На гербе Крыма, как известно, записано такое выражение: «Процветание в единстве», а добавить к этому можно ещё одно выражение —  в разнообразии — счастье, в разнообразии крымских этносов, в разнообразии крымской культуры, в разнообразии крымских традиций — в этом счастье крымских народов и будущих поколений – интервью с Председателем Общественной палаты Республики Крым Григорием Иоффе.

Уважаемый, Григорий Адольфович, Вы в качестве почетного гостя были участником Конференции «Холокост: память и предупреждение», в рамках которой огласили итоги регионального этапа Международного Конкурса «Память о Холокосте – путь к толерантности». Хотелось бы Вас поблагодарить от имени Всекрымского Еврейского конгресса за Ваше очень интересное выступление на Конференции и трогательные стихи. Вы, как никто другой, знакомы с еврейской жизнью Крыма, являетесь участником практически всех мероприятий, которые проводятся в Крыму. Расскажите, пожалуйста, о важности проведения таких мероприятий.

Крым — это земля, где на протяжении веков дружно бок о бок живут различные этносы. С древних времен в Крыму жили и евреи. К сожалению, крымская история сделала трагический виток, после которого огромное количество евреев было уничтожено во время Холокоста, часть евреев уехало из Крыма, многие сегодня разбросаны по всей России, а большая часть проживает в Израиле. Поэтому, где-то с 90-х годов перед крымскими евреями стала проблема возрождения еврейской жизни в Крыму. К тому времени уже не было синагоги, она ютилась в маленьком домике, не было какого-то центра еврейской жизни, который бы способствовал сохранению традиций, их передачу будущим поколениям. К счастью, в 2004 году крымский парламент, который тогда возглавлял Борис Дейч, принял очень важное решение, и внес в список памятных дат — дату уничтожения евреев на 11 километре Феодосийского шоссе. Это была начальная точка отсчета в возрождении еврейской жизни. В Крыму в конце 90-х годов открылся еврейский центр «Хесед Шимон», который очень много делал, делает и мы надеемся, что и дальше будет делать, стали появляться еврейские организации, был создан Всекрымский Еврейский конгресс. Я считаю, что все эти движения в сторону возрождения еврейской жизни в Крыму очень важны, и они находят понимание в межнациональной среде Крыма. Конечно, есть и много проблем. Эти проблемы связаны с тем, что по сути Крым живет в прифронтовой полосе и те процессы, которые происходят за границами Крыма на Украине, где возрождается нацизм, где оскверняются еврейские могилы, все это вызывает естественную реакцию беспокойства в Крыму, и у крымских евреев, и у представителей других национальностей. Все эти проблемы говорят о том, что нам надо укреплять наше межнациональное согласие, нам надо укреплять вековую связь между крымскими этносами, для того, чтобы можно было возрождать то благополучие, которое всегда было в межнациональной сфере нашего полуострова. На гербе Крыма как известно записано такое выражение «Процветание в единстве», а добавить к этому можно ещё одно выражение: а в разнообразии — счастье, в разнообразии крымских этносов, в разнообразии крымской культуры, в разнообразии крымских традиций — в этом счастье крымских народов и будущих поколений.

Григорий Адольфович, в различные годы своей истории геноцид коснулся армян, евреев, крымских татар. Может ли, на Ваш взгляд, такое горе объединить народы?

У крымско-татарского народа была страшная трагедия, была страшная несправедливость, было отвратительное воплощение сталинского тоталитарного режима. Крымские татары были насильственно переселены, но в местах переселения они, хоть и очень тяжело, но все-таки жили, у них рождались дети, в отличие от евреев, которых просто физически уничтожали, и никто уже не мог ни родиться, ни жить. Можно констатировать, что единственное в истории преступление, связанное с геноцидом, то есть полным уничтожением этноса — это Холокост. Поэтому память об этом страшном явлении должна сохраняться, и всегда должна торжествовать правда. К сожалению, правда не всегда приятна. Я вот, выступая на Конференции «Холокост: память и предупреждение», прочитал стихи, которые говорят о том, как относились к евреям в период Холокоста в различных европейских странах, и эти страны — Франция, Италия, Германия, Польша и другие, сегодня не хотят об этом говорить, потому что им эта правда, как раз глаза колет. Поэтому, чтобы не повторялось трагедий прошлого, надо эту правду знать и не бояться о ней говорить. Не поступать так, как сегодня поступает Польша, которая обиделась на Израиль, потому что в Израиле было сказано, что в Польше в годы Второй мировой войны, не просто были пособники нацистских преступников, тех, кто творил Холокост, но и многие поляки этим занимались. Да, для народа это неприятно, но это правда. Поэтому нам надо эту правду сохранять, нам надо эту правду знать, и её должны знать целые поколения наших граждан, в том числе и в Крыму, где примеры Холокоста были очень страшные.

Вы считаете, какие самые актуальные направления в работе с молодёжью внационально-культурной среде должны проводить общественные и национально-культурные организации сегодня во избежание повторений трагедий прошлого на почве межнациональной нетерпимости.

