Одиннадцать ответов на один простой вопрос.


Пророк Йешаяу1 говорит нам: «И назовешь субботу блаженством, отдашь дню, посвященному Господу, дань уважения».

Обращая внимание на то, что этот стих требует, чтобы мы одновременно радовались Шабату и уважали его, наши мудрецы объясняют, что человек оказывает Шабату уважение, надевая особую чистую одежду, а радуется ему, наслаждаясь хорошей едой и напитками.2

Во времена Талмуда3 рыба считалась особым деликатесом, поэтому блюдами из нее часто наслаждались в Шабат. Мудрецы даже приводят известную историю о том, как некий довольно скромно живущий еврей по имени Йосеф настолько уважал Шабат, что в честь него во что бы то ни стало всегда по пятницам приобретал на рынке рыбу. Благодаря этому однажды он удостоился обнаружить в животе купленной рыбы драгоценный камень и стал очень богат.

Может показаться, что употребление рыбы по Шабатам — это просто что-то из области вкусовых предпочтений, и, если кто-то предпочитает рыбным блюдам другие, то нет причин специально готовить именно их.

Однако еврейские мистики объясняют, что во время субботней трапезы отведать рыбу необходимо.4 В Шулхан Арух а-Рав приводится такое мнение каббалистов:5

«Желательно быть скрупулезным и есть рыбу во время каждой (субботней) трапезы, кроме случаев, когда [физическое состояние человека таково, что употребление в пищу] рыбы ему вредно или он не любит ее, то есть это приносит ему дискомфорт, а не удовольствие – а ведь Шабат был дан для наслаждения и удовольствия».

На протяжении многих поколений евреи щепетильно относились к этому вопросу, подавая рыбу на шабатний стол. В Галахе даже обсуждается весьма распространенная в древние времена ситуация, когда рыбаки-неевреи пользовались случаем и специально завышали цены на рыбу перед Шабатом из-за того, что на нее повышался спрос.

Итак, существует множество причин, по которым появился обычай есть рыбу в Шабат. Вот одиннадцать из них.

1. Тройное благословение

Рабби Цви Элимелех из Динова, известный как Бней Исахар, объясняет, что в течение шести дней творения Всевышний отдельно благословил три своих творения:

  1. В четверг Он благословил рыбу.

«И благословил их Всесильный, сказав: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воду в морях…»6

  • В пятницу Он благословил человечество.

«И благословил их (Адама и Еву) Всесильный, и сказал им Всесильный: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и овладейте ею, и владычествуйте над рыбами морскими…»7

  • В Шабат благословение было особенным.

«И благословил Всесильный день седьмой, и освятил его…»8

«Тройная нить не скоро порвется»,9 — говорит Писание. Таким образом, было решено объединить все три творения Творца, выделенных благословениями. И тот, кто употребляет рыбу в Шабат, наделяется тройным благословением Пресвятого:10

Благословит тебя Господь и охранит тебя.

Будет благосклонен к тебе Господь и помилует тебя.

Будет благоволить к тебе Господь и пошлет тебе мир.11

2. Число 7

В Шабат, седьмой и последний день недели, мы едим продукты, связанные с числом семь. На иврите числовое значение слова «рыба» — דג (даг) — именно семь.12

3. Души праведных

Мистики объясняют, что, если душам праведников надлежит вернуться на землю, они часто перевоплощаются в рыб, которые едины со своим окружением.

В отличие от других живых существ, разрешенных евреям в пищу, рыбу не нужно убивать специальным способом, поэтому она не может стать некошерной из-за ненадлежащего приготовления или повреждения внутренностей.

В Шабат, особенный святой день, полный духовной силы, у нас есть дополнительные заслуги и энергия, чтобы помогать этим душам становиться еще выше, используя их для выполнения заповеди наслаждаться Шабатом.13

4. Легкий подъем

В иудаизме известна такая концепция, что все творения этого мира таят в себе Божественные искры святости, которые мы, пользуясь ими в соответствии с Галахой, раскрываем, помогая вознестись им к Источнику.

