В иерусалимском районе Катамоны, по соседству с «Театрон Иерушалаим» – главным театральным комплексом столицы – находится очень интересный музей, куда стоит заглянуть на пару часов, чтобы увидеть уникальные экспонаты.

Музей исламского искусства в Иерусалиме. Фото: Википедия

Это музей исламского искусства, точнее, Институт исламского искусства имени Л.А. Майера. С этим музеем связано немало интересных историй, а одна и вовсе детективная. Расскажем о них по-порядку.

Институт исламского искусства появился на карте израильской столицы в 1974 году благодаря женщине по имени Вера Брайс Саломонс, которая решила создать музей в память о своем учителе, профессоре Лео Арье Майере. Он был специалистом по исламского искусства, а в 1943 – 45 годах занимал должность ректора Еврейского университета.

Вера Брайс Саломонс располагала богатейшей личной коллекцией исторических и художественных предметов, и эта коллекция легла в основу музейного фонда. Предметы восточной старины: исламскую керамику, текстиль, ювелирные изделия, предметы искусства и религиозного культа собирал ее отец – сэр Дэвид Лионел Саломонс, увлекавшийся историей и искусством Востока, в том числе исламской историей и искусством.

Основная экспозиция включает девять залов, где представлены предметы искусства и исторические артефакты, имеющие отношение к исламу и восточной культуре в целом. География экспонатов широка и связана со странами, где в различные эпохи присутствовала исламская цивилизация – от Испании на Западе до Индии, Монголии и Китая на Востоке.

Коллекция семьи Саломонс в последующие годы пополнялась, и в настоящий момент экспозиция музея представляет собой богатейшее собрание артефактов, так или иначе связанных с исламом.

Впрочем, исламской историей и искусством экспозиция Музея Ислама не ограничивается. В одном из залов разместилась уникальная экспозиция старинных часов.

Эту коллекцию, насчитывавшую более 180 экземпляров, на протяжении долгого времени собирал отец Веры сэр Дэвид Саломонс. Он прекрасно разбирался в часовом деле, что помогло ему собрать редкие и интересные экземпляры.

 

В Музее Ислама находится редчайшая коллекция часов

В Музее Ислама находится редчайшая коллекция часов

Значительную часть коллекции составляют часы, изготовленные знаменитым франко-швейцарским мастером конца XVIII – начала XIX вв. Абрахамом Луи Бреге. Этот часовщик основал знаменитую марку «Брегет», о существовании которой многие из нас узнали благодаря знаменитому роману в стихах Пушкина:

Покамест в утреннем уборе,
Надев широкий боливар,
Онегин едет на бульвар
И там гуляет на просторе,
Пока недремлющий брегет
Не прозвонит ему обед.

В числе бесценных экспонатов работы Бреге в музее под номером 160 можно видеть часы, изготовленные по заказу королевы Франции Марии-Антуанетты. Этой работе мастер посвятил не один десяток лет, и горький парадокс истории заключается в том, что часы были готовы три десятилетия спустя после трагической гибели королевы.
Коллекция часов в Музее ислама поражает своей красотой и роскошью. Часовые механизмы заключены в корпуса из драгоценных металлов и отделаны камнями, чья стоимость выражается в астрономических числах. Одни лишь часы Марии Антуанетты по оценкам специалистов стоят сегодня около 30 миллионов долларов.

Знаменитые часы «Мария Антуанетта» работы мастера Бреге

Знаменитые часы «Мария Антуанетта» работы мастера Бреге

Столь высокая стоимость коллекции не могла не послужить приманкой для грабителей, и однажды знаменитая коллекция была похищена из музея.

Это случилось 35 лет назад. 15 апреля 1983 года служащие музея, придя утром на работу, обнаружили пропажу большей части уникальной коллекции часов, в том числе и знаменитой «Марии Антуанетты». В общей сложности было похищено 106 экспонатов. Расследование по горячим следам ни к чему не привело, и работники музея были вынуждены признать: часы исчезли безвозвратно… На протяжении двух десятков лет о пропавшей коллекции было ничего не известно.

