Начало пути

Рабби Моше бар Шмуэль Софер (Хатам Софер; 5523-5600 /1762-1839/ гг.) – главный раввин Пресбурга (Братиславы), один из духовных лидеров евреев Европы.

Прямой потомок Раши.

Родился седьмого тишрея 5523 /1762/ года во Франкфурте на Майне.

В раннем детстве прославился как илуй (вундеркинд). К шести годам он изучил уже несколько трактатов Талмуда.

С девяти лет стал учеником выдающегося кабалиста и праведника р. Натана Адлера и занимался у него в течение четырнадцати лет – до женитьбы.

Несколько лет он учился также в ешиве р. Пинхаса Гурвица (Бааль Афлаа), главного раввина Франкфурта на Майне.

К пятнадцати годам Моше завершил первый цикл изучения всего Талмуда. В восемнадцать лет он уже преподавал многочисленным ученикам, – и вместе с тем, продолжал учиться у р. Натана Адлера.

В 5542 /1782/ году, когда р. Адлер был приглашен занять пост раввина в моравском городке Босковиче, он отказался взять р. Моше с собой. Предание рассказывает, что двадцатилетний ученик бежал за повозкой наставника несколько километров – до тех пор, пока р. Адлер не разрешил занять место рядом с собой.

В возрасте двадцати четырех лет, после женитьбы, р. Моше поселился в моравском городе Простице и преподавал там группе учеников.

Брат жены, преуспевающий коммерсант р. Цви Ярович, взял его к себе в «компаньоны» – их партнерство заключалось в том, что коммерсант по-прежнему вел все дела, а р. Моше дни и ночи занимался Торой, получая свою долю от прибылей. Однако десять лет спустя предприятие его шурина разорилось, и р. Моше пришлось самостоятельно заботиться о пропитании своей семьи (Сарей амеа 1:19).

Главный раввин Пресбурга

Синагога в Пресбугре

В 5558 /1798/ году р. Моше Софер возглавил общину венгерского города Матерсдорфа, а в 5566 /1806/ году стал главным раввином г. Пресбурга (Братиславы).

В Пресбурге он создал большую ешиву, в которой учились сотни юных знатоков Торы со всех концов Европы.

Отношение к ученикам

Из всех важных для знатока Торы качеств р. Моше Софер более всего ценил и развивал в своих учениках богобоязненность – качество, названное в псалме «фундаментом мудрости» (Теилим 111:10). Рассказывается, как однажды, вскоре после праздника Суккот, в его ешиву пришли поступать два подростка. На экзамене один из них показал себя как илуй (вундеркинд), а второй просто проявил хорошие способности. Р. Моше Софер принял в ешиву только второго. Он объяснил своим помощникам, что видел в окно, как подростки подходили к ешиве. На их пути лежал схах – ветви, лишь недавно составлявшие крышу сукки. Илуй прошел прямо по ветвям, а второй подросток сделал небольшой «крюк» и обошел ветви, которые всего несколько дней назад использовались для выполнения заповеди. «Это именно тот тип молодых людей, – заключил он, – которые нужны для моей ешивы».

В другой раз в ешиву пришел поступать юноша, не умевший читать и писать. При более подробном знакомстве экзаменаторы убедились, что этот абитуриент совершенно не способен к учению: он не только крайне тяжело воспринимал новую информацию, но и тут же забывал все, чему его научили. И все же р. Моше Софер, обративший внимание на незаурядную богобоязненность юноши, согласился принять его. Он поручил своим помощникам заниматься с новичком по индивидуальной программе, но у всех, кто пытался учить его, быстро опускались руки, – и лишь р. Моше продолжал утверждать, что в конце концов новый ученик преуспеет. Наконец, ценою колоссальных усилий, предпринятых самим учеником и его наставниками, он поднялся на такой уровень, что сумел приступить к изучению Талмуда, – а спустя много лет стал одним из выдающихся законоучителей и знатоков Торы (Гдолей адорот).

Впоследствии выпускники пресбургской ешивы возглавили многие общины и ешивы по всей Австро-Венгрии.

Женитьба во второй раз

В 5572 /1812/ году, после смерти первой жены, р. Моше женился во второй раз – на Саре, дочери своего старшего друга р. Акивы Эйгера.

Помощь другим

Двери дома р. Моше Софера в Пресбурге были всегда открыты, как и в доме его наставника, р. Натана Адлера. По свидетельству учеников, р. Моше никогда не назначал часов для приема посетителей – каждый, кто нуждался в помощи и совете, мог в любое время войти к нему. В его доме находили приют и те, у кого не было куска хлеба и крыши над головой (Сарей амеа 1:8).