В отличие от мяса животных и птиц, которое требует особого процесса обработки для того, чтобы пища была кошерной и заложенная в них искра была готова к вознесению, рыба, как уже говорилась, в дополнительной обработке не нуждается. Таким образом, поедание рыбы в Шабат символизирует то, что в этот священный день нет необходимости в дополнительной работе, помогающей возносить Божественные искры.14

(Кроме прочего, это еще одна из причин, почему в трапезе, в ходе которой подают и рыбу, и мясо, по укоренившемуся обычаю сначала нужно употребить рыбные блюда. В первую очередь мы принимаемся за пищу, которую легче духовно вознести, а затем переходим к более сложным в этом отношении продуктам.15)

5. Жажда каждой капли Торы

Подобно тому, как рыба живет в воде, что имеет решающее значение для ее выживания, евреи должны в своей повседневной жизни оставаться погруженными в Тору, которую сравнивают с водой, как сказано: «Все жаждущие, идите к водам».16 Это выразительно объясняется в талмудической притче о лисе и рыбах.17

«Шла лисица по берегу реки и видит: рыбы мечутся в большой тревоге. Спрашивает их лисица:

— От кого вы бежите, рыбы?

— Спасаемся, — отвечают они, — от сетей, закинутых в реку, чтоб изловить нас.

— Так выходите лучше на берег, — советует лисица, — заживём мирно вместе, как жили когда-то мои и ваши предки.

Отвечают ей рыбы:

— Про тебя, лиса, говорят, что ты умнейшее из животных, а рассуждаешь не лучше глупца. Если в реке, где нам назначено жить, мы оказались в такой опасности, то как же мы решимся выйти на сушу, где нас ждёт верная гибель?»

Интересно, что, хотя рыбы и находятся постоянно в воде, сказано, что, когда в водоемы падают капли дождя, они подплывают к поверхности и открывают рты, чтобы схватить эти капли, будто еще ни разу в жизни не пробовали воды. Точно так же та часть еврейского народа, которая постоянно погружена в изучение Торы, по Шабатам прилагает особые усилия, чтобы усвоить новые толкования.

Кроме того, в Зоар написано, что седьмой день недели посвящен духовности и вопросам души, ведь Тора была передана сынам Израиля на горе Синай именно в Шабат.18

6. Без век

У рыб нет век, благодаря чему их глаза всегда открыты. Мы едим рыбу в Шабат, подразумевая, что «глаза» Всевышнего всегда смотрят на нас, наблюдая за нашей жизнью с любовью и состраданием.19

7. Первые из живых существ и источник жизни для всей недели

Рыбы — первые из сотворенных Богом живых существ, а Шабат – по сути это источник жизни для всей следующей за ним недели. Поэтому принято начинать шабатнюю трапезу с рыбы.20

(Следует отметить, что существуют дополнительные галахические причины, по которым рыбные блюда должны быть поданы перед мясными.21)

8. Более возвышенные

Во время Великого Потопа во времена Ноаха наряду с людьми были наказаны и наземные животные: они совратились и спаривались со зверями, не принадлежащими к их виду.22

Однако рыбы чудесным образом смогли выжить в водах Потопа, поскольку не были подвержены греху.

В Шабат, когда мы празднуем самый духовно возвышенный день недели, вполне уместно делать это, употребляя самые возвышенные в духовном отношении творения.23

9. Рыбалка для заповеди

Как мы уже говорили, обычно кошерные животные прежде, чем евреи смогут употребить их в пищу, требуют выполнения определенных заповедей (например, им необходим кошерный убой, особая обработка — удаление крови из мяса и т.д). Как уже было сказано, рыба в этом вопросе исключение.

