Вопрос

Уважаемый рав Реувен!

Прочитала у Вас на сайте, что, если человек, причинивший зло, не попросил прощения, его не надо и прощать. Но в молитве перед сном Рибоно шель олам, в самом ее начале, мы каждый день говорим:

“Я прощаю всякого, кто обидел меня или оскорбил, или нанес ущерб лично мне или имуществу моему, или моему доброму имени, или чему-либо из того, что мне принадлежит, – вынужденно или добровольно, по ошибке или умышленно, словом или делом, в этой жизни или в предыдущей. Прощаю всякого сына Израиля, да не будет никто наказан из-за меня”.

Если нет обязанности прощать, зачем же мы так настойчиво стараемся в конце каждого дня облегчить свое сердце от обид?

 

Ответ

Рамбам пишет: «Человек не должен проявлять жестокость, отказываясь простить обидчика… Когда виновный просит у обиженного им прощения, тому следует простить». Из этих слов мы учим, что именно когда виновный просит у обиженного им прощения, следует ему простить, если же он не просит прощения, нет необходимости этого делать.

Почему же, если так, мы в конце каждого дня прощаем каждому обидчику без того, чтобы он попросил у нас прощения?

Чтобы ответить на этот вопрос, можно было бы сказать: несмотря на то, что нет обязанности простить, это все-таки стоит сделать. Потому что таким образом мы удостоимся, чтобы и Творец простил нам наши грехи. Ведь Он обычно поступает с нами подобно тому, как мы относимся к окружающим.

Однако, если не ошибаюсь, Саба из Кельма считает, что не следует прощать ближнего без того, чтобы он сам попросил прощения. Мудрец аргументирует это тем, что, как сказано в святых книгах, мы должны стараться учиться у Создателя добрым качествам, а Он, хотя прощает грешникам их грехи, делает это при условии, что они искренне раскаиваются и просят у Него прощения.

В трактате Йома (87а) приводится такая история. Некий мясник обидел Рава и не попросил у него за это прощения. Время шло, подошел Йом Кипур. А в Мишне сказано, что человеку не прощаются в Судный День грехи в отношении ближних, если не попросил за них прощения и не постарался, чтобы его простили от души.

Желая, чтобы мясник в Йом Кипур был чист от всех грехов, накануне этого дня Рав решил сам пойти к нему и таким образом предоставить ему возможность попросить прощения. Из того, что Рав не простил мяснику сам по себе, мы учим, на первый взгляд, что без этого не стоит и прощать.

В соответствии с этим, думаю, можно сказать, что есть разница между материальным ущербом, который ближний нанес нам, и духовным. О материальном ущербе можно и стоит простить без того, чтобы обидчик попросил прощения, ведь, ведь все материальное – это «суета сует». И так пишет Рамбам (Законы мнений, 7:7): «следует человеку прощать за все, ведь для понимающих все в этом мире – прах и суета». Однако если  кто-то нанес нам духовный ущерб, то его не следует прощать до того, как тот попросит у нас прощения. И, возможно, об этой ситуации идет речь в вышеупомянутой истории про мясника.

Запись Прощать или не прощать? впервые появилась Имрей Ноам.

Источник

#acjc #crimeajewishcongress #jewishcrimea #Jewish #crimea #israel #израиль

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов статей, а также с точкой зрения авторов комментариев.
Ответственность за достоверность изложенной в статьях информации несут авторы.
Работы публикуются в авторской редакции.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в статьях.
Обнаружив недопустимые или неточные материалы, свяжитесь с нами.
Если вы обнаружили контент с вашего сайта (например, статью, изображение, видео или поврежденную ссылку) и хотите, чтобы он был удален, сообщите нам об этом.
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+