Семья «этрогов»

У господина Этроги было десять детей, которых он воспитывал совершенно одинаково, чтобы между братьями и сестрами не было зависти. Сыновья одевали черные брюки и белые рубашки, а дочери – платья в клеточку с ленточкой на голове. Все шли спать и вставали в одно время. Мальчики учились в одной школе и девочки – тоже. Когда возвращались – готовили уроки, а закончив, играли вместе в саду. Затем, вернувшись домой, вместе ужинали и одновременно ложились в постели.

Так прошли годы, прежде чем этот порядок был нарушен. Авраам отказывался идти в школу, Малка больше не хотела одевать вещи, которые ей покупали. Йосеф постоянно сидел на железных изгородях с подростками из соседнего района. Надзиратель в ешиве Шмуэля хотел выгнать его оттуда, поскольку тот не вставал на молитвы и не учился, как положено. Были и другие проблемы, которые здесь не место описывать…

Господин Этроги и его жена сокрушались в сердцах, они были сильно разочарованы и не могли понять, в чем была их ошибка как воспитателей. Ведь они так старались растить всех детей одинаково. Как же у них могли вырасти все эти «ивы» и «дикие мирты», в родовитой семье этрогов, которую они так долго создавали вместе?

Проблема, которую господин Этроги не мог понять, заключалась в том, что не все этроги одинаковы. Он не осознавал сложность воспитательного процесса – что детей невозможно вырастить по одному рецепту. Ведь каждый ребенок – это целый мир, и у каждого свои особые черты характера. Поэтому воспитательский подход должен приспосабливаться к каждому ребенку согласно его сущности и характеру, как сказал царь Шломо: «Воспитывай отрока согласно пути его, и когда он состарится, не свернет с него» (Мишлей 22:6).

Господин Этроги и его жена не видели зависть, горевшую в сердце Малки, когда она смотрела на обувь своих подруг из школьного класса. Они не замечали, что Йосеф ищет внимания и похвалы за каждую хорошую оценку, и что другой его младший брат не справляется с учебой и не может найти компанию. Но супруги заботились о том, чтобы все их дети учились в лучших престижных школах города, вне всякой связи с уровнем ребенка и его личными качествами. Они зарабатывали деньги, а детей своих «дрессировали» вовремя засыпать, вовремя вставать, вовремя есть и вовремя делать уроки.

Мы как родители должны понимать, что каждый ребенок – это личность со своими чертами характера, и потому у одного потребности могут отличаться от другого. Дети – это не «родовитые этроги», а в воспитании нет общего «конвейера». Каждый ребенок – произведение «ручной работы», требующее точности и большого терпения (Шулхан Моэд Арух).

 

Кто настоящий водитель?

«В суккот живите семь дней». Рабейну Бехайе написал в книге «Кад а-Кемах», что как человек трудится над строительством сукки, а затем наслаждается тенью над своей головой, которая защищает его от палящего солнца, так и над выполнением заповедей человек трудится в этом мире, чтобы затем сидеть под «тенью веры». Это тень Всевышнего в будущем мире, которая защитит нас от жара адского пламени. Ведь Всевышний подобен тени для Израиля, как сказано: «Б-г – тень твоя над правой рукой твоей».

Нужно помнить, что в мире совершенно нет места для отчаяния. Даже если ты все еще не идеален в исполнении заповедей, и у тебя происходит много падений, Всевышний тебя не оставит. С нами всегда будет пребывать Творец, и помни, что именно Он управляет миром, а мы – всего лишь плоть и кровь.

Один рав срочно выехал в Израиль давать лекции. В одном городе, где ему довелось побывать, он попросил некоего человека отвезти его в гостиницу. Войдя в машину, он заметил, что руль был не только на стороне водителя, но и на стороне пассажира. С удивлением он попросил у водителя объяснений.

Тот ответил: «У меня есть гиперактивный сын, который так возбуждается во время поездок, что может прыгнуть мне на руль и вызвать аварию. Поэтому я установил для него игрушечный руль и сказал: это твой руль, а это – мой… Теперь он думает, что тоже ведет машину, а я уже не волнуюсь, что он помешает мне посреди поездки».

Рав выслушал, а затем сказал водителю: «Спасибо Вам, Вы преподали мне важный урок веры».

Водитель не очень понял его слова, а рав продолжил: «Всевышний всем нам дает игрушечный руль, чтобы мы думали, будто управляем миром… Врач говорит: “Я тебя вылечу”, адвокат говорит: “Я тебе помогу”, судья говорит: “Я тебя в тюрьму посажу”. Но на самом деле все они держатся за игрушечный руль, все это – не в их руках. Настоящий руль есть только у Святого, благословен Он. Это Он лечит, помогает, спасает и т. д.»

Разве не очевидно, что здесь присутствует направляющая рука, которая ведет и создает образцовый порядок в творении? Как только поймем, что Всевышний является единственным водителем, а все остальные держатся за игрушечный руль, наша жизнь станет гораздо проще, и в ней останется немного меньше тревог.

Друзья мои, величие человека – в исполнении заповедей, именно когда он не понимает, как Б-г управляет миром. Это испытание, за которое мы получаем награду. Хотя заповедь кажется нам лишенной логики, мы верим, что Всевышний правит миром, а мы – лишь плоть и кровь с ограниченным сознанием – исполняем Его приказы, понятные и непонятные нам. Человеку, который возвышается и справляется с этим испытанием, обещана награда в этом и в будущем мире! (Торат а-Параша)

 

 

Запись Праздник Суккот впервые появилась Имрей Ноам.

Источник

#acjc #crimeajewishcongress #jewishcrimea #Jewish #crimea #israel #израиль

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов статей, а также с точкой зрения авторов комментариев.
Ответственность за достоверность изложенной в статьях информации несут авторы.
Работы публикуются в авторской редакции.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в статьях.
Обнаружив недопустимые или неточные материалы, свяжитесь с нами.
Если вы обнаружили контент с вашего сайта (например, статью, изображение, видео или поврежденную ссылку) и хотите, чтобы он был удален, сообщите нам об этом.
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+