Вопросы, которые задал Александр Македонский еврейским мудрецам

В трактате Тамид рассказывается, что Александр Македонский задал как-то старцам Негева ряд вопросов. На каждый из них старцы дали неожиданный, оригинальный ответ.

С Б-жьей помощью в данной статье и в дальнейших статьях постараемся привести некоторые из ответов старцев и прояснить их.

Кто мудрый?

Один из вопросов Александра Македонского был: «Кто мудр?»

У него не было сомнений, что мудрым человеком является тот, кто владеет многими знаниями в различных сферах наук и философии. И подобное определение мудрости он предполагал усылать от старцев Негева. Однако старцы дали на этот вопрос неожиданный ответ: «Истинным мудрецом является тот, кто видит зарождающееся».

Тот, кто не знает, каким образом сопоставляются те или иные знания, которыми он владеет: что из них главное, а что второстепенное, что является причиной, а что следствием, он не может считаться мудрым, каким бы огромным количеством знаний он ни владел. Воистину мудрый человек умеет сопоставить все свои знания, понять истинное место каждого из них в среде других познаний.

Рамхаль в предисловии к книге «Путь Творца» пишет, что преимущество человека, который умеет сопоставить все свои знания, над тем, кто не умеет их сопоставить, подобно преимуществу созерцания сада, великолепного своими клумбами и украшенного дорожками и рядами насаждений, над созерцанием зарослей кустов и дикорастущей лесной чащи.

Возможность различить между причиной и последствием, основной вещью и второстепенной, дают мудрецу возможность распознать причины всевозможных явлений, даже если они на данный момент скрыты и незаметны, и понять, к каким последствиям может привести та или иная вещь, тот или иной поступок. И об этом сказал царь Соломон, мудрейший из всех людей (Коелет 2, 4): “Глаза мудрого в его голове, а глупец идет в тьме”.

Чудесное обещание главы правительства

Менахем БегинВ книге «В кругу великих» автор, рав Лоренц, приводит чудесный пример возможности мудреца различить и те последствия, которые сокрыты от глаз других людей. И так приводится там:

В 1977 году, когда партия «Агудат Исраэль» вошла в правительство Бегина, на него было возложено встретиться в рамках коалиционных переговоров с главой правительства Менахемом Бегиным, чтобы обсудить повышение ассигнований на нужды ешив и учреждений Торы. Бегин сообщил ему, что, по его мнению, учреждениям Торы полагается стопроцентное финансирование, как прочим образовательным учреждениям. Рав Лоренц был неописуемо рад этим решением главы правительства. Сразу же после этой встречи он поспешил на заседание Совета выдающихся мудрецов Торы и сообщил его членам о решении главы правительства утвердить финансирование учреждений Торы в полном объеме. Рав Лоренц пишет: «Никогда в жизни я еще не удостаивался стольких благословений, – буквально от всех членов Совета, – как тогда, когда я принес им это известие».

Однако, когда всеобщее волнение улеглось, поднялся рав Шах и произнес громовым голосом: «Нельзя соглашаться с тем, чтобы учреждения Торы получали у правительства сто процентов своего бюджета». Все были поражены.

Видящий рождающееся

видящий рождающеесяАргументируя свое утверждение, рав Шах сказал: «Прежде всего, содержание ешив и учреждений Торы должно быть заслугой каждого человека из народа Израиля, и нельзя отнимать у людей эту заслугу. Во-вторых, больше, чем хозяин дома (куда пришел посланник, собирающий пожертвования) дает посланнику, тот дает живущим в этом доме (заслугу исполнения важной заповеди). Когда люди видят еврея с бородой и пейсами, который напоминает им их деда, принадлежавшего к предыдущему поколению, это может повлиять на сыновей, которые продолжат учиться в ешиве. В-третьих, наши мудрецы сказали: “Не вступай в близкие отношения с властями” (Пиркей авот, 1:10). Невозможно полагаться ни на какое правительство, даже самое лучшее. Сегодня они решают так, а завтра, когда интересы их изменятся, – иначе. Если в будущем правительство примет решение урезать ассигнования, ешивы окажутся в тяжелом положении. Поскольку они на какое-то время перестанут собирать деньги, будет очень тяжело начинать это дело заново, – ведь люди, прежде дававшие пожертвования на ешивы, за это время привыкнут к тому, чтобы не давать их».

«Поэтому, – объявил рав Шах, – нельзя брать у правительства более пятидесяти процентов бюджета учреждений Торы; остальное следует собирать, как это делалось до сих пор».

Не потребовалось долгого времени, чтобы убедиться в правильности слов рава Шаха: вскоре возобновились ущемления ешив.

Можно себе только представить, что было бы, если бы ешивы перестали собирать финансы! Несомненно, многие ешивы не смогли бы продолжить свое существование.

Мы пояснили, почему по мнению мудрецов Негева воистину мудрым человеком является тот, кто видит рождающееся. Все же осталось не проясненным, почему они сказали: «тот, кто видит рождающееся», а не «тот, кто знает рождающееся». Ответ на этот вопрос мы проясняем в статье «футболист и волшебник».

Запись Секрет мудрости в Иудаизме впервые появилась Имрей Ноам.

Источник

#acjc #crimeajewishcongress #jewishcrimea #Jewish #crimea #israel #израиль

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов статей, а также с точкой зрения авторов комментариев.
Ответственность за достоверность изложенной в статьях информации несут авторы.
Работы публикуются в авторской редакции.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в статьях.
Обнаружив недопустимые или неточные материалы, свяжитесь с нами.
Если вы обнаружили контент с вашего сайта (например, статью, изображение, видео или поврежденную ссылку) и хотите, чтобы он был удален, сообщите нам об этом.
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+