Вопрос

Шалом! Проясните, если я ем в один прием пищи, например, плов с мясом, хлеб и вино, я должен произносить благословление на каждый вид пищи или один?

Спасибо

Ответ

Вы задаете очень важный и непростой вопрос. Ответ на него состоит из немалого количества правил и деталей. Поэтому я затрудняюсь дать исчерпывающий ответ на него. Все же постараюсь дать ответ, описывающий законы, связанные с Вашим вопросом, в общих чертах. Мой ответ будет основан на сказанном в книге Александра Мендльбойма «Зот абраха», которая является одной из самых авторитетных книг по законам благословений в наши дни.

Прежде поговорим о не хлебной трапезе, а затем – о хлебной.

Два одинаковых по важности блюда

Если человек два различных блюда, и одно не является второстепенным по отношению к другому, и у каждого из них различное благословение (к примеру, на один из них нужно говорить благословление «при аэц» («…Создавший плод дерева»), а на другой – «при аадама» («… Создавший плод земли»), то на каждый из них он должен сказать отдельное благословение.

На какой же из видов пищи следует сказать благословение прежде?

Если плоды имеют одинаковое благословение (например, виноград и яблоко), следует произнести благословление на более важный вид.

Вот порядок предпочтения плодов с одинаковым благословением: а) семь видов плодов земли Израиля; б) целый плод; в) более желанный плод; г) большой плод.

А вот порядок предпочтения среди семи видов: а) оливки; б) финик; в) виноград; г) инжир; д) гранат.

Если же у плодов разное благословение (например, яблоко и ананас), вначале должен сказать более важное благословение, а затем второстепенное.

Вот порядок предпочтения среди продуктов с разными благословениями:

а) благословение «амоци лехем мин аарец», произносимое на хлеб из пяти видов злаков (значимость злаков: пшеница, ячмень, полба, рожь, овес);

б) благословение «боре миней мезонот», произносимое на хлебобулочные изделия, которые не являются хлебом;

в) благословение «боре миней мезонот», произносимое на рис;

г) «боре при агафен», произносимое на вино;

д) «боре при аэц», произносимое на фрукты;

ж) «боре при аадама», произносимое на плоды земли;

з) «шеаколь ниѓье бидваро», произносимое на все осталь-ное;

и) благословение на благовония.

Основная и второстепенная пища

Если же один из видов пищи основной, а другой – второстепенный, – то надо благословить только основной вид, и этим благословением также будет выведен и второстепенный вид.

Завершающее благословение на основной вид также выводит и второстепенный. Но если человек не съел необходимого количества основного блюда (например, съел меньше «кезайт»), то должен сказать завершающее благословение на второстепенный вид.

Категории основной и второстепенной пищи

Существует несколько категорий основной и второстепенной пищи:

Второстепенное блюдо едят исключительно для того, чтобы улучшить вкус основного

Человек, который решил выпить рюмку водки, и дабы смягчить её горечь закусывает ломтиком хлеба, – должен сказать одно благословение «шеаколь» на водку. Дело в том, что кусочек хлеба был лишь закуской, и если бы не водка, человек не стал бы его есть.

В эту категорию попадают ингредиенты, которые добавляют в главное блюдо с целью улучшить его цвет или запах.

Но если человеку желанны оба вида пищи, то он должен сказать два благословения (за исключением той ситуации, когда он ест оба вида вместе, а не один за другим). Поэтому, если человек закусывает водку хлебом, и хлеб для него не только закуска, но и пища для насыщения, в этом случае он должен благословить и хлеб.

Второстепенное блюдо, улучшающее вкус главного

Даже если второстепенное блюдо имеет важное значение для человека, и он желает его съесть, оно будет считаться второстепенным при условии, что его едят вместе с основным видом и оно улучшает вкусовые качества этого блюда.

В этом случае нужно сказать лишь одно благословение на основное блюдо, даже если потом человек будет есть второстепенную пищу отдельно. Главное, чтобы после благословения человек вкусил вначале от основного блюда.

Поэтому человек, который ест крекер с сыром, должен сказать всего одно благословение «мезонот».

Если второй вид пищи настолько желанен и важен для человека, что он его ест не для того, чтобы улучшить первый вид (например, крекер с рыбой), – он не считается второстепенным и на него нужно сказать отдельное благословение.

