Вопрос
раввину:

Я слышал, что Талмуд запрещает хвалить людей. Неужели это правда? И, если да, то почему?

Ответ:

В трактате Бава Батра (164а) Талмуд приводит высказывание рава Дими:
«Никогда не стоит хвалить ближнего, потому что в конце концов это может
привести к его порицанию».

Эти слова Талмуда, на первый взгляд, подтверждают то, о чем вам сказали, и,
действительно, запрещено хвалить людей. Из слов Талмуда очевидна причина
запрета: «потому что в конце концов это может привести к порицанию».

Однако сказать, что запрещено хвалить в любых ситуациях и при любых
обстоятельствах, будет неправильно. Мы не раз можем убедиться, что еврейские
мудрецы не скупились на похвалу.

Так, к примеру, в трактате Пиркей Авот (2:8) сказано, что раббан Йоханан бен Закай хвалил своих учеников.

А царь Шломо сказал:

«Когда торжествуют праведники, велика слава, но, когда возвышаются нечестивые, лучше спрятаться» (Мишлей, 28:12).

Поясняет Рабейну Йона (Шаарей Тшува, 1:18): «праведники уважают и славят людей за любое доброе свойство, а нечестивые злодеи ищут только недостатки и ошибки».

И еще сказал царь Шломо:

«Человек (познается) по мере славы своей» (Мишлей, 27:21).

Комментирует рабейну Йона (Шаарей Тшува, 3:158): «достоинства человека можно узнать по тому, что он хвалит: если он хвалит добрые дела и мудрецов, и праведных, — знай, что в нем много доброго».

Рамбам в законах о нравах (6:3) пишет, что заповедь любить ближнего включает в себя обязанность отзываться о людях хорошо и хвалить их.

Если так, нам нужно понять, при каких же обстоятельствах запрещено хвалить
ближнего.

В поисках ответа обратимся к словам Рамбама в предисловии к его комментарию
на Пиркей Авот. Здесь из его слов видно, что запрещено хвалить только в
присутствии многих людей
, поскольку среди них могут оказаться и те, кто
выскажет возражения и даже станет критиковать человека,
которого только что похвалили
[1].

А из сказанного Рамбамом в его монументальном труде Яд а-хазака (Законы нравов, 7:4) мы учим, что запрещено еще хвалить
в присутствии ненавистников, даже если при этом нет множества людей.

Великий комментатор Талмуда Раши считает (Эрхин, 16а), что рав Дими имеет в виду ситуацию, когда человека слишком много хвалят. В таком случае есть опасение, что даже тот, кто хвалит, в итоге выскажет и какую-то критику, поскольку, если уж человека обсуждают и настолько хвалят, то могут подумать: почему бы не припомнить и другие его стороны, ведь это живой человек, а не ангел. Того же мнения придерживается ряд комментаторов и законодателей.

Запрещено еще хвалить ближнего таким образом, чтобы из этой похвалы можно было сделать вывод, что во всем остальном он не идеален. К примеру, если скажут про повара: «Этот повар умеет прекрасно заваривать чай», — в этом случае слушатели могут понять, что ничего другого он не умеет вкусно готовить.

И все же пишет Рабейну Йона (Шаарей Тшува, 3:126), что того, кто известен многим как праведный человек, который никогда не грешит, нет запрета прославлять в присутствии многих или много его хвалить, или хвалить в присутствии его ненавистника или завистника. Причина следующая: этого известного праведника никто не сможет опорочить, а если даже кто-то попробует это сделать, ему не поверят. Подобное этому пишет и Виленский Гаон в комментарии на трактат Мегила.

Кроме того, существует запрет хвалить ближнего, если такая похвала может нанести
ему ущерб. К примеру, если кто-то побывал в гостях у очень гостеприимного
хозяина, а на следующий день в людном месте начинает говорить: «Пусть Всевышний
благословит такого-то за его чудесное гостеприимство!» Услышав это, люди пойдут
к тому потоком и будут стараться оказаться у него в гостях, что может даже
довести человека до разорения.

Об этом сказал царь Шломо:

«Если кто благословляет ближнего своего громким голосом рано поутру – (как) проклятье зачтется ему» (Мишлей, 27:14).


      Сноски

[1] Хафец Хаим пишет: если мы уверены, что это не
приведет к критике (к примеру, если публика с ним не знакома), тогда это не
запрещено.

Запись Почему Талмуд запрещает хвалить людей? впервые появилась Имрей Ноам.

Источник

#acjc #crimeajewishcongress #jewishcrimea #Jewish #crimea #israel #израиль

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов статей, а также с точкой зрения авторов комментариев.
Ответственность за достоверность изложенной в статьях информации несут авторы.
Работы публикуются в авторской редакции.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в статьях.
Обнаружив недопустимые или неточные материалы, свяжитесь с нами.
Если вы обнаружили контент с вашего сайта (например, статью, изображение, видео или поврежденную ссылку) и хотите, чтобы он был удален, сообщите нам об этом.
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+