Когда кончается Шабат, во время Авдалы мы говорим благословение над специальной авдольной свечой и по обычаю, поднимая руки, смотрим при ее свете на свои ногти.

Польза от пламени свечи

Основная причина этого обычая заключается в том, что не следует произносить благословение на огонь, если находишься недостаточно близко к его свету и не можешь благодаря ему отличить одну от другой 2 монеты.(1) Но, не сделав Авдалу, нельзя брать в руки монеты. Поэтому придумали такой способ и постановили: вместо монет мы рассматриваем свои ногти в свете авдольной свечи, дабы удостовериться, что видна граница между ногтями и кожей.(2) И выбор в пользу ногтей был не так уж прост.

Символ благословения

Шабат — это время, когда мы отдаляемся от суеты будней и стремимся вернуться к той духовной чистоте, в которой Адам пребывал в Ган Эдене.  Перед наступлением новой недели в Шабат мы набираемся сил, а когда делаем Авдалу, смотрим на свои ногти, которые, кроме прочего, еще являются свидетельством сильного непрекращающегося благословения — они же никогда не перестают расти! И, глядя на них, мы молимся о том, чтобы браха такой же силы сопровождала нас в течение всей недели и несла процветание и успех.(3)

Но, конечно, существуют и другие причины.

То, что осталось от одежд Адама и Хавы

Согласно одному из Мидрашей, первоначально Адам и Хава были созданы так, что их кожа была покрыта “ногтевым слоем” — роговыми пластинками, благодаря которым они не нуждались в дополнительной одежде.(4)

Одна из причин, по которой мы произносим благословение над авдольной свечой, заключается в том, что, когда в результате грехопадения человека божественный свет перестал озарять мир, а солнце начало садиться и ознаменовало приближающийся конец Шабата, впервые настала настоящая ночь. Это очень напугало Адама. Будучи изгнанным из Ган Эдена, он подумал, что эта тьма часть наказания и непременно поглотит его. Тогда Бог вдохновил Адама на такую идею: он взял два камня, ударил их друг о друга — и вспыхнул огонь. В этот момент Адам вознес благодарственную молитву Всевышнему и произнес: «Благословен ты, Господь, Бог наш… создавший свет пламени».

А когда при свете огня Адам посмотрел на себя, он увидел, что “одежда”, покрывавшая его тело, похожая на ногти, исчезла, и единственное напоминание о ней осталось на пальцах рук и ног в виде ногтей.(5)

Огонь из-под ногтей

Согласно одному из комментариев, первый огонь, высеченный Адамом, фактически вышел из-под его ногтей. Поэтому мы и смотрим на свои ногти, произнося благословение на огонь.(6)

Подавление отрицательной энергии

Некоторые объясняют, что по мере того, как мы приближаемся к началу будней, мы должны подготовить себя, чтобы снова начать бороться с негативом, агрессией, отвечать на вызовы судьбы. Негативную энергетику в теле человека часто связывают с ногтями (именно поэтому перед Шабатом принято приводить их в порядок, а отстриженные кусочки необходимо утилизировать особым образом – выбрасывать в воду или, что предпочтительнее, сжигать (7) — и т.д.). Когда мы смотрим на свои ногти в свете авдольной свечи, мы как бы «ослабляем» находящуюся в них энергию нечистоты благодаря святости.(8)    

Двойственная природа вещей

В этом видится некий парадокс. Ведь мы раньше уже сказали, что ногти символизируют благословение, а теперь говорим о таящейся в них нечистоте. Как это можно понять?

Напоминая о грехе Адама, ногти символизируют то, что в одном даже таком маленьком творении, как ногти, могут сочетаться силы святости и нечистоты. Внутренняя часть ногтя, прилегающая к пальцу, олицетворяет чистоту той “ногтевой” оболочки человека, которая была ему дарована изначально, а внешняя, выходящая за пределы ногтевого ложа, говорит о том, что чрезмерный рост может привести к усилению развития недостатков, что похоже на грязь, которая скапливается под слишком длинными ногтями.

На что именно мы смотрим?

Кроме ногтей, смотрят еще и на тень, которую пальцы отбрасывают на ладонь (но не на сами ладони) и в линиях которой скрыто особое благословение(9). Поэтому обычай состоит в том, чтобы сложить пальцы таким образом, когда ногти и тени от них можно увидеть одновременно.(10)

Во многих общинах (11) есть обычай после этого повернуть ладони тыльной стороной, распрямить пальцы и снова посмотреть на ногти, чтобы увидеть их снаружи .(12)

В какой момент смотрим?

