь и мемориальный комплекс…

Не стоит сейчас разбираться в пресловутой и запутанной истории караимов, однако о крымчаках хочу сказать особо, поскольку об этом крохотном народе и его жуткой судьбе мало кто знает за пределами Крыма. А ведь речь идет об этно-сообществе, очень близком еврейству, во всяком случае в религиозном смысле. Михаил Кизилов в своем кратком историческом очерке «Крымчаки: современное состояние общины» говорит так:

«Этнографы называют крымчаками этнос, сформировавшийся из нескольких групп еврейского происхождения, оседавших на крымской земле, начиная с первых столетий нашей эры, а также в средние века и раннее новое время. Термин «крымчаки» возник в 19 в. для обозначения тюркоязычных евреев-рабанитов Крыма…»

Еще раз хочу подчеркнуть, что не берусь здесь заниматься научно-историческими изысканиями, да и не считаю себя вправе даже делать такие попытки, но и умолчать об этих людях не могу. Тем более, что никакой другой народ Советского Союза не пострадал в процентном отношении столь ощутимо: в ходе истребления еврейского населения Крыма были зверски убиты от 70 до 80(!) процентов крымчаков.

«По нашим оценкам, — пишет Кизилов, — в различных странах мира (Россия, Израиль и США) проживают примерно 1200–1500 крымчаков. Увы, крымчакская община Крыма сегодня крайне мала: по переписи 2002 г., она состоит всего из 204 человек». Меня познакомили с одним из авторитетных людей этой общины – внешне он практически не отличается от наших ультраортодоксов. Мне сказали, что у него много детей. Ну, и слава Б-гу!

Еврейская история Крыма – это и евреи-переселенцы, пришедшие сюда при Екатерине Второй и князе Потемкине, это – еврейские сельскохозяйственные артели, а затем – колхозы уже в ХХ веке, которым помогал Джойнт, наконец, многочисленные и весьма популярные легенды о планах создания Еврейской республики в Крыму при советской власти…

Всекрымский еврейский конгресс и еврейская жизнь Крыма

Но вернемся в настоящее. Что же представляет собой Всекрымский еврейский конгресс, организующий и представляющий еврейскую жизнь Крыма?

— Всекрымский еврейский конгресс, — рассказывает его Президент Ян Эпштейн, – это такая структура, которая объединяет почти все еврейские организации, находящиеся в Крыму и городе Севастополе. Мы проводим вместе Дни Памяти, мероприятия образовательного направления, наши традиционные праздники. К примеру, в прошлом году Пурим проходил в помещении цирка, где присутствовало более тысячи ста человек. С нами, кстати сказать, в этот день знаменитого еврейского праздника были представители армянской и болгарской, немецкой и греческой общин Крыма, русские, крымчаки, крымские татары… В общем, все с кем мы дружим и работаем. Замечательно проходят культурные мероприятия с участием еврейских талантов, нередко – выросших в Крыму и израильских артистов. Так, запомнился концерт «Окно в Израиль» к 70-летию независимости еврейского государства. Провели большую презентацию книги-фотоальбома «Еврейская эстетика» в рамках культурологического проекта «Евреи. Мудрость, пронесённая сквозь века», которому уже более 10 лет. И праздник «Свет Хануки» проходил в прошлом году с участием израильских артистов, в этом году тоже предполагаем провести ряд таких мероприятий. В прошлом году одна из наших организаций — Симферопольская еврейская национально-культурная автономия, которую возглавляет Григорий Рикман, выиграла грант Госкомнаца на проведение фестиваля «Восемь свечей». Ежегодно к Рош ха-Шана издаём календарь, который уже стал брендом ВЕК. Очень приятно, что его можно видеть не только в еврейских, но и во многих других организациях, к примеру, в Совете министров Крыма. В общем – еврейская жизнь Крыма, это – интересная, насыщенная жизнь, отражающая интересы наших соплеменников.

Крым

Что вам сказать? Евреи в Израиль, как известно, приезжали из самых разных уголков огромного «бывшего СССР». Жили они в той стране во всех ее республиках и городах, рассказывают, что даже на далеком Северо-Востоке необъятного пространства (еще до того, как Абрамович стал «начальником Чукотки»!) нашелся еврей-оленевод: парень закончил где-то ветеринарный факультет, попал туда по распределению и… остался. Платили там неплохо, а местное начальство в ответственном, грамотном и умеренно пьющем специалисте души не чаяло.

