К вопросу о том, может ли не еврей в Шабат выполнять для еврея работу, которую тому делать запрещено.

Соблюдение Шабата – одна из важнейших заповедей Торы. Вообще Шабат – это особый подарок, который Всевышний вручил еврейскому народу.1 И тот, кто должным образом соблюдает этот день, становится партнером Бога в творении мира.2

Также написано, что, если бы весь еврейский народ в едином стремлении должным образом провел хотя бы один Шабат, это положило бы конец нашему изгнанию и пришел бы Машиах.3

Заповедь о Шабате – единственная из Десяти заповедей, которая относится к ритуальным (остальные девять – к практическим действиям).4 И соблюдение Шабата приравнивается к соблюдению всей Торы.5 Сказано, что наслаждение Шабатом считается одной шестидесятой того высочайшего наслаждения, которое мы испытаем в Олам Аба – будущем мире.6

Эта статья посвящается вопросу о том, может ли в Шабат не еврей работать на еврея. При том, что в целом это запрещено, к сожалению, есть довольно много соблюдающих Шабат людей, которые недооценивают важность этого запрета и стараются, в меру своего понимания, его некоторым образом обходить, в частности, при помощи шабес гоя.

Надеюсь, эта статья поможет читателю как можно ответственней относиться к тому, стоит ли прибегать в Шабат к услугам помощников из представителей другой веры, с давних времен определяемых как шабес гой.

Общий обзор

Основное правило в отношении того, чтобы не еврей работал на еврея в Шабат, заключается в том, что, если самому еврею запрещено что-то делать, то и не еврей не может это сделать за него.

Это правило работает независимо от того, просит ли еврей не еврея выполнить некую работу или не еврей сам проявляет инициативу, оплачивают не еврею его усилия или нет.

Однако все же существует и ряд исключений из этого правила.

Вот некоторые аспекты, которые могут повлиять на решение по этому вопросу (детали обсудим ниже):

  • Если не еврею платят за факт исполнения работы, а не фиксированную сумму за час/день (сдельная оплата труда);
  • Если еврей не получает прямой выгоды от проделанной для него работы;
  • Если не еврей также непосредственно получает выгоду от работы;
  • Если работа запрещена по установлению мудрецов, но не Торой;
  • Если работа производится в первые минуты Шабата;
  • В случае, если ситуация касается острой нужды, больших финансовых потерь, болезни или заповеди.

Установление Торы или мудрецов?

Относительно того, чтобы не евреи7 работали в Шабат на еврея, Мехильта8 пишет, что источник запрета можно найти в стихе Торы, говорящем о празднике Песах: «Никакой работы не делайте в эти дни – только то, что служит пищею для какого-либо существа, лишь оно может быть приготовлено для вас».9

Это означает, что запрещенная еврею работа не может быть сделана за него в его интересах и кем-то другим.

Однако большинство комментаторов10 рассматривает этот стих как асмахта – то есть стих Торы, который сам по себе не запрещает что-либо, но является основанием для того, чтобы запрет установления запрета мудрецами.11

Специалисты древности в области еврейского закона считали, что, если разрешить, чтобы не евреи выполняли за евреев какую-либо работу в Шабат, это приведет к тому, что евреи перестанут относиться к этому святому дню подобающим образом и в конце концов сами станут нарушать.12 Поэтому они постановили следующее: когда не еврей в Шабат выполняет работу для еврея, он как бы становится его посланником в исполнении этого действия и потому считается, будто еврей выполнил эту работу сам.13

Этот запрет несколько снисходительней других запретов мудрецов, связанных с Шабатом, потому что его нарушение не означает, что преступивший запрещенное совершил реальное физическое действие.14 С другой стороны, такое восприятие закона привело бы людей к его ненадлежащему ослаблению, поэтому мудрецы сделали некоторые аспекты этого закона более строгими, чем в других случаях.15

Общий принцип

Как правило, просить в Шабат не еврея выполнить какую-либо работу, запрещенную для еврея, нельзя. И важно понимать, что на это не влияют такие факты, как, например, является ли этот не еврей человеком, который обычно работает на еврея, или нет,16 выполняет ли работу бесплатно или ему платят, и было ли ему сказано о том, что следует сделать, непосредственно в Шабат или перед его началом.17

Фактически, даже если не еврей выполняет для еврея работу по своей собственной инициативе, то в некоторых случаях, если еврей оказывается свидетелем того, как тот это делает, он обязан протестовать.18

Обычно запрещается получать выгоду от проделанной работы не только в Шабат, но и после Шабата – до тех пор, пока не истечет время, необходимое для выполнения этой работы.19

С другой стороны, нет проблемы в том, чтобы нанять не еврея для выполнения в Шабат работы, которая евреям разрешена.20 Но при этом надо помнить, что в момент оплаты труда нужно заплатить не только за работу, проведенную в Шабат, но и за ту, которая была выполнена в течение будней.

