Что такое дерево с точки зрения алахи

Прежде чем мы сможем ответить, почему банан в иудаизме считается овощем, сначала нужно разобраться относительно того, что же такое дерево в соответствии с еврейским законом. Итак, говоря о дереве, мы рассматриваем его не только с ботанической или лексической точки зрения, но как очень важный фактор в соблюдении заповедей, затрагивающих благословения, которые мы каждый день произносим на еду. Прежде чем съесть плод, который вырос на дереве, мы говорим благословение «Барух Ата… боре при ха-эц» – «Благословен Ты… сотворивший плод дерева». А перед тем, как съесть плод, который произрос из земли (часто в разговорной речи такие плоды называются овощами), мы читаем: «Барух Ата… боре при ха-адама» – «Благословен Ты…. создавший плод земли».

Кроме того, существуют определенные законы, которые применяются конкретно к деревьям, такие как запрет на употребление в пищу плода дерева в первые три года после посадки, а также специальный запрет на вырубку фруктовых деревьев.

В этой статье мы поговорим о том, что такое дерево с точки зрения алахи и каким статусом в плане произнесения благословений обладают некоторые “спорные” плоды.

Что такое дерево?

Талмуд дает следующее определение: если, когда вы снимете плод с ветки, его гавза остается и в дальнейшем дает еще плоды, тогда это дерево, и благословение на плод – боре при ха-эц. Однако, если гавза не сохраняется, то благословение – боре при ха-адама.

Что же такое гавза, что за элемент, который должен оставаться из года в год, чтобы растение считалось деревом?

Согласно Рабейну Ашеру (Рош) и Тосафот,(1) речь идет о корнях. Таким образом, благословение на плод любого многолетнего растения (то есть растения, корни которого остаются из года в год) будет боре при ха-эц. Если же корень однолетний (то есть каждый год растение нужно сажать заново), тогда благословение – это боре при ха-адама.

Гаоним считают, что гавза – это стебель или ствол растения. Получается, для того, чтобы считаться деревом, недостаточно быть многолетним растением, нужно еще иметь постоянный ствол.(2)

Третье же мнение гласит, что ветви тоже должны оставаться из года в год.(3)

В целом, алаха следует за мнением Гаоним, и дерево определяется наличием многолетнего ствола или стебля.(4) Однако существуют дополнительные факторы и определения, которые иногда вступают в силу. Давайте рассмотрим подробнее эти случаи и обсудим некоторые плоды, которые могут иметь вовсе не тот статус для благословений, как нам всегда казалось.

Банан

Давайте начнем с банана. С одной стороны, это многолетнее растение. С другой – почти вся его часть, которая находится над землей, каждый год погибает и затем вырастает заново. Если следовать мнению, что дерево – это растение, стебель или ствол которого остается неизменным из года в год, то надлежащим благословением на банан будет боре при ха-адама, и это уже установленная алаха.(5)

Однако, согласно приведенному выше мнению Рабейну Ашера, правильно было бы произносить на банан на боре при ха-эц.

Таким образом, если кто-то планирует в течение одного приема пищи также есть другие фрукты и овощи, желательно, чтобы сначала он произнес благословение боре при ха-эц на какой-либо плод дерева, не находящийся под сомнением (например, яблоко), затем – боре при ха-адама на овощ, статус которого подтвержден (огурец, помидор, перец и т.д.) и лишь после этого ел банан, так как получится, что произнесенные благословения на оба вида растений в любом случае подразумевали под собой и банан, и теперь не нужно говорить на него отдельное благословение еще раз.

Кроме того, если кто-то случайно произнес на банан благословение боре приха-эц, ему не нужно произносить новое благословение.(6)

Папайя

В отличие от банана, со стволом папайи ничего не происходит круглый год. Однако после того, как с дерева собирается урожай, оно становится выше и в следующем году дает плоды только благодаря новому росту. Кроме того, дерево папайи не живет дольше 4-5 лет, а потому с такой периодичностью и пересаживается. На первый взгляд может показаться, что папайя считается деревом, и некоторые раввины действительно утверждают, что нужно произносить на ее плоды боре при ха-эц.(7)

Однако другие не согласны и указывают на несколько уникальных особенностей папайи, которые заставляют сделать вывод о том, что это все-таки боре при ха-адама, плоды земли:

  • Ствол папайи полый.(8)
  • В отличие от большинства многолетних растений, папайя плодоносит уже в первый год посадки.(9)
  • Плод произрастают из самого ствола, а не из ветвей.(10)
  • Качество плодов снижается после первых нескольких лет жизни растения.(11)

Исходя из этого, большинство мудрецов считают, что, по крайней мере, с точки зрения благословений (в отличие от запрета вкушения плодов дерева, не достигшего возраста трех лет), следует относиться к папайе как к плоду земли и произносить на нее благословение боре при ха-адама.(12) Судя по всему, такого же мнения придерживался рабби Шнеур Залман из Ляд, благословенна память праведника.(13)

