«Шесть дней делай работу»

Ваикра (23:3)

Нужно понять, зачем в Торе дается эта фраза. Разве человеку заповедано работать шесть дней?

На это отвечает гаон раби Шалом из Саса в книге «Вехам а-Шемеш» (Шмот 20:8), сперва задавая другой вопрос. В конце истории сотворения мира сказано: «И завершены были небо, и земля, и все их воинство, и закончил Всесильный в день седьмой» (Берешит 2:1). Эти слова, на первый взгляд, кажутся противоречащими. Из слов «завершены были» видно, что все закончилось в шестой день, а после слов «закончил Всесильный в день седьмой» кажется, что Б-г закончил Свою работу уже в шаббат. На самом же деле Он завершил создание мира в шестой день, но мир все еще был нестабилен и нуждался в дополнении и укреплении, подобно любому металлу, который после плавки нужно остудить водой, чтобы он затвердел. Благодаря тому, что Б-г упокоился в седьмой день, завершилась работа шести предыдущих дней.

И как это было при сотворении мира, так и каждую неделю: «Шесть дней делай работу».

Ты можешь работать шесть полных дней от восхода солнца до заката, но все это будет непрочно в твоих руках, пока не наступит «в день седьмой шаббат». Тогда твоя работа утвердится.

Здесь заключено глубокое послание для тех, кто полагает, будто из-за отказа работать в шаббат их заработок уменьшится. Отсюда мы учим, что именно шаббат оберегает и укрепляет всю недельную работу.

Прекрасную мысль в этой связи выразил гаон раби Ицхак Хай Боховза в книге «Лехем лфи а-Таф» (Шаббат, п. 2): иногда «шаббат» используется в женском роде, а иногда в мужском. Это намекает на то, что снаружи суббота кажется чем-то женским – она получает и находится под влиянием, и нет у нее ничего своего. В будни человек зарабатывает деньги, а в шаббат – ничего, но лишь расходует из того, что заработал ранее.

Но так выглядит лишь со стороны, на самом же деле шаббат – это мужской принцип. Он не только не находится под влиянием будней, но и сам влияет на доходы остальных дней, зависящие от его соблюдения. В святом Зоаре (Итро 88 а) написано, что все шесть дней недели благословляются от шаббата, а расходы на шаббат ничего не убавляют от общей прибыли человека.

Раби Шалом приводит историю , произошедшую с Хафец Хаимом. Однажды он приехал в город Чернигов и услышал, что там есть еврей, у которого рабочие- евреи работают на заводе в шаббат. Зашел к нему Хафец Хаим и попытался повлиять на него, чтобы тот закрывал завод на шаббат.

Владелец завода стал оправдываться: «Закаждый рабочий день я зарабатываю 4000рублей. Разве можно представить, чтобы ясогласился потерять из-за остановки в шаббаттакую сумму?!»

Хафец Хаим объяснил ему, что тот полностью ошибается в своих подсчетах. Если продолжит нарушать шаббат, ему грозит потерять весь завод! «Шаббат не мешает заработку, напротив – это и есть источник доходов, источник благословения», — закончил свою речь Хафец Хаим.

Услышав такое, его собеседник усмехнулся:

«Что Вы думаете, стих из Торы заставит мой завод останавливаться на 24 часа еженедельно?»

Спустя короткое время, большевики захватили власть в России. Среди прочего, они отобрали все заводы, бывшие во владении того еврея. Сам он чудом сумел сбежать и спастись от смерти, но остался в нищете. Увидев, что с ним произошло, он вспомнил слова великого Хафец Хаима и направил ему письмо с признанием: «Теперь вижу, что слова уважаемого рава оказались верны. Верно, стих из Торы способен остановить мой завод!»

Другой еврей в Радине, который отошел от общины и испортился, открыл в шаббат свой винный магазин. Услышав об этом, Хафец Хаим содрогнулся. Он пригласил его к себе и спросил: «Зачем и почему?»

«Раби, — развел владелец магазина руками, — я пробовал торговать вином шесть дней в неделю, и мне просто не хватало прибыли, чтобы прокормить свою семью. У меня нет выбора…»

«У меня есть для тебя более простое решение, — ответил Хафец Хаим с искусственной простотой, — в каждой бочке вина встроен кран, который ты открываешь, чтобы наливать вино покупателю. Теперь послушай моего совета и сделай два крана. Из каждой бочки ты будешь продавать вдвое больше».

Торговец смутился и не понял, почему рав насмехается над ним.

«Разве ты не понимаешь, что то же самое количество вина, которое тебе постановлено Свыше продать за шесть дней, ты продаешь за семь?» — пояснил Хафец Хаим.

«Наши мудрецы учат нас, — продолжил он, — что пропитание определено для человека с Рош а-Шана на целый год. Всевышний в точности постановил, сколько денег каждый заработает за это время. Поэтому верующий открывает шесть кранов, то есть работает шесть дней, за которые к нему приходит вся прибыль. А самые хитрые пытаются открыть еще и седьмой кран, надеясь, что через это получат больше доходов. Но они не знают, что напрасно стараются – напротив, труд всей недели уходит впустую. Ведь от работы, исполняемой в шаббат, человек никогда не увидит благословения».

Нечто подобное рассказывают об одном еврее из Туниса, который открывал магазин в шаббат, утверждая, что ему не хватает заработка. Обратился к нему гаон раби Мацлиах из Эзуза с предложением: «Попробуй на месяц оставить свой магазин закрытым по шаббатам, а в конце месяца сделай подсчет. Увидишь, что прибыль не уменьшится!» Тот еврей так и сделал и через месяц признался раву, что прибыль и в самом деле осталась на прежнем уровне (Оцротейну).

Запись Она источник благословения впервые появилась Имрей Ноам.

Источник

#acjc #crimeajewishcongress #jewishcrimea #Jewish #crimea #israel #израиль

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов статей, а также с точкой зрения авторов комментариев.
Ответственность за достоверность изложенной в статьях информации несут авторы.
Работы публикуются в авторской редакции.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в статьях.
Обнаружив недопустимые или неточные материалы, свяжитесь с нами.
Если вы обнаружили контент с вашего сайта (например, статью, изображение, видео или поврежденную ссылку) и хотите, чтобы он был удален, сообщите нам об этом.
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+