Чем это опасно, если мы будем считать, что все в этом мире полностью находится в пределах нашей досягаемости и под нашим контролем.


Тамузом этот месяц назван в честь древне-вавилонского бога солнца.1 Что ж, если честно, если бы я выбирала названия для еврейских месяцев, не могу сказать, что это было бы первое, что пришло мне в голову. В сущности, это вообще кажется противоположным всей концепции еврейского календаря.

Согласно нашей традиции, каждый месяц дает человеку возможность для роста и обновления. Но идолопоклонство — это языческое, а значит, ограничивающее.

Использование имени центральной фигуры в неком культе, приверженцы которого считали солнце источником всей жизненной энергии и поклонявшиеся ему, кажется огромным шагом назад от высокодуховной позиции, занятой нашим народом во времена Первого Иерусалимского Храма (после его разрушения началось вавилонское изгнание и появились вавилонские названия месяцев).

Это возвращает нас к самым древним временам — еще до того, как наш праотец Авраам понял механизм природы и осознал, что за всем, происходящим в мире, скрывается Божественная воля, которая придает всему этому миру единство, элегантность формы и, главное, цель.

И хотя буквальное поклонение солнцу может казаться доисторическим, оно все еще актуально.

Да, мы не делаем этого физически, но это не меняет того факта, что наше отношение к природе не так уж далеко от того, как было у идолопоклонников. Мы по-прежнему мыслим понятиями природы, у которой есть свои собственные правила, работающие автономно и никогда не меняющиеся. Мы используем в описании различных явлений такие аксиомы, как «возможно» и «невозможно», будто природа не подчиняется никакой другой силе, кроме собственной.

Что ж, это можно понять. Природа, которую олицетворяет солнце, — довольно устрашающая, мощная сила. Солнце может находиться на расстоянии целой вечности от Земли, но любой, кто когда-либо получал сильный солнечный ожог, знает, насколько рассуждения об удаленности светила неуместны перед лицом невероятных жары, энергии и света, которые оно генерирует.

Когда мы используем его энергию, то чувствуем, что овладели силами, намного превосходящими наши собственные. Мы порождаем жуткую смесь из поклонения природе и себе самим и используем это, чтобы разрушить планету, на которой живем, уничтожить других людей и свою духовную целостность.

Знак зодиака месяца Тамуз — Рак, это представляет определенный подход к жизни.

Ранние еврейские мистики говорили о том, что липкая жара долгих летних дней обволакивает нас и опустошает до такой степени, что мы оказываемся не в силах ничего сделать, если продолжаем ее игнорировать. Наша привычка полагаться на науку, технологии и природу, не видя в них Бога и Его руку, разъедает наши души до тех пор, пока не поглощает их полностью. И потому, даже когда мы начинаем искать Всевышнего, оказывается, что наш взор уже слишком затуманен, чтобы иметь способность мыслить категориями, выходящими за рамки ограничений физического мира, что, несомненно, затрудняет поиски Бога.

17 Тамуза

Как известно, в этом месяце у сынов Израиля произошло 5 трагедий. Каждая из них дает нам понять, в какой бездне мы можем оказаться, если начнем думать, что все вокруг находится полностью в пределах нашей досягаемости и под нашим контролем.

Первое и самое известное из постигших еврейский народ бедствий — это уничтожение, пожалуй, самого ценного объекта, которым когда-либо мог обладать человек — Скрижалей Завета, написанных Самим Всемогущим. Какая же последовательность событий сделала эту катастрофу неизбежной?

6 Сивана Бог дал нам Десять заповедей. На следующий день, 7-го числа, Моше Рабейну взошел на гору Синай, чтобы узнать подробности и многочисленные комментарии всех законов Торы.

Он сказал народу ждать его возвращения 40 дней. При этом Моше не подразумевал, что включает в это число тот день, когда он поднялся на гору, поскольку это не были полные 24-часовые сутки (согласно еврейскому календарю, новый день начинается после захода солнца предыдущего дня). Однако евреи недопоняли своего лидера и начали отсчет раньше. Как известно, это трагическое техническое недоразумение имело далеко идущие последствия.

Когда через 39 дней, 16 Тамуза, только забрезжил рассвет, весь народ уже стоял, затаив дыхание, в ожидании получения Скрижалей Завета, чтобы скорее начать изучать истины Торы. Это должно было быть одним из самых значительных событий, которые евреи когда-либо могли ожидать.

