Вопрос раввину:

Уважаемый рав!

Читая Тору, я с удивлением обратил внимание на то, что когда к праотцу Аврааму приходят ангелы, которых Всевышний отправил к нему в человеческом облике, чтобы известить о скором появлении на свет наследника, Ицхака, он подает им «масло, и молоко, и теленка, которого приготовил».1 Но разве это не является нарушением запрета на совместное употребление мяса и молока?

Ответ:

Что ж, на ваш вопрос есть несколько ответов.

Самый простой состоит в том, что эта история произошла задолго до того, как евреям на горе Синай была дарована Тора, а потому законы кашрута, как и остальные законы Торы, еще не были обязательными. Однако на это можно возразить словами  Талмуда, который утверждает, что наш праотец Авраам соблюдал всю Тору, включая правила, касающиеся кашрута, хотя и не был обязан.2

Внимательное рассмотрение приведенного вами стиха указывает на то, что сам Авраам с ангелами трапезу не разделял. Он лишь выступал в качестве радушного хозяина, желавшего услужить своим гостям, а потому подал лучшее из того, что у него было – масло, молоко и мясо, при этом сам не садясь за стол, как сказано «и поставил перед ними, а сам стоял подле них под деревом, и они ели».3

Учитывая, что перед застольем Авраам дал путникам воды для омовения ног, он очевидно полагал, что они были неевреями,4 да и в принципе тогда не было других евреев, кроме как его учеников и последователей. А раз так, то эти люди не должны были ограничивать себя какими-либо запретами в пище, кроме относящихся к заповедям сыновей Ноаха, и хотя сам Авраам соблюдал кашрут, он не видел причин, по которым его личные устрожения должны уменьшить удовольствие его гостей от еды.5

Но что же насчет ангелов? Как они, самые близкие к Всевышнему существа, могли есть некошерную пищу?

Согласно одному мнению, ангелы вообще не ели, потому что такие высокодуховные сущности не нуждаются в питании: они просто делали вид, что пробуют поданные блюда, из уважения к хозяину.6

Однако есть мидраш, согласно которому это не было проявлением этикета, потому что на самом деле ангелы могли есть мясо и молоко вместе. Спустя годы, когда Моше Рабейну предстояло передать евреям Скрижали с десятью заповедями, ангелы возразили Всевышнему в Его желании это сделать, спросив, неужели смертный человек заслуживает такого величайшего сокровища Бога как Тора? На что Моше, как бы мы сейчас сказали «в типичной еврейской манере», ответил на их вопрос своим собственным вопросом и, обращаясь к ангелам, спросил (среди прочего): «Вот вы знали все законы Торы еще много лет назад. Однако разве это помешало вам наслаждаться трапезой у Авраама, где были поданы и молоко, и мясо?» Ангелы не ответили, а все остальное – уже история.7

Но есть и еще одно мнение. В некоторых комментариях указывается, что в стихе чётко написано: сначала Авраам подавал молочные продукты – масло и молоко, а лишь затем мясо.8 А поскольку в соответствии с еврейским законом мясную пищу можно употреблять практически сразу после молочной (за исключением некоторых выдержанных сыров) – конечно, при условии, что человек тщательно промоет рот и очистит руки после мяса, – в истории с ангелами не было никакой проблемы.9 Следовательно, вся трапеза была абсолютно кошерной.

Искренне ваш,

рав Барух С. Дэвидсон


Сноски

  1. Берешит, 18:8.
  2. Мишна, Кидушин, 4:14.
  3. Берешит, 18:8.
  4. В те времена многие идолопоклонники поклонялись песку, поэтому Авраам хотел, чтобы путники перед входом в его дом омыли ноги от дорожной пыли.
  5. См. Ликутей Сихот, т. 5, стр. 148; и там же стр. 193, примечание 63.
  6. Талмуд, Бава Мециа, 86б, и Мидраш Раба, цит. в Раши, Берешит, 18:8.
  7. Цит. в Тосафот, Бава Мециа, 86б, “Нир’ин К’охлин”.
  8. Баалей а-Тосафот, Хизкуни, и др. на Берешит, 18:8.
  9. Для более подробной информации читайте статью “Законы. Обязанность ждать после молочного”.

Запись Почему праотец Авраам не соблюдал законы кашрута? впервые появилась Имрей Ноам.

Источник

#acjc #crimeajewishcongress #jewishcrimea #Jewish #crimea #israel #израиль

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов статей, а также с точкой зрения авторов комментариев.
Ответственность за достоверность изложенной в статьях информации несут авторы.
Работы публикуются в авторской редакции.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в статьях.
Обнаружив недопустимые или неточные материалы, свяжитесь с нами.
Если вы обнаружили контент с вашего сайта (например, статью, изображение, видео или поврежденную ссылку) и хотите, чтобы он был удален, сообщите нам об этом.
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+