В 2006 году совершенно неожиданно некоторые часы из коллекции «всплыли». Это случилось потому, что к руководству музея обратился торговец антиквариатом с предложением, поступившим от его клиентки о продаже нескольких пар часов для коллекции музея. По версии посредника, его клиентка унаследовала часы от умершего мужа. Работники музея узнали в предложенных экземплярах пропавшие экспонаты, но поначалу не подали вида и стали торговаться с потенциальным продавцом. Им оказалась Нили Шамрат, вдова Наамана Диллера, в одиночку ограбившего музей. Судя по всему, ему так и не удалось до конца своих дней извлечь существеннную выгоду из своего дерзкого предприятия, и он, умирая, попросил свою жену избавиться от коллекции, приобретенной неправедным путем.

Закончилась эта история обнаружением хранившихся в депозитных сейфах Европы, США и Израиля 96 пар часов из 106 пропавших, арестом Нили и относительно мягким приговором в виде общественных работ и условного срока, поскольку она не являлась сообщницей Диллера. Часы вернулись в коллекцию и продолжают радовать посетителей музея.

Помимо постоянной экспозиции исламского искусства и старинных часов, в музее проводятся временные выставки. Одна из таких выставок под названием «Хамса, хамса, хамса» проходит в музее в эти дни.

 

«Хамса с базара»

«Хамса с базара»

 

Хамса – традиционный оберег, характерный одновременно для двух культур – еврейской и арабской. Этот амулет по форме напоминает ладонь руки и, согласно преданиям, оберегает его обладателя от злого глаза и болезней. Истоки этого амулета уходят в глубокую древность, во времена, предшествовавшие возникновению монотеистических религий. Слово «хамса» в семитских языках означает число 5, отсюда ее форма в виде ладони с пятью пальцами.

Часто в центральной части «хамсы» находится изображение глаза – ему-то и принадлежит роль оберега от злых сил.

В наши дни «хамса» – популярное украшение, сувенир, предмет искусства и арт-объект. Выставка в Музее ислама демонстрирует самые неожиданные работы, на которые их создателей вдохновил этот древний амулет. В первом зале временной экспозиции расположилось внушительных размеров полотно с прикрепленными к нему сотнями сувенирных амулетов самого разного размера, изготовленными из самых разных материалов и самых неожиданных видов и форм. Эта экспозиция называется «Хамса с базара» и собрана из экземпляров, продающихся в сувенирных лавках по всему Израилю.

Здесь представлены традиционные металлические «хамсы» в виде настенных украшений, брелоков для ключей, серег и колец. Здесь же самые настоящие художественные авторские работы – смелые, остроумные и неожиданные. Здесь можно видеть единство всех монотеистических религий: несмотря на то, что «хамса» как таковая принадлежит исламу и иудаизму, при желании можно найти «хамсу» с изображением Богородицы и других христианских святых.

Следующий зал – коллекция работ современных израильских художников, евреев и арабов, вдохновленных образами «хамсы». Как это всегда бывает, когда речь заходит о современном искусстве, и в этом случа «хамса» становится самым настоящим манифестом, выражающим политическое, эстетическое и социальное кредо ее автора.

Общее число экспонатов, представленных на выставке, составляет 555, конечно же оно должно быть кратным пяти – магическому числу хамсы. Число художников, участвующих в экспозиции, также соотносится с хамсой – их 50. В их работах прослеживается интерес к самым разнообразным материалам, начиная от традиционных, которыми пользовались художники и ремесленники глубокой древности, до самых современных, в том числе с использованием высоких технологий.

Помимо своей первоначальной функции оберега от болезней и амулета на удачу, хамса в наши дни и особенно в контексте выставки приобретает значение символа, объединяющего культуры разных народов, живущих на одной земле.

Выставка «Хамса, хамса, хамса» в Музее исламского искусства продлится до 11 ноября.

 

800px-Islam_art_museum1
hamsa_2
hamsa_3
hamsa_6
hamsa_8
hamsa_9
museo_islam_1
museo_islam_2
museo_islam_3
museo_islam_4
museo_islam_5
museo_islam_6
museo_islam_10
reloj_3
reloj_2
reloj_5

 

 

 

 

 

 

 

Комментарии

comments

Источник

#acjc #crimeajewishcongress #jewishcrimea #Jewish #crimea #israel #израиль

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов статей, а также с точкой зрения авторов комментариев.
Ответственность за достоверность изложенной в статьях информации несут авторы.
Работы публикуются в авторской редакции.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в статьях.
Обнаружив недопустимые или неточные материалы, свяжитесь с нами.
Если вы обнаружили контент с вашего сайта (например, статью, изображение, видео или поврежденную ссылку) и хотите, чтобы он был удален, сообщите нам об этом.
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+