Мы определяем истину как «полную картину». По природе вещей единственный возможный способ получить доступ к истине — это выйти за пределы ограничений человеческого интеллекта и опыта.

Чтобы понять, что же произошло дальше, давайте на мгновение отвлечемся.

Тора была дана людям, а мы, человеческие существа, полны сложностей и противоречий. Да, мы хотим выйти за пределы своих границ, но при этом любим контроль и близость. Мы хотим познать Бога, но проблема в том, что мы предпочитаем Его «уменьшать» вместо того, чтобы себя «увеличивать».

Наша способность видеть окружающую реальность за пределами того момента, в котором живем, заставляет нас стремиться к лучшему миру и стараться быть среди тех, кто делает это возможным. Представление о потенциале вдохновляет нас на жертвы ради того, во что мы верим. Но та же самая способность может заставить нас видеть вещи через призму ложного прагматизма.

Мы думаем, что просто рассуждаем как реалисты и предсказываем, как все может быть, когда попадаем в ловушку «ужасов». По мере того, как мысленные образы становятся все более яркими, мы оказываемся парализованы отчаянием или страхом. Картины, которые мы себе рисуем, являются источником безмолвного ужаса.

А когда наши мысленные образы созвучны видению реальности с точки зрения Всевышнего, они могут подтолкнуть нас к так называемому Божественному вдохновению, «руах а-кодеш». Это может произойти только тогда, когда мы не блокируем Его истину своими собственными представлениями (которые относятся к настолько тонким мирам, что мы даже не всегда осознаем их существование).

Когда же, напротив, наши фильтры включены, это создает внутренний хаос. Страхи способствуют фантазии и сильной тревоге.

Источник лжи, которую мы (осознанно или нет) проецируем, находится внутри нас. В Талмуде это упоминается как «сатан», что буквально означает «обвинитель». Этот обвинитель, конечно, хорошо знаком всем нам, он воплощение нашего внутреннего мира, который может видеть только Бог.

«Сатан показал ожидающим в волнении евреям образ мертвого Моше, лежащего на носилках», — говорится в Талмуде.

Когда Моше не спустился с Синая в тот момент, когда народ ожидал его увидеть, мысленные образы, которые они увидели, представляли лицо смерти — ведь что еще могло произойти, если он не вернулся в назначенный срок? Теперь они остались без лидера! Посреди пустыни, направляясь в неизвестное для них место!..

Прежде их путешествие вдохновлялось постоянным наблюдением за Моше, руководимом Божественным откровением, за чудесами, которые он совершал. Но без него больше ничто не имело смысла. Казалось, невозможно выжить в пустынной среде дольше, чем всего несколько дней.

Три вида реакции

Итак, евреи в пустыне отреагировали на отсутствие их лидера Моше тремя различными способами.

Первая группа состояла из египтян, вышедших вместе с евреями, которые, увидев многочисленные чудеса Всевышнего, захотели встать на сторону «победителя».

Проблема в том, что в попытке осознать происходящее они использовали привычный для себя шаблон: поскольку деяния Бога Израиля оказались для них «слишком великими» и непостижимыми, египтяне «уменьшили» Его до более привычных и понятных им масштабов, вписав Всемогущего в свой пантеон богов, представляющих различные силы.

Совершенно очевидно, они думали, что могут использовать «природную» энергию, заставив ее работать на себя и продолжать жить, не пытаясь найти во всем этом Кого-то, кроме себя и своего набора аксиом.

Они оказали давление на Аарона, оставшегося в стане главным на время отсутствия Моше, чтобы тот представил им некий визуальный образ, олицетворяющий их духовную автономию — золотого тельца, символизировавшего новизну и молодость, и мог в перспективе однажды стать быком, сильнейшим из всех одомашненных животных.

Они воображали себя наделенными сверхполномочиями и уговаривали друг друга поверить в то, что созданный руками человека животный символ действительно может наполниться духовной мощью. В эпоху безудержного идолопоклонства такое мышление казалось логичным и было в порядке вещей.

Аарон, выросший в еврейском обществе, далеком от идолопоклонства, не мог осознать в полной мере, насколько далеко зашла эта группа. В попытке оттянуть время до возвращения брата он потребовал, чтобы люди принесли ему свое золото и украшения, надеясь, что необходимость расстаться с ценностями их задержит.