Проблемы, связанные с молодёжью, очень серьёзные в нашей стране. Мы переживаем серьёзный революционный поворот в различных сферах нашей жизни, в том числе и цифровизацию, всё, что связано с интернет культурой и так далее. Молодые люди сегодня мало читают, мало знают, образование иногда не дотягивает до нормального уровня. Поэтому главная задача, чтобы крымчане, по крайней мере молодые крымчане, знали историю своего родного дома, знали все светлые положительные стороны, но и знали неприятные моменты, и, главное, понимали откуда берутся эти истоки человеконенавистничества, когда одни люди уничтожают других только потому, что у других людей нос не той формы или уши какие-то не такие. Для того, чтобы это не повторилось, нужно об этом знать. К сожалению, сегодня часто и знания этого не хватает, а также существуют пронацистские политические силы, которые прямо скажем, отрицают вообще сам факт Холокоста. Эти настроения нужно обязательно искоренять, в том числе с помощью государства. Нужно сказать, что российское государство в этом плане показывает пример, в России об этом говорят открыто, прямо, честно, эта память живёт. Осталось дело за малым — найти в себе силы и передать эту память и историю молодым поколениям.

Григорий Адольфович, 175 национальностей сегодня проживает в Республике Крым и, Общественная палата Республики Крым представляет интересы всех этих национальностей. Расскажите, пожалуйста, о работе Общественной палаты на благо всех крымчан.

В соответствии с законом Республики Крым Общественная палата нашей республики формируется не по национальному признаку. Общественная палата формируется из числа представителей общественных некоммерческих организаций, поэтому неправильно взвешивать сколько национальностей представлено в палате или сколько нет, это не соответствует закону. В состав палаты входят представители различных общественных некоммерческих организаций, а это и представители разных национальностей. У нас в палате есть русские, украинцы, крымские татары, болгары, белорусы, евреи и все мы работаем на одну цель – мы являемся институтом развития гражданского общества. Вся работа Общественной палаты направлена на задачу укрепления гражданского общества, а гражданское общество, это в том числе, и межнациональное согласие, межнациональная толерантность. Этим мы занимаемся очень серьезно, мы всегда присутствуем на мероприятиях и помогаем различным национально-культурным организациям. К примеру, недавно мы встречали Новый год вместе с крымскими корейцами, я принимал участие в Конференции, посвящённой памяти жертв Холокоста, мы часто принимаем участие в мероприятиях, организованных крымскими татарами, у нас есть в составе палаты руководитель белорусской общины, поэтому не подразделяя членов палаты на различные национальности – все мы крымчане и работаем для того, чтобы межнациональное согласие в Крыму ещё более укреплялось.

Григорий Адольфович, каким Вы видите будущее многонационального полуострова? Что бы Вы хотели пожелать народам Крыма?

Хотелось бы видеть это будущее счастливым. Народам Крыма хочу пожелать традиционного, доброго взаимодействия, пожелать развития культур, ремёсел, собственной национальной идентичности. Хотелось бы, чтобы современные проблемы глобального мира не коснулись основ национального согласия, и я думаю, что все мы вместе, сможем сохранить неповторимую межнациональную палитру Крыма.

Стихотворение «Ах, скажите, скажите скорее…»

Ко Дню памяти жертв Катастрофы 27-го января

Ах, скажите, скажите скорее,
Где, поляки, ваши евреи?
Где торгуют они, где бреют,
Лечат, учат, флиртуют, стареют,
Проезжают в автомобиле?
Почему вы их всех убили?

Ах, скажите, скажите скорее,
Где, литовцы, ваши евреи?
Где такие ж, как вы, крестьяне —
Те, кого вы толкали к яме,
А кто прятался на сеновале —
Тех лопатами добивали.
Между сосен, янтарных кочек
Не положите им цветочек?

Ах, скажите, скажите скорее,
Где, французы, ваши евреи? —
Адвокаты, врачи, кокетки,
Дети с вашей лестничной клетки,
Те, которых вы увозили
Ранним утром — не в магазины —
К черным трубам, стоявшим дыбом,
Чтоб соседи взлетели — дымом.

Ах, скажите, скажите скорее,
Где, голландцы, ваши евреи? —
Часовщик, поправляющий время,
И кондитер, испачканный в креме,
Где рембрандтовские менялы?
На кого вы их променяли?
Почему вы их выдавали?
Почему вы их убивали?

Ах, скажите, скажите скорее,
Где, британцы, ваши евреи,
Те, кому вы не отперли двери?
Пепел их — на земле, в траве и
В вашем сердце, что всех правее.

Ах, беспечные европейцы,
Эти желтые звезды, пейсы,
Полосатых призраков стаи
В вашем зеркале не растаяли.
По ночам в еврейском квартале
Ветерок шелестит картавый.
Как вам дышится? Как вам спится?
Не тошнит ли вашу волчицу
С бронзовеющими сосцами?
Подсказать? Или лучше сами?

Т. Вольтская

Источник: Всекрымский Еврейский конгресс