Вопрос:

Буквально на днях скончался отец одного моего друга-католика, и часть похорон должна проходить в церкви. Еще очень близкий друг из нашей компании, он религиозный евреей, сказал, что не сможет присутствовать по религиозным соображениям. Я действительно уважаю соблюдающих евреев и потому спрашиваю: в чем заключается такая большая проблема, чтобы войти в не еврейское священное место, чтобы проявить уважение к покойному и его семье? В конце концов, это ведь просто здание. И может ли друг, религиозный еврей, хотя бы присутствовать на поминках?

Ответ:

Вход в церкви

Согласно еврейским законам, для простого еврея нет никаких проблем с посещением не еврейских похорон или не еврейского кладбища (если только он не является коэном).(1) Однако с тем, чтобы непосредственно войти в церковь, все же есть сложности.(2)

Иудаизм рассматривает веру и богослужение как нечто очень сильное и оказывающее влияние. Так, например, синагога – место, где евреи собираются вместе, чтобы молиться и различными способами выражать свою веру в Бога, – считается святым местом, и есть много законов относительно того, что можно и что нельзя там делать.

Как люди веры, мы считаем и других людей веры искренними в своих убеждениях. Таким образом, не еврейский дом богослужения – это больше, чем просто здание. Это место, где религия оживает, и, следовательно, церковь – это место, где христианство и его учения становятся ощутимыми в такой степени, что пронизывают собой даже само здание.

А для верящего в Бога человека это имеет серьезные последствия. Вы не можете просто войти в церковь без того, чтобы в вас проник какой-либо аспект церковного религиозного опыта. И каким бы подсознательным этот опыт ни был, он несовместим с еврейской верой и соблюдением иудаизма. Утверждать, что церковь не что иное, как просто здание, значит обесценивать мощнейшую атмосферу этого дома богослужения, что на самом деле является неуважением к верующим людям, кроме того, это как минимум наивно.

Верующий человек – независимо от того, какой именно веры он придерживается – может понять этот момент и прочувствовать. Он считает, что символика его религии имеет смысл, и он видит реальную силу в ритуалах, которые выполняет. Он понимает, что, когда другой человек принимает участие в религиозной церемонии в своем или его месте богослужения, он не может находиться там просто как одинокий сторонний пассивный наблюдатель, но лишь как участник происходящего, который не может уйти, не подвергнувшись неким духовным изменениям, которые несет в себе эта церемония.

Конечно, неверующий может посчитать все это очень глупым и надуманным, однако это не значит, что он прав. Учитывая, что, как вы пишете, вы уважаете религиозных евреев, я ожидаю с вашей стороны, что вы так же уважаете и убеждения других.

Поминки, бдение и открытые гробы

Объясняя, что главная проблема не в самих похоронах, а где (и как) они проводятся, мы теперь можем обратиться к вашему вопросу о присутствии на поминках.

По многим причинам, которые сейчас мы не будем обсуждать, у евреев нет традиции поминок, а также прощания с умершим у открытого гроба. Поэтому поминки не соответствуют еврейским традициям церемонии погребения. В крайнем случае, если есть необходимость, и только после консультации с раввином относительно конкретной ситуации, еврею может быть разрешено посетить поминки, чтобы проявить уважение к скорбящим и не ставить их в неудобное положение, однако при этом все же запрещено смотреть на лицо покойного.

Когда дело доходит до бдения у гроба, ответ зависит от того, какой смысл в него вкладывает семья покойного. Первоначально бдение означало именно религиозный обряд или церемонию, что, конечно, может быть проблематично с еврейской точки зрения. Однако в настоящее время религиозная подоплека этого ритуала часто сведена к минимуму или не существует вообще, а само бдение больше может напоминать поминки – сейчас оно скорее необходимо для того, чтобы облегчить страдания родных и собрать вместе окружение покойного, чтобы продемонстрировать некое противостояние смерти. Тем не менее, бдение по-прежнему имеет разные значения в разных культурах, и нужно попытаться выяснить, что именно подразумевается под участием в этой церемонии в данном конкретном случае.

Вся вышеизложенное вкратце описывает общую картину того, как еврейский закон подходит к вопросу о посещении церквей и присутствии на не еврейских похоронах.

Тем не менее, каждая ситуация индивидуальна и имеет свои особенности и нюансы, и есть множество факторов, которые необходимо учитывать. Поэтому важно всегда проконсультироваться с компетентным раввином, который сможет более подробно изучить вашу ситуацию и подсказать точнее, как поступить в каждом конкретном случае.

Давайте молиться за тот день, когда Всевышний «Уничтожит смерть навеки, и сотрет Господь Бог слезы со всех лиц»!(3)


Сноски

  1. См., например, Талмуд, Бава Меция 114a.
  2. См. Шулхан Арух, Йорэ Деа 150:1; Шах, Йорэ Деа 149:1; Даркей Тшува 150:2; Игрот Моше, Йорэ Деа 3:129:6.
  3. Йешаяу 25:8.

Запись Почему евреям не стоит ходить на церковные похороны? впервые появилась Имрей Ноам.

Источник

#acjc #crimeajewishcongress #jewishcrimea #Jewish #crimea #israel #израиль

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов статей, а также с точкой зрения авторов комментариев.
Ответственность за достоверность изложенной в статьях информации несут авторы.
Работы публикуются в авторской редакции.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в статьях.
Обнаружив недопустимые или неточные материалы, свяжитесь с нами.
Если вы обнаружили контент с вашего сайта (например, статью, изображение, видео или поврежденную ссылку) и хотите, чтобы он был удален, сообщите нам об этом.
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+