Если есть больной, который находится в критическом состоянии, или жизнь человека оказывается в опасности – на иврите это называется пикуах нефеш, – еврейский закон обязывает нас нарушать Шабат, причем даже в том случае, если существуют сомнения, действительно ли жизнь больного уже в критическом состоянии или ситуация, опасная для его жизни, только может развиться.

Даже если задним числом выяснится, что какое-то предпринятое действие было ненужным или не достигло своей цели, все равно оно не считается нарушением Шабата, и тот, кто действовал в интересах больного, все равно достоин поощрения за попытку спасти человеку жизнь.

Во всех этих вопросах, если кто-то сомневается, как правильно поступить, какой способ поведения предпочесть, следует руководствоваться принципом, что лучше ошибиться, нарушив Шабат, чем подвергать жизнь человека потенциальной опасности.

Тот, кто сталкивается с ситуацией, которая может быть истолкована как пикуах нефеш, и не предпринимает никаких действий, откладывая их до того, как обратится к раввину за консультацией, считается убийцей1 — потому что из-за его чрезмерного «благочестия» и связанной с этим задержки вместо своевременного принятия надлежащих мер он может поставить под угрозу жизнь человека.

Раввин же, к которому обратились в таком случае, считается опозоренным, потому что он должен был научить свою общину правильному поведению, когда дело касается пикуах нефеш, то есть приучить действовать незамедлительно.2

Когда ради пикуах нефеш необходимо игнорировать законы Шабата, не имеет значения, кто будет их нарушать. Действовать должен тот, кто способен выполнить задачу быстрей остальных, и тот, кто берется за это, заслуживает похвалы.

Если есть сразу несколько человек, которые могут позаботиться о ком-то, чья жизнь находится в опасности, считается предпочтительным, чтобы нарушение Шабата совершил тот, кто лучше других знает Тору и наиболее благочестив.

Когда мудрец помогает человеку, переживающему пикуах нефеш, он служит примером, ведь это огромная привилегия – постараться спасти человеку жизнь.3

Само собой разумеется, нельзя пытаться быть «ультра религиозным», и просить нееврея сделать то, что в данном случае обязан сам: нарушение Шабата ради пикуах нефеш – это фактически исполнение заповеди бережно относиться к жизни человека.4

Еще несколько деталей:

  • Всякую процедуру, которую надо выполнять для больного, если ясно, что нет никакой необходимости выполнять ее в Шабат, следует отложить до его окончания.5
  • Если человек заболел до Шабата и в Шабат ему потребуется уход, включая действия, запрещенные в этот день, необходимо подготовить все возможное заранее, чтобы нарушения свести к минимуму или вовсе устранить необходимость нарушать Шабат.6
  • Чтобы иметь основания нарушить Шабат, необходимо убедиться, что дело действительно касается пикуах нефеш.7 Поэтому в ситуациях, когда, если бы дело происходило в будни, люди не реагировали бы на проблему тотчас же (то есть не считали бы ее опасной и срочной), Шабат нарушать запрещено.8
  • Можно игнорировать законы Шабата только в том случае, если складывается ситуация, которая может включать в себя пикуах нефеш; Например, пожилой пациент упал и из-за этого должен быть доставлен в больницу.
  • Законы Шабата также могут быть нарушены, если складывается потенциально опасная для жизни человека ситуация, при условии, что это действительно насущная проблема.9 Пример: если в отделении интенсивной терапии в Шабат отключилась аппаратура, ее следует включить, даже если на данный момент нет сведений о пациенте, который в ней нуждается.
  • Надуманные гипотезы вроде таких: «Мне в Шабат нужно ехать в университет и продолжать свое медицинское образование, чтобы однажды спасти жизни благодаря своему медицинскому опыту» или «Мне нужно пойти в Шабат в магазин за свитером, потому что должно быть холодно, и я могу заболеть воспалением легких и умереть» – не считаются пикуах нефеш 10
  • Необязательные операции или другие процедуры, требующие пребывания в больнице, которые нет острой необходимости производить срочно, не должны планироваться на вторую половину недели.11
  • Общесоциальные риски и проблемы определяются с точки зрения более широких параметров пикуах нефеш.

Следовательно, евреям из числа волонтеров «скорой помощи» может быть разрешено в Шабат носить с собой рации, а патрулю безопасности в Израиле для того, чтобы в общественных местах использовать металлоискатели, нет необходимости ждать, пока станет известно о террористическом нападении (по этому поводу следует проконсультироваться с раввином-экспертом).

Сноски

  1. Иерусалимский Талмуд, Йома 8:5.
  2. Там же, как объяснено в Трумат а-Дешен, 1:58.
  3. Таз на Орах Хаим, 328:5.
  4. Женщина при родах относится к исключениям из этого правила. Хотя обычно роды считаются ситуацией пикуах нефеш, по возможности все же следует в данном случае прибегнуть к помощи нееврея, если необходимо нарушить субботний закон.
  5. Кодекс еврейского закона, Орах Хаим, 328:4.
  6. Шулхан Арух а-Рав, Орах Хаим, 330:3; Хатам Софер, Йоре Деа, 338; Игрот Моше, Орах Хаим I:131; Шмират Шабат Хильхато, ч. 32, прим. 104;
  7. Респонса рабби Акивы Эгера, 60.
  8. Шулхан Шломо, Рефуа I, 231.
  9. Хазон Иш, Охалот, 22: 32.
  10. См. Питхей Тшува, Йоре Деа, 363:5.
  11. Ликутей Сихот XVI, 518; Шмират Шабат ке-Хилхата, 32:33; Игрот Моше, Орах Хаим I:127.

Запись Пикуах нефеш: Спасение жизни в Шабат впервые появилась Имрей Ноам.

Источник

#acjc #crimeajewishcongress #jewishcrimea #Jewish #crimea #israel #израиль

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов статей, а также с точкой зрения авторов комментариев.
Ответственность за достоверность изложенной в статьях информации несут авторы.
Работы публикуются в авторской редакции.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в статьях.
Обнаружив недопустимые или неточные материалы, свяжитесь с нами.
Если вы обнаружили контент с вашего сайта (например, статью, изображение, видео или поврежденную ссылку) и хотите, чтобы он был удален, сообщите нам об этом.
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+