Этимология

Ошана рабба (арам. הושע נא רבא): Великий День Спасения (букв: «Спаси, пожалуйста (Господь) великий»).

Слово «Ошана» составлено из двух слов: «оша» («спаси») и «на» («пожалуйста»). Оно повторяется в каждом стихе молитвы, читаемой во время шествия, и в нем заключен её основной смысл. Это была не мольба о защите, а молитва об окончательном Спасении.

Перевод слова «рабба» – великий. Этот день называется великим днем «спаси, пожалуйста», поскольку в него произносят много молитв, начинающихся словами «Спаси, пожалуйста».

Определение

Оашана рабба в синагоге Хурба, в Старом Городе

Ошана рабба — последний день, когда исполняются заповеди о сукке и о «четырех видах растений». Этот день выделяют различные обычаи, которые придают ему особый, праздничный характер.

Судный день

В Суккот Всевышний судит весь мир, решая, сколько дождя выпадет в этом году, сколько плодов принесут деревья, каким будет урожай. В седьмой день праздника, Ошана рабба, окончательный приговор скрепляется печатью. Поскольку жизнь человека зависит от обилия воды больше, чем от чего бы то ни было другого, Ошана рабба отчасти напоминает Йом Кипур.

В каббале также проясняется, что в Ошана рабба является судным днем. По каббале, в Ошана рабба заканчивается Небесный суд, который был начат в Йом Киппур. И это – посредством передания окончательного приговора посланникам.

Сказано Зоаре: воля Творца была, что злой приговор не передается посланникам до Ошана рабба. Это – для того, чтобы предоставить тем, кто не сделал полноценную тшуву в Йом Киппур, «последнюю возможность» раскаяться и вернуться к Нему. В полночь Ошаны Раббы принимается решение о передаче приговора посланникам. Если человек до этого момента раскаялся о совершенных грехах, злой приговор отменяется. По этой причине принято бодрствовать в ночь Ошаны раббы, проводя ее в изучении Торы и молитвах.

Более того, Аризаль пишет, что даже после передачи приговоров посланникам им не дается возможности исполнять эти приговоры до праздника Шмини Ацерет – чтобы дать еще одну возможность человеку вернуться к Творцу. Поэтому, если человек серьезно раскается о своих проступках до Шмини Ацерет, приговор будет отменен.

Ошана рабба - Судный День
Ошана рабба – Судный День

Обычаи Ошана рабба

Хотя Тора никак не выделяет Ошана рабба из числа полу-праздничных дней Суккот, есть много различных обычай, которые отличают этот день и придают ему особый, праздничный характер судного дня.

Приведем некоторые из них.

Миква

Принято, что мужчины вечером, при наступлении праздника, либо утром, до молитвы Шахарит, удут в микву, чтобы стать более чистыми в духовном плане.

Хибут арава – вознесение аравы (веток ивы)

 

Продажа аравот на Ошана рабба в Бруклине
Продажа аравот на Ошана рабба в Бруклине

К пророкам Захарие, Хаггаю и Малахи восходит обычай возносить с молитвой ветви аравы, а после этого стряхивать с ветвей листья. При этом не произносят благословения, как делают, исполняя заповедь, установленную мудрецами, ибо было с самого начала определено: это обычай, а не заповедь.

Бодрствование на протяжении ночи

Принято бодрствовать всю ночь перед Ошана рабба, изучая Тору и читая Теилим (Псалмы Давида).

Праздничные обычаи

Праведный еврей в Ошана раббаВ этот день надевают праздничные одежды, есть такие, кто на утреннюю молитву одевает китель (особенный белый халат, в котором принято молиться с Судные Дни).

В большинстве сефардских общин молитвы в Ошана рабба не отличаются от обычных молитв в холь а-моэд (полупраздничные дни Суккот).

В ашкеназских общинах в молитву вносятся некоторые изменения: в Псукей Дезимра, читаемые перед молитвой Шахарит, включают все Псалмы, которые принято читать только по субботам и праздникам, кроме Псалма «…песнь субботнего дня». Вместо него читают «Благодарственный псалом».

Кроме того, пропускают отрывок Нишмат Кол Хай («Душа всего живого»), ибо Ошана рабба все же не настоящий йом тов.

В этот день устраивают праздничную трапезу и стараются до конца утренней молитвы не совершать даже той работы, которая дозволена в холь а-моэд.

