Общее число жизней, оборвавшихся из-за курения, поистине ошеломляет.(1) Медицинское сообщество давно говорит об этой опасности,(2) а помимо хорошо известной связи с раком легких, существует множество других злокачественных новообразований и хронических заболеваний, спровоцированных курением.(3) (4)

Тора наставляет: «Берегите же очень души ваши»(5) и «Только берегись и весьма оберегай душу свою».(6)  Согласно общему мнению классических комментаторов и законодателей (алахических авторитетов), эти стихи говорят о большой важности повелительной заповеди охранять свою жизнь и здоровье.(7)

Учитывая, что галаха может зависеть от актуальных медицинских знаний,(8) курение сигарет должно быть строго запрещено. Более того, поскольку заповедь беречь свое здоровье основана на стихах Торы, запрет курения следует рассматривать как запрет Торы(9) (в отличие от некоторых заповедей, которые были установлены мудрецами).(10) Даже если бы кто-то утверждал, что вред, наносимый курением, не является обязательным, но только лишь вероятным, то в алахе существует устоявшееся правило, что поведение, исход которого не определен как опасный и, следовательно, оно только в потенциале может подвергнуть человека риску, тем не менее считается запрещенным.(11)(12)

Помимо основного предписания из Торы, направленного на внимательное отношение к здоровью, существует множество других алахических причин, тем или иным способом аргументирующих запрет на курение.(13) А учитывая все вышесказанное, можем ли мы сделать вывод, что сигареты действительно запрещены ведущими алахическими авторитетами того времени?

В этой статье мы постараемся рассмотреть все тонкости вопроса курения в иудаизме.

“Хранит Господь простаков”

Талмуд обсуждает возможность кровопускания в медицинских целях и указывает определенное время недели, когда эту процедуру проводить нельзя из соображений безопасности.(14) И хотя вечер пятницы считается небезопасным временем, Талмуд исключил его из этого списка, объяснив, что, поскольку в большинстве своем люди уже привыкли делать это именно в пятницу, мудрецы полагаются на то, что Бог защитит этих людей, применяя к ним принцип, упомянутый в стихе Теилим: «Хранит Господь простаков».(15) И этот принцип применяется в Талмуде во всех подобных ситуациях.(16) (Конечно, его нельзя применять слишком часто, иначе весь смысл постановления «оберегай свою жизнь» будет в значительной мере скомпрометирован, что будет обсуждаться далее.)

Раввина Моше Файнштейна, одного из величайших алахических законодателей (поским) послевоенного еврейства, спросили, следует ли запретить курение. Он признал, что согласно научным данным сигареты могут быть опасными, но не стал утверждать, что оно должно быть категорически запрещено, ссылаясь на вышеупомянутый принцип Талмуда: «Хранит Господь простаков», ведь курение уже стало широко распространено и у многих вошло в привычку.(17)

Однако его применение этого принципа было оспорено на том основании, что он не может распространяться на такие вопросы как курение. Существуют алахические источники, в которых говорится, что этот принцип: а) не может применяться, если люди в большинстве своем знают о потенциальной опасности(18) (как, например, в случае с курением), б) может применяться только в том случае, если существует опасность от невыполнения определенного действия (то есть, если бы отказ от курения был опасен, что на деле не является правдой),(19) c) ситуация настолько нова сама по себе, что к ней нельзя в качестве аналогии применить ни один из случаев, которые используются в Талмуде,(20) а курение сигарет в Талмуде не обсуждалось.(21)

Еще одно возражение против применения равом Файнштейном этого принципа было озвучено его современником, раввином Элиэзером Вальденбергом, который утверждал, что можно ссылаться на вышеупомянутый стих только в том случае, если мы увидим эмпирически, что многим практикующим опасную деятельность никакой вред нанесен не был (то есть курение в эту категорию не попадает).(22) Чтобы проиллюстрировать свою позицию, Рав Вальденберг использует классификацию уровня опасности Маймонида. В классической энциклопедии еврейского закона Маймонида («Мишне Тора») Маймонид рассматривает примеры небезопасного поведения в двух главах. В первой из них он перечисляет виды поведения, которое не рекомендуется из-за проблем со здоровьем, но не являются запрещенными (часто эти вопросы связаны с определенной диетой и образом жизни). Во второй он перечисляет такое поведение, которое однозначно категорически запрещено.(23) Рав Вальденберг убежден, что курение само по себе скорее относится именно к поведению второго типа, тогда как рав Файнштейн подразумевал, что оно более эквивалентно поведению в первой главе.