Например, если не еврейка работает в еврейском доме помощницей по хозяйству, стоит отдать ей выручку за Шабат вместе с тем, что полагалось за пятницу.21 Однако этого мнения придерживаются не все мудрецы, некоторые считают, что в этом нет никакой необходимости.22

Миф о помощи шабес-гоя

Примеры запрещенной в Шабат работы

  • Нельзя допускать, чтобы домработница стирала или гладила одежду своего работодателя (еврея), даже если она делает это по собственному желанию (например, чтобы облегчить себе работу в понедельник).23
  • Нельзя просить не еврея включить в доме свет.24
  • Нельзя просить его выполнять работу для компании, принадлежащей еврею, даже если эта работа будет им выполняться дома.25
  • Если еврей забыл поставить чолнт на плату, он не может попросить не еврея это исправить26 (плата – металлическое приспособление, нагреваемое при помощи электричества, или поднос, тепло которого поддерживается благодаря горелкам – используются в Шабат, чтобы пищу можно было сохранить теплой).

Исключения

Однако в некоторых случаях все же не запрещено, чтобы в Шабат не еврей выполнял запрещенную для еврея работу.

При определенных обстоятельствах разрешается попросить не еврея выполнить некоторые виды работ. Далее мы разберем каждое из таких исключений.

Если не еврею платят за объем выполненной работы (сдельная оплата труда)

  • Нельзя прямым текстом давать не еврею указания, чтобы он выполнил в Шабат работу, запрещенную для еврея.27
  • Нельзя допускать, чтобы не еврей выполнял какую-либо работу в помещении, принадлежащем еврею, потому что, увидев его там и не зная, что он получает за свою работу деньги, посторонние люди могут подумать, что нарушается запрет.28

По этой причине можно отдать одежду в химчистку или портному и оставить ее там, даже если при этом возникает вероятность, что чистка или пошив одежды будут производиться в Шабат.

Точно так же можно в пятницу отправлять письма и посылки,29 не беспокоясь, что в Шабат они будут в дороге или их доставят адресату.

С другой стороны, нельзя допускать, чтобы не еврей выполнял строительные или ремонтные работы в доме еврея или на его территории. Если кто-то строит дом, он должен договориться с подрядчиком, что в Шабат тот не будет выполнять никакой работы.30

  • Если хорошо известно, что владелец предмета, с которым производится работа, еврей, притом работа выполняется публично, то, даже если она производится в помещении не еврея, но владелец вещи увидит, что мастер занимается ею в Субботу, он будет обязан протестовать.31

Например, если у кого-то есть машина, увидев которую кто-то сразу может признать, кому она принадлежит, то в случае, если владелец сдал ее в ремонтную мастерскую, а затем случайно, проходя в Шабат мимо, увидел, что с его машиной работают, он должен попросить механиков отложить это дело до исхода Субботы.32

Если не еврей выполняет работу для себя и по собственному желанию

Если не еврей выполняет работу ради собственной выгоды, есть случаи, когда еврей может извлечь из этой работы пользу. Принцип таков: если для того, чтобы еврей мог получить выгоду, не еврею придется приложить какие-то дополнительные усилия, еврей не может воспользоваться плодами этой работы в Шабат.

Причина этого запрета заключается в следующем. Мудрецы опасались, что ради еврея его помощник не еврей может специально приложить больше усилий, а это будет означать, что работа производится для прямой выгоды еврея. В таком случае, если одному еврею было бы позволено извлечь из такой работы выгоду, то, глядя на это, другой еврей мог бы, забывшись, попросить не еврея о подобной же услуге прямым текстом.33

Однако, если это деятельность, в которой невозможно приложить дополнительные усилия, то еврей может получить от нее выгоду, поскольку нет никаких оснований для того, чтобы от нее отказываться.