Существуют разные обычаи относительно того, когда именно следует смотреть на ногти, до или после произнесения благословения “…создавший свет пламени”.

Споры на эту тему сводятся к тому, по какой причине произнесят благословение. Если прежде всего это благословение ради восхваления Всевышнего за природный феномен огня (биркат ха-шевах), то благословение должно быть после того, как мы посмотрим на огонь – так же, как в случае с благословением после молнии или грома.

Однако, если подразумевается извлеченная польза (биркат ха-неенин) — как, например, в благословении перед едой, тогда сначала мы должны произнести благословение и лишь затем наслаждаться огнем и пользоваться его свойствами.

Поэтому сейчас в общинах (в том числе в Хабаде) чаще распространен обычай сначала сказать благословение, а потом уже посмотреть на ногти.(13)

 


Сноски

  1. Талмуд, Брахот, 51б и 53б.
  2. См. Пиркей Д’Рабби Элиезер, ч. 20; Сидур Рава Амрама Гаона; Рош, Талмуд, Брахот, 8:3; Тур, Орах Хаим 298; Шулхан Арух ха-Рав, Орах Хаим, 298:6.
  3. Рав Хай Гаон, цит. в Шаарей Симха, Хилхот Авдала; Тур, Орах Хаим, 298; Шулхан Арух ха-Рав, Орах Хаим, 298:6; Рабейну Йона, Мишна Брура, 298:3
  4. Пиркей Д’Рабби Элиезер, 14; Берешит Раба, 20:12.
  5. Мидраш, Коль Бо, 41. Исходя из этого, некоторые авторитеты предполагают, что женщины не должны смотреть во время Авдалы на свои ногти, так как грехопадение человека произошло по вине Хавы — см. Бадей ха-Шулхан, 96:12.
  6. Мидраш, Коль Бо, 41.
  7. Талмуд, Моэд Катан, 18а.
  8. Сефер Таамей ха-Минхагим 415.
  9. Рав Хай Гаон, цит. в Тур, Орах Хаим, 298.
  10. Это мнение следует учению Зоар, что во время Авдалы надо смотреть только на тыльную сторону пальцев, где расположены ногти, но не на внутреннюю, где ладонь. См. Зоар 1: 20б; Рема, Орах Хаим, 298: 3. Кроме того, рав Шнеур Залман из Ляд пишет в своем Сидуре, что пальцы при этом должны быть сложены таким образом, чтобы большой палец был прикрыт остальными. См. Пискей Сидур Адмур ха-Закен.
  11. Маген Авраам, Орах Хаим, 298:5, цит. Сефер ха-Каванот; Шулхан Арух ха-Рав, Орах Хаим, 298:6. 
  12. См.Шулхан Арух ха-Рав, Орах Хаим, 298:6.
  13. См. Сидур ха-Тания; Сидур Яавец; Сидур ха-Гра; Кицур Шалхан Арух, 96:9; Игрот Моше, Орах Хаим, 5:9:9. См. так же Мишна Брура, 296:31, которая считает, что нужно говорить благословение на огонь только после того, как посмотрел на ногти. Некоторые отмечают, что даже если благословение биркат ха-шевах, то достаточно было бы просто перед ним посмотреть на огонь, тогда как использование огня, чтобы увидеть границу между ногтями и кожей, приводит к выводу, что сначала нужно произнести благословение, которое в данном случае является биркат ха-неенин. Другими словами, произнося благословение до того, как посмотреть на ногти, мы удовлетворяем условия обоих мнений, а если поступаем наоборот, то только одного.

Запись Почему во время Авдалы мы смотрим на ногти? впервые появилась Имрей Ноам.

Источник

#acjc #crimeajewishcongress #jewishcrimea #Jewish #crimea #israel #израиль

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов статей, а также с точкой зрения авторов комментариев.
Ответственность за достоверность изложенной в статьях информации несут авторы.
Работы публикуются в авторской редакции.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в статьях.
Обнаружив недопустимые или неточные материалы, свяжитесь с нами.
Если вы обнаружили контент с вашего сайта (например, статью, изображение, видео или поврежденную ссылку) и хотите, чтобы он был удален, сообщите нам об этом.
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+