Накопительный эффект

Опасность, связанная с курением, обладает накопительным эффектом – одна сигарета не может рассматриваться как причина появления неблагоприятных последствий для здоровья как таковых. Поэтому некоторые авторитеты утверждают, что курение не может быть запрещено, потому что одна сигарета не является достаточно эффективной, чтобы получить статус запрещенной; мы не можем указать на одну сигарету и сказать: «Она запрещена, потому что может убить вас».(24) Тем не менее, есть те, кто считает, что этот аргумент не является достаточным основанием для того, чтобы разрешать курение, поскольку в алахе все-таки существует прецедент для запрета поведения, опасный эффект от которого накапливается. Например, повторное кровопускание осуждается из-за предполагаемого накопительного эффекта,(25) и в другом месте обсуждения законов мы находим аналогичное обсуждение, где говорится, что нельзя копать слишком близко к стене своего соседа, потому что накопительный эффект от каждого взмаха лопаты может каким-то образом ослабить стену.(26)

Другие алахические принципы, которые могут быть применимы к данному случаю

Существуют и другие причины, объясняющие, почему курение не должно быть технически запрещено. Например:

A: Существует правило, согласно которому никто не несет ответственности за поведение, совершенное по принуждению,(27) и поэтому было высказано предположение, что оно может применяться к курильщику с зависимостью. Однако этот аргумент был опровергнут на том основании, что принуждение только лишь отменяет наказание, но все же не делает такое поведение допустимым.

Б: Другое правило гласит, что алахические авторитеты не должны выносить новые постановления, если, по их оценке, в своем большинстве люди не смогут им следовать.(28) Было высказано предположение, что в соответствии с этим правилом курение не должно объявляться запрещенным. Тем не менее, опровержение этой позиции заключается в том, что запрет курения не стал бы совершенно новым постановлением как таковым, а скорее это был бы указ, в котором говорится, что курение подпадает под уже вынесенный основной запрет, предписывающий оберегать свое здоровье.29 Более того, даже если запрет на курение все же будет считаться новым постановлением, то сама предпосылка о том, что в своём большинстве люди не смогут следовать ему, ставится под сомнение, потому что мы видим, что евреям, соблюдающим Тору, удается преодолевать себя и не курить в течение каждого Шабата.

В: В некоторых случаях считается более предпочтительным не сообщать людям о том, что они поступают неправильно, потому что лучше, когда они нарушают непреднамеренно, чем сознательно.(30) Появилась идея, что не стоит запрещать курение именно по этой причине, но она так же не является убедительной, потому что применима только в том случае, если есть уверенность, что люди не прислушаются к словам того, кто делает им замечание.(31) Однако в нашем случае мы не можем быть уверены в этом. Даже напротив, мы видим, что когда дело доходит до Шабата, люди перестают курить из уважения к алахе.

Зависимость

Rahul Играет ли роль в этой дискуссии зависимость? Хафец Хаим, один из величайших еврейских лидеров довоенной Европы, писал в начале 20-го века, что любому, кто болен или слаб, не следует курить, в соответствии с предписаниями врачей того времени.(32) Он настаивал на том, что даже если такой человек уже был зависимым, он не освобождается от ответственности и все равно должен бросить пагубную привычку, потому что в первую очередь ответственен за сам факт наличия зависимости. Получается, из комментариев Хафец Хаима мы видим, что он не рассматривал зависимость как достаточное основание для освобождения от ответственности. (Что, конечно, не сводит на нет старания тех, кто работает над тем, чтобы избавиться от зависимости и бросить курить.)

Противоречивый прецедент

Сам Хафец Хаим в своей алахической работе «Мишна Брура» обсуждает допустимость курения в еврейские праздники,(33) и некоторые в связи с этим задаются вопросом, запрещается ли курение сигарет категорически, если учитывать, как резко Хафец Хаим осуждает курение. Однако, исходя из его комментариев, которые мы рассматривали в предыдущем разделе, кажется очевидным, что он запрещал курить в любой ситуации, которая может считаться опасной; а так как в те времена, когда Хафец Хаим жил, еще не считалось, что курение опасно для здоровья, вполне возможно, что его позиция в Мишне Брура является лишь отражением этого.(34) А в наши дни, когда мы знаем, насколько опасным могут быть сигареты для всех, даже для здоровых людей, а не только для больных, можно предположить, что живи Хафец Хаим сейчас, он бы курение строго запретил.(35)

 

С другой стороны вопроса

До сих пор мы обсуждали курильщиков и влияние, которое они оказывают на свое здоровье. Но как насчет пассивного курения, которое, как было доказано, имеет не менее долгосрочные последствия для тех, кто подвергается его воздействию?

Этот вопрос был задан раву Вальденбергу, который недвусмысленно заявил, что если кто-то курит в общественном месте, например в школе, на рабочем месте и т.д., его можно попросить не делать этого, и он должен согласиться с требованием. Это правило работает во все времена; даже если годами жалоб не поступало, в любой момент кто-либо посторонний может воспользоваться своим правом и потребовать от курильщика прекратить опасное для окружающих действие.