Например, если не еврей кипятит воду, чтобы приготовить себе кофе, еврей не может использовать эту горячую воду, поскольку мудрецы считают, что не еврей может специально добавить в чайник побольше воды, рассчитывая и на еврея тоже.34

В противоположность этому, если не еврей включил свет исключительно для себя, еврей может извлечь выгоду из этого света, потому что «свеча, которая приносит пользу одному, может использоваться, чтобы принести ее сотне».35

Если деятельность не еврея может принести еврею пользу только косвенно, нельзя просить не еврея выполнить эту работу, но и не нужно его останавливать, если он уже за нее взялся, даже если кажется, что он делает это ради еврея.36

Пример тому – не еврей, выключающий ненужный свет в доме еврея. Преимущество, которое получит от этого еврей – уменьшенный счет за электричество, но при этом он не имеет никакой выгоды от фактической темноты, вызванной работой (если речь не идет, конечно, о выключении света в комнате, где еврей планирует спать). Следовательно, не нужно протестовать, если не еврей хочет выключить свет или другие приборы.37

В случае болезни

Если еврей болен до такой степени, что прикован к постели, то, даже если болезнь не угрожает его жизни, допустимо просить не еврея выполнить в Шабат любую работу, запрещенную для больного.38

Поскольку холод может вызвать заболевание, в суровый холодный день можно попросить не еврея, например, включить обогреватель, что поможет предотвратить простуду.39 Вот почему в довоенной Европе у евреев было принято нанимать шабес гоя. Это были люди, которые приходили в еврейские дома утром в Шабат подбросить в печь дров, чтобы в морозные зимние месяцы хозяева не мучились от холода. Это было допустимо по вышеупомянутой причине.

Раввин Моше Файнштейн 40 считает, что сильная жара так же считается опасностью для здоровья. Таким образом, в случае, когда жара нарастает, не еврей может включить для еврея кондиционер. Однако многие раввины с ним не согласны.

Для заповеди или в случае крайней необходимости

В определенных ситуациях допустимо просить не еврея выполнить такую работу, которая запрещена не Торой, а постановлением мудрецов. Случаи, когда допускается такое послабление, следующие:41

1. Ради исполнения заповеди;

2. В случае небольшого заболевания;

3. Чтобы предотвратить значительные финансовые потери;

4. Из-за какой-либо другой крайней необходимости.

В любом из этих случаев можно попросить не еврея, чтобы он выполнил работу за еврея. Однако необходимо удостовериться, что рассматриваемая деятельность действительно запрещена только постановлением мудрецов, а не упоминается в Торе прямым текстом в качестве запрета.

В начале Шабата

Интересно, что в ситуации острой нужды или в целях исполнения заповеди можно попросить не еврея выполнить даже запрещенную Торой работу в течение первых нескольких минут Шабата.42 Речь идет исключительно о временном промежутке между заходом солнца и появлением в небе первых трех звезд.

Приведем пример: если вы не зажгли шабатние свечи до захода солнца, вы можете попросить не еврея зажечь для вас одну свечу, если звезды еще не успели появиться. В таком случае еврей все еще может прочитать над этой свечой благословение.43

Миф о помощи шабес-гоя

Бизнес

В соответствии с вышеперечисленными законами нельзя оставлять свой бизнес активным в Шабат и заставлять своих сотрудников (не евреев) в этот день работать.

Однако, если их деятельность выполняется в помещениях, не принадлежащих еврею, и работники получают не фиксированную зарплату, а в соответствии с объемом своей работы, то еврею не нужно их останавливать. Но, если работодатель еврей, он все равно не может давать им конкретное указание делать это в Шабат.

Если чей-то партнер по бизнесу не еврей, то он может вести бизнес в Шабат. Но при этом партнерство должно быть налажено особым образом. Подробные детали этого достойны отдельной статьи,44 поэтому мы не будем сейчас тратить на это время. Скажем только, что еврею, для которого актуален этот вопрос, следует проконсультироваться с раввином, имеющем достаточный опыт в этой области.

Получение выгоды от работы, выполненной запрещенным образом

Если не еврей выполнил работу для еврея, что было недопустимо в соответствии с правилами, изложенными выше, ни один еврей не может получить выгоду от этой работы до окончания Шабата. Мало того, после окончания Шабата следует подождать, пока пройдет время, необходимое для завершения такой работы, прежде чем воспользоваться ее результатом.