В связи с приготовлением и употреблением рыбы не существует никаких особых заповедей или ритуалов. Поэтому, чтобы восполнить этот недостаток, мы едим рыбу в Шабат и таким образом ассоциируем эти создания с великой заповедью помнить и соблюдать седьмой день.24

10. Пропавшее блюдо

Мидраш говорит нам, что ман – пища, падавшая с небес во время странствий еврейского народа по пустыне, —  имел все вкусы, которые только можно было представить и пожелать, за исключением… вкуса рыбы. Именно поэтому евреи роптали: «Помним мы рыбу, которую ели в Египте…».25

Отсутствие возможности кушать рыбу в пустыне стало причиной их недовольства. Потому теперь у нас есть обычай готовить в честь Шабата рыбные блюда, демонстрируя, что мы благодарны Богу и что наше наслаждение Шабатом «полное».

То, что когда-то стало символом нашей обиды на Всевышнего, сделалось символом благодарности.26

11. Ливьятан в эпоху Машиаха

Наша традиция говорит, что Шабат — это возможность почувствовать вкус Олам а-Ба, Грядущего Мира, который упоминается как «день, олицетворяющий Шабат».

Поскольку одним из блюд, которые будут подавать на большом празднике, когда придет Машиах, является ливьятан (наподобие огромного кита), у нас есть обычай есть в Шабат рыбу.27

Следуя этому обычаю, мы также демонстрируем свое стремление скорее встретить праведного Машиаха.

Так пусть же мы удостоимся того, чтобы он пришел в скором времени, в наши дни!

Сноски

  1. Йешаяу, 58:13.
  2. Мехильта, Паршат Бо, 9; Сифра, Эмор, 12.
  3. См., напр., Талмуд, Шабат, 118б.
  4. См. Сидур Адмор а-Закен, Седер Сеуда Шлишит.
  5. Шулхан Арух а-Рав, Орах Хаим, 242:7, цит. Маген Авраам, 242:1; см. также Сидур Адмор а-Закен, Седер Сеуда Шлишит; см. Ликутей Сихот, т. 31, с. 192, прим. 15.
  6. Берешит, 1:22.
  7. Берешит, 1:28.
  8. Берешит, 2:3.
  9. Коэлет, 4:12.
  10. Бемидбар, 6:24-26.
  11. Бней Исахар, Маамарей а-Шабатот, 1:11.
  12. Минхаг Исраэль Тора, Орах Хаим, 274:1.
  13. Эмек а-Мелех, Шаар Тикуней а-Тшува, 5; Мегале Амукот, Ваэтханан, 52; Маамарей Адмор а-Закен, а-Кецорим, стр. 9, Иньяним, с. 410 (старое издание).
  14. См. Бен Иш Хай, Ваера, Шана, 2:19.
  15. См. Ликутей Тора, Беаалотха, 33б. См. ниже «7. Первый курс».
  16. Йешаяу, 55:1.
  17. См. Талмуд, Брахот, 61б.
  18. Респонсы Сиах Ицхак, 124.
  19. Эмек а-Мелех, Шаар Тикуней а-Тшува, 5; Минхат Яаков, цит. в Минхаг Исраэль Тора, Орах Хаим, 274.
  20. Торат Эмет, Моадим (начало).
  21. Каф а-Хаим, 157:38, осн. на Рамбам, Хилхот Деот, 4:7.
  22. Мидраш Берешит Раба, 28:8.
  23. Бейт Исраэль, цит. в Минхаг Исраэль Тора, Орах Хаим, 274.
  24. Рабби Менахем Мендл из Коцка в Амуд а-Эмет, с. 72.
  25. Бемидбар, 11:5.
  26. Сефер Торат Эмет, Экев.
  27. Мишна Брура в Биур Галаха, 242:6.

Источник статьи

Запись Почему в Шабат принято есть рыбу? впервые появилась Имрей Ноам.

Источник

#acjc #crimeajewishcongress #jewishcrimea #Jewish #crimea #israel #израиль

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов статей, а также с точкой зрения авторов комментариев.
Ответственность за достоверность изложенной в статьях информации несут авторы.
Работы публикуются в авторской редакции.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в статьях.
Обнаружив недопустимые или неточные материалы, свяжитесь с нами.
Если вы обнаружили контент с вашего сайта (например, статью, изображение, видео или поврежденную ссылку) и хотите, чтобы он был удален, сообщите нам об этом.
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+