Во все праздники есть заповедь радоваться, но во время праздника Суккот радости уделяется особое внимание. Как отмечает Мидраш,1 Тора выделяет повеление радоваться в Суккот три раза (в отличие от Шавуота, когда нам один раз велят это делать, и Песаха, когда прямого повеления радоваться у нас нет вообще).2

Кроме того, в наших праздничных молитвах каждому празднику (хаг – так называются три праздника, упомянутые в Торе) дается собственное описание: Песах – это «время нашего освобождения», Шавуот – «время Дарования Торы», а Суккот – просто «время нашей радости»!

Почему таким образом выделен Суккот?

 

Время сбора урожая

На самом базовом уровне ответ дает сама Тора. Мы читаем: «И праздник Суккот совершай семь дней, когда уберешь [урожай] с гумна и из винодельни твоей. И радуйся в праздник твой – ты, и сын твой, и дочь твоя, и раб твой, и левит, и пришелец/, и сирота, и вдова, которые во вратах твоих».3 Очевидно, эта дополнительная радость вызвана тем, что наши закрома после сбора урожая уже были заполнены. Основываясь на этом, Мидраш4 объясняет, почему Тора прямо не повелевает нам радоваться Песаху, а велит нам это лишь относительно праздника Суккот.

Во время Песаха Всевышний ведет суд, по результатам которого определяется наш урожай на будущий год – мы еще не знаем, каким он будет, поскольку собираем его только после праздника. В Шавуот же мы уже собрали зерно и потому можем радоваться, но еще не собрали плоды деревьев, поэтому радость упоминается только один раз. Но, как заключает Мидраш: «В Суккот, когда души получили оправдание… и, кроме того, мы уже собрали не только зерно, но и фрукты, заповедь радоваться в праздник упоминается уже трижды».

Прочтите внимательно слова Мидраша и вы обнаружите, что мы счастливы не только из-за того, что у нас запасен такой обильный и разнообразный урожай – оправданы наши души! С этой точки зрения, радость от урожая намного глубже, чем мы думали изначально.

 

Между зерном и фруктами

Все, что происходит в естественном порядке мира вокруг нас, является лишь отражением более глубокой духовной истины. Таким образом, осознавая значение сбора урожая, мы можем лучше понять и значение праздника Суккот.

Прежде всего, мы должны понять разницу между сбором зерна (который отмечается в Шавуот) и сбором плодов деревьев.5

Во-первых, что касается зерна, то, чтобы вырастить злаковые и собрать урожай, не надо тратить так уж много времени. Всего несколько недель или месяцев с момента посадки до созревания – и вы уже можете наслаждаться щедростью урожая.

Однако с фруктами иначе: иногда может пройти много лет, прежде чем вы наконец сможете насладиться «плодами своего труда».

Кроме того, чтобы взошла и созрела пшеница, от нас требуется гораздо меньше усилий, чем для того, чтобы вырастить плодовое дерево до его зрелости.6

С другой стороны, урожай зерна соизмерим с количеством посеянных семян. Однако плодовое дерево, вырастающее из одного семени, может приносить изобилие плодов десятки лет. Таким образом, фрукт несравним с тем, что в него было вложено.

Плоды с Дерева Тшувы

 

Разницу между зерном и фруктами можно сравнить с разницей между служением Богу цадика, праведника, и служением бааль тшува, раскаявшегося.

Праведник идет прямым и узким путем без особых забот и усилий. И, когда у него возникает вопрос, что делать, он обращается к Торе и следует ей. Поэтому его сравнивают с зерном, которое можно вырастить и собрать урожаем за относительно короткий промежуток времени с минимальной затратой усилий.

Зато бааль тшуву сравнивают с фруктовым деревом. Чтобы в конечном итоге получить плод, требуется много усилий и времени, преодоление множества препятствий, зигзагов и поворотов судьбы. Но именно из-за этого, когда он, наконец, собирает урожай, то он изобилен – так урожай несравним с посаженным семенем, которое было всего одно.

Богослужение праздников Песаха и Шавуота сравнивают со служением цадика. Он тоже празднует, но с ограничениями, поскольку все, взошло, зависит только от того, что было посажено.

Мы знаем, что вскоре после дарования Торы (в Шавуот) евреи согрешили с золотым тельцом и только в Йом Кипур они полностью раскаялись – и Всевышний простил им этот грех. Таким образом, Бог установил, что Йом Кипур должен быть назначен Днем Искупления, днем, посвященным Божественному служению баалей тшува.

В Суккот, который наступает сразу после Йом Кипура, мы празднуем урожай баалей тшува, который, как уже было сказано, сравнивают с урожаем фруктов. Чтобы его получить, требуется много работы, времени и решимости, но урожай восхитительных фруктов несравним с тем, что было посажено.

Таким образом, Мидраш говорит нам, что мы празднуем Суккот, потому что не только «души получили оправдание», но и мы сами собрали благодатные плоды.

Вот почему в Суккот Тора трижды использует термин «радость». Ибо, согласно еврейскому закону, когда что-то повторяется три раза, это хазака – нечто, приобретающее галахический статус постоянства. Таким образом, наша задача в Суккот – довести состояние радости и счастья до апогея и затем пронести его через весь год!

Сноски

1. Ялкут Шимони, Эмор, ремез 654.

2. Ваикра, 23:40; Дварим, 16:14-15.

3. Дварим, 13-14.

4. Ялкут Шимони, Эмор, ремез 654.

5. Toрат Менахем, т. 10, с. 33.

6. См. Ликутей Тора, Бехукотай, 49д.

Запись Почему Суккот счастливей других еврейских праздников? впервые появилась Имрей Ноам.

Источник

#acjc #crimeajewishcongress #jewishcrimea #Jewish #crimea #israel #израиль

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов статей, а также с точкой зрения авторов комментариев.
Ответственность за достоверность изложенной в статьях информации несут авторы.
Работы публикуются в авторской редакции.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в статьях.
Обнаружив недопустимые или неточные материалы, свяжитесь с нами.
Если вы обнаружили контент с вашего сайта (например, статью, изображение, видео или поврежденную ссылку) и хотите, чтобы он был удален, сообщите нам об этом.
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+