Однако он недооценил рвение египтян и силу их убеждения. Золото было собрано в кратчайшие сроки, и пока Аарон думал, что делать дальше, один из идолопоклонников, используя оккультные силы, взял на себя работу по созданию визуального символа и сотворил легендарного золотого тельца.

Он казался живым, реальным, и люди поверили, что им удалось создать настоящего эксклюзивного идола, обладающего огромной духовной силой (возможно, это отчасти похоже на то, как японские синтоисты во время Второй мировой войны, считали, что их император является воплощением Бога в этом мире, а их флаг обладает реальной энергетической силой).

А что же вторая группа?

Она состояла из евреев и прозелитов, присоединившихся к нашему народу с искренними намерениями.

Когда у горы Синай они услышали, как Всевышний провозгласил: «Да не будет у тебя иных богов, кроме Меня»,2 где-то глубоко внутри них были затронуты струны их душ. Эти люди хотели истины больше, чем утешения, и сама мысль о любой форме идолопоклонства или о каком-либо поступке, способном помешать им познать Бога и служить Ему, была им совершенно отвратительна.

Если бы во время этого кризиса представители такой группы были предоставлены сами себе, им, скорее всего, удалось бы продержаться до возвращения Моше, и затем уже они обрушили бы на него свое негодование относительно того, что он не сдержал данное слово — и никакие объяснения, даже в виде пророчества, были бы не актуальны. Однако, когда Моше объяснил бы им суть их ошибки в расчетах, в народе вновь установился бы мир, и путь евреев в Святую Землю продолжился бы, как ни в чем ни бывало.

Но, увы, они не были изолированы, и на них повлияло поведение первой группы и их собственное сознание. Обе стороны конфликта казались второй группе неверными. Они заняли позицию снисходительно высмеивания по отношению к Аарону и левитам за то, что те оставались верными своему «мертвому» лидеру вместо того, чтобы «взять на себя управление» и «были реалистами», но одновременно с этим издевались над ярыми идолопоклонниками и насмехались над их приземленностью.

В третьей же группе были люди, целиком и полностью осознававшие, что они становятся свидетелями того, как целый народ предает все то, что сделал для них Всевышний.

10 казней. Разделение моря. Десять заповедей. Ман, спускавшийся с небес. Бог заставил их посмотреть за пределы своих ограниченных горизонтов. Евреи, из третьей группы не могли отвергать то, что видели их собственные глаза, и не собирались защититься, пытаясь подменить истину скептицизмом.

Увы, и они были охвачены иллюзией — причем, гораздо более коварной, чем другие. Их иллюзия заключалась в том, что впереди нет никакой надежды. Еврейский народ обречен. Нет больше смысла пытаться все изменить. И эти люди задыхались от петли, которую сами же накинули себе на шею: они чувствовали полнейшую безысходность…

Они попали в одну из самых страшных ловушек, которые могут оказаться на пути человека — иллюзию того, что сила зла, порожденная грехом, больше силы добра, порожденной раскаянием и веры в Бога.

Как ни удивительно, но эти люди тоже приписывали золотому тельцу слишком большую силу. А ведь им следовало бы видеть в нем лишь кусок драгоценного металла, скрученного в понятную человеку форму, которая привлекает ничего не понимающих людей.

Когда Моше спустился с горы, он сразу понял все, что произошло — еще по звукам, раздававшимся из стана. В данном случае его задачей как лидера было действовать максимально быстро, и в этот момент он позволил Скрижалям (которые в любом случае были настолько тяжелыми, что ему требовалось чудо, чтобы удержать их в руках) рухнуть на землю. Каменное «тело» Скрижалей раскололось, а духовное сияние высеченных в них слов вернулось к своему Создателю.

Многих мучает вопрос, правильно ли поступил Моше?

Талмуд говорит нам, что в этом нет никаких сомнений. Безусловно, он был прав! Он сделал то же самое, что и раввин, разрывающий брачный договор, ктубу, прежде чем кто-то смог официально обвинить молодую жену в предательстве своего мужа.

Если евреи не смогли подняться над силами идолопоклонства, покорившись воле сторонних людей, взявшихся решать их судьбы и разрушать подлинные узы, связывающие их со Всевышним — что ж, пусть так и будет! Но это вовсе не значит, что мы отвергли Скрижали – нет, у нас их никогда еще не было!

Градус трагедии был приглушен, что открывало дорогу раскаянию и прощению.