Если работа была запрещена только по установлению мудрецов, тогда тот еврей, для которого эта работа была сделана, не может извлечь из нее выгоду. А все остальные могут ею воспользоваться даже во время Шабата.45

Сноски

  1. Шмот, 31:16-17; Талмуд, Шабат, 10б.
  2. Осн. на Талмуд, там же, 119б.
  3. Иерусалимский Талмуд, Таанит, 1:1. В Вавилонском Талмуде (Шабат, 118б) написано, что соблюсти надо 2 Шабата. См. Кдушат Леви, Паршат Ки Тиса, и Сефер а-Маамарим, т. 1 с. 240-1, где приводится разрешение этого противоречия.
  4. См. Шмот,  20:1-14.
  5. Мидраш Раба, Шмот, 25:12.
  6. Талмуд, Брахот, 57б.
  7. В Десяти Заповедях Всевышний говорит: «Не совершай никакой работы ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя…» (Шмот, 20:10).

Мудрецы понимали эти слова так, что запрет на работу слуг в Шабат относится к рабам, которые принадлежали евреям и были обращены в иудаизм, а потому приняли на себя большую часть заповедей (см. Шулхан Арух, Орах Хаим, 304). В наше время это правило не применяется.

  • Шмот, 12:16.
  • Там же.
  • См. Бейт Йосеф, 344, Шулхан Арух а-Рав, Орах Хаим, 343:1.
  • Но см. При Мегадим, Мишбецот, 343:3.
  • Маймонид, Законы Шабата, 6:1.
  • Шулхан Арух а-Рав, там же.
  • Талмуд, Эрувин, 68а.
  • Шулхан Арух а-Рав, там же, 318:1.
  • Минхат Ицхак, 4:26.
  • Шулхан Арух а-Рав, там же, 343:1.
  • Там же, 276.
  • Там же, 325. См. ниже.
  • См. Игрот Моше, Орах Хаим, 1:62, где обсуждается вопрос, как такие работники добираются до места службы.
  • Менора а-Теора, цит. в Шмират Шабат Кеилхата, 28, прим. 12.
  • Теила ле-Давид, 306:7, цит. в Шмират Шабат Кеилхата, там же.
  • Шулхан Арух а-Рав, там же., 243:8.
  • См. там же, 276.
  • Там же, 244:1, и см. ниже.
  • См. ниже, что это может быть разрешено в самом начале Шабата.
  • Шулхан Арух а-Рав, там же.
  • Там же, 252:5.
  • Шмират Шабат Кеилхата, 31:20, и примечание 62, осн. на Орах Хаим, 247.

Однако не следует отправлять срочное письмо или посылку в пятницу, если согласно условиям доставки оно должно быть доставлено в Шабат, за исключением случаев крайней необходимости (в этом случае может быть возможность проявить снисхождение (там же). В любом случае, если подобная ситуация актуальна, необходимо проконсультироваться с авторитетным раввином.

  • Шулхан Арух а-Рав, там же, 244:2.
  • Там же, 4.
  • Осн. на том, что написано там же. См. книгу «Амира ле-Нохри», Авраам Дер Барамдикер, Иерусалим, 1999.
  • Там же, 252:10, и в примечании 74, а также 325:20.
  • Шулхан Арух а-Рав, там же, 9.
  • Там же, 276:6; см. Талмуд, Шабат, 122а.
  • Окончательное мнение Шулхан Арух а-Рав, как приводится в примечании 74 на Симан, 252:10.
  • См. Теила ле-Давид, Симан, 276.

Однако некоторые авторитеты говорят, что надо протестовать, если работа ведется с предметами, принадлежащими еврею (Маген Авраам, 252:9, Мишна Брура, 276:37).

  • Шулхан Арух а-Рав, там же, 328:19.
  • Там же, 276:15.
  • Игрот Моше, 3:42.
  • Шулхан Арух а-Рав, там же, 307:12.
  • Там же, 261:3.
  • Там же, 263:11.
  • См. Шулхан Арух а-Рав, там же, 245.
  • Там же, 325:9 и 11.

Запись Миф о помощи шабес-гоя впервые появилась Имрей Ноам.

Источник

#acjc #crimeajewishcongress #jewishcrimea #Jewish #crimea #israel #израиль

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов статей, а также с точкой зрения авторов комментариев.
Ответственность за достоверность изложенной в статьях информации несут авторы.
Работы публикуются в авторской редакции.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в статьях.
Обнаружив недопустимые или неточные материалы, свяжитесь с нами.
Если вы обнаружили контент с вашего сайта (например, статью, изображение, видео или поврежденную ссылку) и хотите, чтобы он был удален, сообщите нам об этом.
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+