Баклажан

Теперь поговорим о баклажанах. Так как это растение имеет деревянный ствол, живущий более одного года, некоторые считают, что он считается плодом дерева, и надлежащим благословением является боре при ха-эц.(14) Однако, если бы баклажан действительно являлся деревом, то его плоды навсегда были бы запрещены в пищу законом о плодах дерева, не достигшего трех лет, потому что ствол баклажана обычно не живет дольше трех лет.(15)

А принимая во внимание тот факт, что многие великие раввины, в том числе рабби Йосеф Каро и рабби Ицхак Лурия, Святой Аризаль, ели баклажаны, приводятся некоторые объяснения того, почему это растение все-таки не считается деревом, а потому соответствует благословению боре при ха-адама:

  • Баклажан плодоносит в первый год своей жизни.(17)
  • Хотя ствол и живет несколько лет, в отличие от дерева, качество его плодов ухудшается уже после первого года.(18)

Другие объясняют, что запрет употребления в пищу плодов дерева, не достигшего возраста трех лет, может применяться только к тому растению, которое в конечном итоге будет производить (разрешенные) плоды в течение четвертого года (следующего за тремя запрещенными). А так как баклажан обычно не живет так долго, то он явно не может считаться деревом и потому не подвластен этому запрету.(19)

Исходя из вышесказанного, принято произносить на баклажан благословение боре при ха-адама.

Виноград и Киви

Следует отдельно отметить, что плоды, растущие на лозе, при этом считаются плодами дерева. Таким образом, благословение на виноград и на киви – это боре при а-эц.

Клубника

Как и в случае с бананом, клубника каждый год рождается заново от одних и тех же корней, а прежний ее ствол погибает. Поэтому получается, что, согласно мнению Гаоним, правильно было бы произносить на эти ягоды благословение ха-адама.(20) Остальные правила, распространяющиеся на банан, так же действуют и для клубники.

Клюква

По мнению многих религиозных авторитетов, дерево определяется только теми критериями, которые упомянуты выше, а его высота значения не имеет.(21) Другие, однако, придерживаются мнения не произносить на какие-либо плоды благословение боре при ха-эц, если они произошли от растения, которое ниже, чем хотя бы три тефаха (ширины ладони), то есть примерно 24-30 см в высоту.(22)

Это подводит нас к размышлениям по поводу клюквенного кустарника. Несмотря на то, что он удовлетворяет всем другим требованиям дерева, и некоторые кусты клюквы могут вырасти довольно высокими, все же в подавляющем большинстве случаев клюква (особенно выращиваемая в коммерческих целях) растет очень близко к земле. Поэтому среди раввинов нашего времени существует спор о том, какое именно благословение стоит говорить на клюкву.(23) Например, согласно Шулхан Арух ха-Рав, следует произносить боре при ха-эц.(24)

Но все мудрецы сходятся во мнении, что, если вы точно уверены, что собираетесь употребить в пищу клюкву, выросшую на конкретном кустарнике высотой больше трех тефахов, то вам нужно произнести благословение боре при ха-эц.(25)

Малина

Малина – это многолетнее растение. Тем не менее, в то время как некоторые ее ягоды растут на кустах, все же более распространенный сорт имеет побеги, которые произрастают напрямую из корневой системы. Эти побеги, как правило, не дают плодов до второго года, после которого они обычно погибают. Потом растение пускает от корней горизонтальные отростки, которые производят новые побеги в следующем году, и те уже, в свою очередь, дают жизнь ягодам и новым отросткам. Такой цикл продолжается десять и более лет.

Так как побеги живут более года (хотя обычно все же не более двух лет), а растение в целом является многолетним, есть некоторые мудрецы, кто считает, что на малину следует произносить боре при ха-эц.(26)

Указывая на несколько факторов, в том числе на то, что каждая ветвь малины, как правило, производит ягоды только в течение одного года, а также на ухудшение качества ягод со временем, многие считают, что уместно произносить на малину боре при ха-адама.(27)

Согласно Шулхан Арух ха-Рав, следует использовать благословение боре при ха-адама.(28)

Обратите внимание, что вышеприведенное обсуждение относится в основном к благословениям при употреблении плодов в пищу, но при этом статус данных растений может отличаться касательно запретов плодов дерева в первые 3 года после посадки и вырубки фруктовых деревьев. Практические вопросы по каждому отдельному случаю следует адресовать компетентному ортодоксальному раввину.