Короче говоря, у каждого человека (и еврея, представьте, тоже) был в той стране свой, близкий ему уголок, у некоторых – и у меня тоже – даже несколько. Но Крым у всех нас был один на всех, «всехний». Мне трудно представить себе человека той страны и того времени, который ни разу не был в Крыму; тем более что загранпоездками, как вы помните, нас не баловали. И моя юность не минула этих ярких, незабываемых красок, памяти о теплых камнях где-то между Форосом и Ласпи…

Мы на сей раз, как вы понимаете, были в Крыму, который у большинства наших земляков (в том числе – и дважды соотечественников) всегда ассоциируется с отпуском, отдыхом и впечатлениями, не для прекрасно-праздного времяпровождения. Подобные командировки всегда серьезно ответственны и достаточно трудоемки, — минувшая не стала исключением. Поэтому было не до отпускных ощущений и пляжей. Но мимо впечатлений, несущих еще и немалую информационную нагрузку, все-таки было трудно пройти… или проехать.

Что-то все же увидеть удалось. Итак…

Севастополь, Севастополь…

Наверное, невозможно, побывав в Севастополе, не ощутить прикосновения к военно-морской славе этих мест. Мы плывем по прибрежной акватории. Один за другим пред носом экскурсионной лодчонки вырастают грозные корпуса новых и не очень боевых кораблей. Наш немолодой, хорошо эрудированный гид, он же – рулевой в пиратской черной косынке (для экзотики) с белым черепом на лбу поясняет: «Было бы больше… Многие суда ушли на очень крупные учения. А вообще – Россия за последние пять лет поставила 50 новых боевых кораблей. Сейчас приходит следующий десяток…. Усиливаются военные судостроительные и судоремонтные мощности….»  Ничего не хочу здесь комментировать; только цитаты… Но – впечатляющие. Как и вся экскурсия.

Массандра

В ПОДВАЛАХ «МАССАНДРЫ»

Мы ходим с главным специалистом Александром Ивановичем Жуковым по нескончаемым коридорам и подвалам этого уникального предприятия «Массандра», которому уже более 100 лет; я слушаю его переполненный подробнейшей информацией рассказ влюбленного в свое дело человека и все время думаю, что же можно об этом написать. Бывают такие ситуации в журналистской практике, когда материал тебя переполняет и распирает, ты в нем просто тонешь. Да и как может здесь быть по-другому, если речь идет о «Массандре», коллекция вин которой на сегодняшний день не имеет аналогов в мире. Мне доводилось немало бывать на израильских винодельнях (наша страна создает прекрасное вино, а по объему кошерного вина не знает себе равных), да и на других тоже; но то, что видишь здесь, не идет ни в какое сравнение с масштабом полученных впечатлений. Не случайно «Массандра» в 1988 году была занесена в Книгу рекордов Гиннеса не только из-за многочисленности хранимых образцов, но и благодаря их уникальности.

Нет смысла рассказывать подробности услышанного, гораздо умнее – приехать, увидеть, попробовать, наконец. Во время дегустации Вам нальют вина 9 образцов – столовые, десертные, крепленые, «Мускат», «Херес», «Мадеру», «Портвейн», который совсем не то, что вы думаете… Они насчитывают более 500 ароматических веществ. Как ни странно, мы с коллегой разошлись в оценке сортов, он оказался более оригинален в своем выборе; ничего не поделаешь – молодость.

Послевкусие, послесловие…

… Завершалась командировка в Крым. И я подумал: весь Крым в своем многообразии сохраняет удивительное, очень впечатляющее и стойкое послевкусие, как букет массандровских вин, каждое из которых оставляет в памяти свой вкус и аромат. История Крыма богата, многообразна и непроста: трагическое в ней переплетается с красотой природы и человеческих достижений. Еврейская страница – неотъемлемая часть этой истории: такая сложная и нелегкая по своему содержанию, такая насыщенная и интересная сегодня…

Кай Далин