Отголоски этого дня

Четыре других драматичных события, произошедших в тот же день, случились много позже, заставляя нас каждый раз задумываться о том, кто мы такие и кем хотим быть. В той или иной степени каждое событие является отголоском трагедии, произошедшей у горы Синай.

  1. Римляне разместили в Святая Святых, самом сокровенном месте Иерусалимского Храма, идола.

Сложно себе представить более грубый акт кощунства. Причина, по которой Бог это допустил, состоит в том, что Он хотел, чтобы мы воочию увидели, куда может привести выбранный нами путь.

К этому времени мы потеряли свою коллективную идентичность и погребли свое самосознание в бесконечной борьбе друг с другом. Каждая группа искренне верила в свое дело. Каждая думала, что у нее есть моральное право лидировать. Каждая убирала Всевышнего из поля зрения, исключая Его из картины мира, поскольку нападения друг на друга происходили все с большей жестокостью.

Точно так же сами римляне годами вели свою общественную жизнь. Они верили в контроль, природу и могущество. У нас была возможность увидеть, куда ведет эта дорога. Конец тропы был ужасом и осквернением Храма.

  • Была нарушена целостность стены, окружавшей Иерусалим.

Брешь в стене стала началом конца долгой осады Иерусалима. Такое могло произойти только тогда, когда наша вера была разбита на куски и потому на Божественную защиту, которую мы получали в прошлом, уже сложно было рассчитывать.

Эта трагедия должна была подсказать нам, что, если мы хотим отказаться от своей зависимости от Всевышнего и заменить ее верой в себя или в природу, нам придется заплатить за свои заблуждения высокую цену.

  • В Храме прекратились ежедневные жертвоприношения.

Во времена обоих Святых Храмов следствием боев за Иерусалим и его осады врагами было то, что в какой-то момент не осталось возможности продолжать храмовую службу в той форме, в которой она велась в течение сотен лет.

Символическое сакральное значение жертвоприношений заключается в том, что мы должны возвысить весь наш мир до Бога, а не создавать иллюзии, которые замещают Его, чтобы сделать для нас реальность более комфортной. (На иврите слово «жертвоприношение», корбан, происходит от слова каров, «близкий», т.е., совершая угодные Богу жертвоприношения, мы приближаемся к Нему.)

  • Римляне публично сожгли свиток Торы, продемонстрировав этим приверженность правилам, установленным человеком, а не Всевышним.

Значит ли это, что месяц Тамуз — «плохой месяц»?

Отнюдь нет. Это месяц испытаний и противостояний. Мы знаем, что без испытаний невозможен рост. Без конфронтации невозможно увидеть вещи такими, какие они есть на самом деле.

Есть и другое важное историческое событие, произошедшее в этом месяце, на которое на фоне всех вышеперечисленных трагедий обращается меньше внимания: 3-го Тамуза произошло то, что нарушило все законы природы.

Йеошуа бин Нун, ученик и преемник Моше, который ввел евреев в Землю Обетованную и руководил всеми сопутствующими битвами, вел сражение в Гивоне против эмореев. К концу дня бой еще не достиг окончательного завершения. На тот момент евреи, казалось, побеждали, но было очевидно, что поскольку битва неизбежно завершится с наступлением темноты, решающей победы одержано не будет, и на следующее утро они встретятся с врагом, который нападет на них уже с новой силой. Так что каждая минута этого дня была на счету.

И тогда произошло чудо. Солнце не заходило за горизонт, и световой день растянулся еще на 12 часов.3

Правила были нарушены, битва выиграна, и уж точно в тот день никто и не думал поклоняться солнцу, видя за происходящим только Святого, Бесконечного, Непостижимого умом человека Создателя – благословен Он!

Сноски

  1. Йехезкель, 8:12–18.
  2. Шмот, 20:3.
  3. Йеошуа, 10:12-14.

Источник

Запись Месяц Тамуз — силы природы? впервые появилась Имрей Ноам.

Источник

#acjc #crimeajewishcongress #jewishcrimea #Jewish #crimea #israel #израиль

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов статей, а также с точкой зрения авторов комментариев.
Ответственность за достоверность изложенной в статьях информации несут авторы.
Работы публикуются в авторской редакции.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в статьях.
Обнаружив недопустимые или неточные материалы, свяжитесь с нами.
Если вы обнаружили контент с вашего сайта (например, статью, изображение, видео или поврежденную ссылку) и хотите, чтобы он был удален, сообщите нам об этом.
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+