 


Сноски

  1. См. Тур, Орах Хаим, гл. 203.
  2. Оцар ха-Гаоним на Талмуд, Брахот, 40a, цит. в Мордехай, Брахот, 131, и Тур, Орах Хаим, 203.
  3. Раши на Талмуд, Брахот, 40a; Седер Бирхот ха-Неенин, 6:6; см. также Арух ха-Шулхан, Орах Хаим, 203:3 и Биур Алаха на Орах Хаим, 203; см. однако респонсу Шевет ха-Леви, 6:165, где он пишет, что Раши по существу согласен с Гаоним.
  4. См. Рама, Шулхан Арух, Орах Хаим, 203:2; Шулхан Арух ха-Рав, 203:1.
  5. Шулхан Арух, Орах Хаим, 203:3; Кецот ха-Шулхан, 49:18.
  6. “Путеводитель по благословениям” р. Йеуда Калман Марлоу, цит. Седер Бирхот ха-Неенин, 1:6, Кецот ха-Шулхан, 49:18, и Бадей ха-Шулхан, 49:30.
  7. См. Шевет ха-Леви, 6:165; и так же это мнение Ортодоксального Союза по кашруту, приведенное в “Путеводителе по благословениям”.
  8. Рав Пеалим, 2:30; Лекет Кемах, 294.
  9. См. респонсу Радбаза, 3:996 (551); Биркей Йосеф, Йоре Дэа, 294.
  10. Р. Мордехай Элияу, Техумим, том 7.
  11. Биркей Йосеф, Йоре Дэа, 294:4, цит. р. Моше Альших.
  12. Каф ха-Хаим, 203:13; Бен Иш Хай, Рав Пеалим, 2:30; Йахаве Даат, 4:52; Р. Мордехай Элияу, Техумим, том 7; Законы благословений (изд. Artscroll), стр. 283; Правила благословений, р. Боднер, стр. 395.
  13. См. Седер Бирхот ха-Неенин, 6:7; однако см. также Шевет ха-Леви, 6:165.
  14. См. Кафтор ве-Ферах, 56, цит. в Тшувот ха-Радбаз, 1:966 (551).
  15. Там же.
  16. См. Биркей Йосеф, Йоре Дэа, 294:4.
  17. См. респонсу Радбаза, 3:996 (551).
  18. См. Биркей Йосеф, Орах Хаим, 203:1,  Йоре Дэа, 294:4.
  19. Хазон Иш, Орла, 12:3.
  20. “Путеводитель по благословениям” р. Йеуда Калман Марлоу; см. Седер Бирхот ха-Неенин, 6:6.
  21. Маген Авраам, Шулхан Арух, Орах Хаим, 203:1; похоже, это мнение Шулхан Арух ха-Рав, в котором не упоминается никаких требований к росту растения.
  22. См. Мишна Брура, 203:3.
  23. Мишна Брура, 203:3, пишет, что существует спор на тему того, нужно ли на плоды растения, которое выросло ниже, чем на три тефаха, произносить благословение боре при ха-эц и добавляет, что принят все же благословлять на них боре при ха-адама. Тем не менее, рабби Моше Файнштейн пишет в Игрот Моше, Орах Хаим, 1:85, что этот обычай принят далеко не всеми. Поэтому, если человек не относится к общине, которая придерживается обратного обычая, то на плоды низкорослого растения ему нужно произносить боре при ха-эц. Кроме того, если есть сомнения в том, насколько высоким выросло это растение, все равно следует читать боре при ха-эц.
  24. См. Шулхан Арух ха-Рав, Орах Хаим, 203:1, Седер Бирхот ха-Неенин, 6:6-7; “Путеводитель по благословениям” р. Йеуда Калман Марлоу; см. также Игрот Моше, Орах Хаим, 1:85, по поводу этого обычая.

  25. Игрот Моше, Орах Хаим, 1:85.
  26. Хайей Адам, 51:19 (смотри однако и Мишпатей ха-Арец, гл. 1, 12, где сказано, что он на самом деле имеет в виду другую ягоду); а также см. Тшувот Мааршам, 1:196, Мишна Брура, 203:1; “Путеводитель по благословениям” Ортодоксального Союза по кашруту.
  27. Таз, Орах Хаим, 204:8, Арух ха-Хулхан, Йоре Дэа, 294:18; Ветен Браха (Правила благословений, р. Боднер, стр. 395, Везот ха-Брахот, стр. 401, 59; Законы благословений (изд. Artscroll), стр. 282. Для изучения более углубленного обсуждения статуса малины см. Сапирим, Тишрей 5770 (Сентябрь 2009).
  28. См. Шулхан Арух ха-Рав, Орах Хаим, 203:1, Седер Бирхот ха-Неенин, 6:6-7; “Путеводитель по благословениям” р. Йеуда Калман Марлоу.

 

Запись Почему банан – это овощ? впервые появилась Имрей Ноам.

Источник

#acjc #crimeajewishcongress #jewishcrimea #Jewish #crimea #israel #израиль

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов статей, а также с точкой зрения авторов комментариев.
Ответственность за достоверность изложенной в статьях информации несут авторы.
Работы публикуются в авторской редакции.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в статьях.
Обнаружив недопустимые или неточные материалы, свяжитесь с нами.
Если вы обнаружили контент с вашего сайта (например, статью, изображение, видео или поврежденную ссылку) и хотите, чтобы он был удален, сообщите нам об этом.
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+