Хибут арава – хлестание ивой

Как исполняют этот обычай

Аравот на Ошана рабба
Аравот на Ошана рабба

Отбирают пять веток аравы и связывают их вместе.

Хотя требования, предъявляемые к ним, не такие строгие, как те, которые предъявляют к «четырем видам растений», все же стараются найти отборные, красивые ветки, поскольку они будут использоваться для служения Всевышнему. Закончив семикратный обход свитка Торы, откладывают в сторону лулав и этрог и произносят слова «Ответь верным…» Затем берут в руки араву и, держа её в руках, читают установленные молитвы. После этого пять раз хлещут связкой веток аравы об пол, стряхивая листья, и складывают использованные ветки в такое место, где их не будут топтать ногами.

В этом обычае скрыта тайна, известная лишь лишь немногим. Непосвященный должен следовать обычаю пророков и мудрецов, полагаясь на их знания и благочестие. В таком случае он будет награжден так же, как если бы полностью понимал суть обычая, Всевышний отменит те наказания, к которым он был приговорены, и вынесет ему оправдательный приговор.

Ошана рабба в Храме

Во время Храма в каждый день праздника коэны устраивали процессию обхождения жертвенника. Каждый день процессия обходила вокруг жертвенника один раз, а в день Ошана рабба (седьмой день праздника) — семикратно.

Этот день назывался в те времена «днем стряхивания листьев» с ветвей аравы — хибут аравот.

Как выполняли эту заповедь?

В низине, недалеко от Иерусалима, находилось место, называемое Моца. Отправлялись туда и срезали множество молодых побегов аравы. Их располагали около жертвенника, наклоняя к нему их вершины. Исполняя заповедь, священники трубили в шофар и (каждый день) один раз обходили вокруг жертвенника, говоря: «О, Господи, спаси! О, Господи, даруй нам удачу!»

В день Ошана рабба они обходили жертвенник не один, а семь раз… Так поступали и в будни, и в субботу, только ветки на субботу заготавливали заранее, а чтобы они не завяли, их клали в золотой сосуд с водой… (Мишна Сука, 4)

Почему для Ошана рабба брали именно ветки аравы? Потому, что в Суккот решается, сколько воды получит мир в наступившем году, а арава — самое водолюбивое растение (Рокеах).

В память о Храме

В память о Ошанот, совершавшихся в Храме, мы и обходим сегодня с ветками аравы в руках вокруг свитка Торы, лежащего на возвышении в синагоге. Ибо нет у нас иного наследия, оставшегося от Храма, кроме Торы. Теперь она — наш жертвенник искупления.

Ошана рабба в древней Испании
Ошана рабба в древней Испании

Во время Ошанот мы просим Всевышнего благословить наступающий год обильными дождями и доброй росой, а также поднять уровень подземных вод, чтобы они напоили землю.

Конец Ошана рабба

В Ошана рабба — последний день Сукот — принято незадолго до захода солнца войти в суку и съесть там что-нибудь, не устраивая настоящую трапезу. Это делается для того, чтобы последний раз в этом году исполнить заповедь «В суках живите». Перед выходом из суки благословляют съеденное и произносят следующую молитву:

«Да будет воля Твоя, Г-сподь Б-г наш, Б-г отцов наших, чтобы так же, как я в этом году удостоился исполнить заповедь жить в суке, так удостоюсь я в будущем году жить в суке, сделанной из шкуры Лив’ятана»

Эту молитву заканчивают словами: «В будущем году — в Иерусалиме».

Наши мудрецы учат, что незадолго до конца времен Вс-вышний построит одну общую суку для всего Израиля, и он поселится в ней. Сделана она будет из шкуры Лив’ятана, и праведники будут есть его мясо.

Покидая суку после захода солнца, принято забирать из нее ковры, посуду и другие предметы, которые могут пригодиться в доме во время праздника Шмини Ацерет.

Запись Ошана рабба – судный день впервые появилась Имрей Ноам.

Источник

#acjc #crimeajewishcongress #jewishcrimea #Jewish #crimea #israel #израиль

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов статей, а также с точкой зрения авторов комментариев.
Ответственность за достоверность изложенной в статьях информации несут авторы.
Работы публикуются в авторской редакции.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в статьях.
Обнаружив недопустимые или неточные материалы, свяжитесь с нами.
Если вы обнаружили контент с вашего сайта (например, статью, изображение, видео или поврежденную ссылку) и хотите, чтобы он был удален, сообщите нам об этом.
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+