Р. Моше поддерживал тесные контакты с общиной, основанной на Святой Земле последователями Виленского Гаона, и организовал для нее сбор благотворительных средств по всей Словакии и Венгрии. Некоторые из учеников р. Моше впоследствии присоединились к этой общине.

Скромность

Р. Моше Софер был одним их самых авторитетных законоучителей своего поколения – со всех концов Европы к нему обращались за решением спорных вопросов.

Однако сам он всячески подчеркивал ограниченность собственных возможностей и предостерегал своих корреспондентов: «Я хорошо знаю, что еще не достиг уровня законоучителя, и поэтому совершенно не следует на меня полагаться» (Хатам Софер, Эвен аэзер 10). «Такие вопросы, – писал он в одном из респонсов, – могут решать только главы народа, а не подобные мне раввины» (там же 2:69).

И когда ему предложили издать его многочисленные алахические сочинения, он отказался, так мотивируя свою позицию в ответном письме: «Большинство знатоков Торы в мире превосходят меня или, в крайнем случае, соответствуют мне по уровню понимания – следовательно, они во мне не нуждаются. Так стоит ли хлопотать с изданием ради того ничтожного меньшинства, которое уступает мне в своем понимании Торы?!» (Хатам Софер, Йорэ деа). «Если же, не дай Б-г, мир опустится на такой уровень, что многие будут нуждаться в моем мнении, – добавлял он в конце письма, – …я готов учиться с каждым, кто придет меня слушать, и ответить на любой вопрос, насколько позволят возможности моего ума. … К тому же я записываю в свои тетради, все, что Б-г открывает мне, как в законодательной области, так и в области агады (преданий), – эти рукописи доступны всем, каждый, кто пожелает, может сделать из них выписки, как делали до изобретения книгопечатания, а большего от меня и не требуется!» (там же).

Борьба против ассимиляции

Наряду с р. Яаковом Лобербоймом (р. Яаков из Лисы) и р. Акивой Эйгером, р. Моше Софер стоял во главе раввинов Европы в их борьбе против политики имперских правительств, направленной на массовую ассимиляцию еврейского населения.

По свидетельству современников, когда в 5593 /1833/ году р. Моше Софер узнал, что правительство Австро-Венгрии объявило о предоставлении евреям равных гражданских прав, он разрыдался – в то время как окружающих его евреев охватила небывалая эйфория.

Его ученики вспоминали, что р. Моше часто беседовал с ними на исторические темы, особенно подробно рассказывая им об изгнании евреев из Испании и из других стран – он подчеркивал, что «такие уроки важнее для него даже, чем занятия Торой». Р. Моше стремился, чтобы его слушатели «извлекли уроки из прошлого и не соблазнились бы в тот момент, когда власти проявляют снисхождение и расположение к евреям, – ведь у нас уже были периоды лучше этого» (Сарей амеа 1:24).

Смерть и духовное наследие

Р. Моше Софер умер в Пресбурге двадцать пятого тишрея 5600 /1839/ года.

Во время похоронной процессии ученики несли за его гробом около ста рукописных книг.

Ешива «Хатам Софер» в Иерусалиме, Википедия

Его комментарии на Пятикнижие были изданы посмертно под названием Торат Моше (Тора Моше). Более тысячи пятисот его респонсов были объединены в семитомный сборник, получивший название Хатам Софер (Подпись писца). Вышли в свет также его многотомные заметки к Талмуду и целый ряд других книг.

Эти книги широко изучаются по сей день и являются важнейшими источниками для установления законодательных норм.

Книга Хатам Софер приобрела столь значительную известность, что в устах последующих поколений ее название заменило собой имя автора.

Во главе пресбургской общины р. Моше Софера сменил его сын и ближайший ученик р. Авраам-Шмуэль-Биньямин Софер (Ктав софер).

Его прямые потомки возглавляли общину и ешиву Пресбурга-Братиславы до второй мировой войны.

Запись Рабби Моше Софер — Хатам Софер впервые появилась Имрей Ноам.

Источник

#acjc #crimeajewishcongress #jewishcrimea #Jewish #crimea #israel #израиль

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов статей, а также с точкой зрения авторов комментариев.
Ответственность за достоверность изложенной в статьях информации несут авторы.
Работы публикуются в авторской редакции.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в статьях.
Обнаружив недопустимые или неточные материалы, свяжитесь с нами.
Если вы обнаружили контент с вашего сайта (например, статью, изображение, видео или поврежденную ссылку) и хотите, чтобы он был удален, сообщите нам об этом.
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+