Одна смесь

салатКогда у человека есть блюдо, состоящее из смеси двух видов, каждый из которых важен для него, нужно сказать одно благословение на ингредиент, которого в этой смеси больше. Достаточно 51% одного вида для того, чтобы считаться основным.

Если в смеси присутствует один из пяти злаков, даже если его и немного – он считается основным.

Если перед человеком смесь из нескольких видов, на которую нужно говорить одно благословение, он должен произнести благословение, даже если в ложке окажется только тот вид, которого меньше. Однако желательно, чтобы во время благословения в ложке были одновременно все виды и чтобы основного вида было больше.

Ингредиент, которого в смеси больше, определяет благословение на эту смесь даже в том случае, если второй вид важнее и желаннее для человека. Но если эту смесь едят только из-за вида, которого меньше, а ингредиент, которого больше, добавлен с целью улучшить вкус блюда, – у этой смеси будет благословение, соответствующее виду, которого меньше.

Два несмешанных вида

Предыдущий закон, когда ингредиент, которого больше, определяет благословение всего блюда, относится только к случаю, когда все виды перемешаны и их едят вместе (например, благословением салата оливье будет «шеаколь», если колбасы больше, чем остальных ингредиентов).

Но если каждый вид пищи разложен по отдельности в тарелке и их можно есть, не перемешивая, или в блюде смешали несколько видов, но каждый из них представляет собой большой кусок, который едят отдельно, – это не считается одной смесью, и нужно говорить благословение на каждый вид.

Если человеку принесли блюдо, которое считается смесью и на которое нужно говорить одно благословение, но есть один ингредиент, который, возможно, считается отдельным видом (например, жаркое, состоящее из перловой крупы, фасоли, мяса и мелко нарезанной картошки. И есть несколько крупных ку-сков картошки, которые едят отдельно), – правильным будет от-делить тот ингредиент, который, возможно, считается отдельным видом (до того, как человек благословил смесь), отложить его в сторону на короткое время, а потом сказать разные благословления на смесь и на этот вид.

Хлебная трапеза

Блюда, на которые не нужно произносить благословение во время трапезы

На любую пищу, которую человек ест во время хлебной трапезы, если она насыщает человека или ее обычно едят с хлебом, – не нужно говорить благословение, потому что эта еда считается частью хлебной трапезы.

Не следует говорить благословение на напитки, которые человек употребляет во время хлебной трапезы, поскольку напитки являются неотъемлемой частью трапезы. Существует мнение, что напитки не являются частью трапезы. Но практически все законоучители согласились с первым мнением.

Если человек не собирается есть большое количество хлеба и хлеб для него не является главным блюдом трапезы (например, он съел всего «кезайт» хлеба на протяжении четырех минут), и после хлеба человек ест мясо, овощи и т.д., – даже в таком случае не нужно произносить благословения на остальную еду.

Но если человек вообще не хочет есть хлеб и употребляет его лишь с целью вывести остальную еду, – в этом случае законоучители не уверены, что хлеб выводит остальную пищу, поэтому не следует так поступать.

Но если человек собирается есть «пат аба бе кисанин» и у него возникло сомнение, какое благословение нужно говорить, «мезонот» или «амоци», в таком случае можно съесть небольшое количество хлеба с целью вывести остальную еду и избежать проблемы, связанной с сомнительными благословениями.

Блюда, на которые нужно произносить благословение во время трапезы

Еда, на которую нужно произносить благословение во время хлебной трапезы: а) еда, которой у человека не было в начале трапезы; б) вино; в) напитки, которые не связаны с трапезой; г) фрукты и десерт.

Запись На какую пищу говорить благословение во время трапезы? впервые появилась Имрей Ноам.

Источник

#acjc #crimeajewishcongress #jewishcrimea #Jewish #crimea #israel #израиль

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов статей, а также с точкой зрения авторов комментариев.
Ответственность за достоверность изложенной в статьях информации несут авторы.
Работы публикуются в авторской редакции.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в статьях.
Обнаружив недопустимые или неточные материалы, свяжитесь с нами.
Если вы обнаружили контент с вашего сайта (например, статью, изображение, видео или поврежденную ссылку) и хотите, чтобы он был удален, сообщите нам об этом.
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+