За буквой закона

Даже те, кто сомневается в том, что запрет курения может быть технически обоснован, единодушно согласны с тем, что следует прекратить рекламу сигарет и всяческую их популяризацию. Например, в то время как рав Моше Файнштейн не выступал за прямое запрещение, он делал все возможное, чтобы препятствовать распространению этой пагубной привычки, и призывал родителей быть очень осторожными, чтобы их дети не попали в зависимость от курения.

Бережное отношение к своему здоровью является в еврейском мировоззрении фундаментальной ценностью. Как в своем труде подводит итог рав Моше Ривкес, известный алахический авторитет XVII в.: «Мне кажется, что причина, по которой Тора заповедует нам беречь свое здоровье, заключается в том, что Святой, Благословен Он, сотворил мир по Своей доброте, чтобы даровать добро Своим творениям, позволяя им признать Его величие и служить Ему с помощью Торы и заповедей… и тем самым вознаграждает их за их усилия. Поэтому тот, кто подвергает себя опасности, словно отвергает волю своего Создателя и не желает ни служить Ему, ни получать Его награду…»

Из приведенного выше обсуждения становится понятно, что курение противоречит еврейским ценностям. Многие великие раввины и эксперты в области еврейского закона строго запрещают его, в то время как другие не считают это необходимым по техническим причинам. Так пусть Бог дарует нам всем полное здоровье на долгие годы, и пусть мы быстро вступим в эпоху, когда «уничтожит Он смерть навеки, и сотрет Господь Бог слезы со всех лиц».

Сноски

  1. “Опасность курения в 21 веке и польза от прекращения курения в Соединенных Штатах. Медицинский журнал Новой Англии”, 2013; 368(4):341–50.
  2. В 1964 году Главный хирург Соединенных Штатов выпустил первый доклад Консультативного комитета по вопросам курения и здоровья, в котором сделан вывод о том, что курение является причиной рака.
  3. Министерство здравоохранения и социальных служб США. “Последствия курения для здоровья – 50 лет прогресса: доклад главного хирурга”. Атланта: Министерство здравоохранения и социальных служб США, Центры по контролю и профилактике заболеваний, Национальный центр по профилактике хронических заболеваний и укреплению здоровья, Управление по курению и здоровью, 2014.
  4. Министерство здравоохранения и социальных служб США. “Как табачный дым вызывает болезнь: что это значит для вас”. Атланта: Министерство здравоохранения и социальных служб США, Центры по контролю и профилактике заболеваний, Национальный центр по профилактике хронических заболеваний и укреплению здоровья, Управление по курению и здоровью, 2010.
  5. Дварим, 4:15.
  6. Дварим, 4:9.
  7. Маймонид, Хилхот Роцеах у-Шмират Нефеш, 11: 4. Шулхан Арух, Хошен Мишпат, 427. Брахот, 32б.
  8. Например, см. комментарий Маймонида к Мишне, Йома 8:6. Этот и другие подобные источники имеют отношение к взаимосвязи между алахой и альтернативной медициной, что выходит за рамки данной статьи.
  9. Арух ха-Шулхан, Хошен Мишпат, 427:8.
  10. Между запретами из Торы и от мудрецов практически нет различий, поскольку и те, и те являются строгими запретами. Тем не менее, существуют случаи, в которых различие все же есть, например, когда речь идет о нарушении Шабата для спасения больного. В определенных критических ситуациях запрет от мудрецов может быть нарушен, но запрет из Торы – нет.
  11. Рама Шулхан Арух, Йоре Дэа, 116:5. Поскольку бережное отношение к здоровью является повелением из Торы, любое поведение, которое в потенциале опасно, является сомнением Торы (так называемым «сафек д’орайта»), то есть существует вероятность нарушить запрет Торы. Существует устоявшееся правило, согласно которому к любому сомнению данного рода относятся очень серьезно.
  12. Дополнительным фактором здесь является то, что «сафек» (поведение / ситуация с неопределенным исходом) трактуется в более строгую сторону, когда это связано с вопросами опасности, а не просто с запретами (такими как правила кашрута и т.д.), в соответствии с принципом Талмуда, что «к проблемам, связанным с опасностью, относятся более строго, чем к тем, которые связаны с запретами» («хамира саканта месура»), см. Хулин, 9б, 10б и комментарии на эти стихи.
  13. Сефер Исурей Ишун бе-Алаха перечисляет десятки(!) алахических причин для запрета курения.
  14. Вавилонский Талмуд, Трактат Шабат, 129б.
  15. Теилим, 116:6.
  16. Вавилонский Талмуд, Трактат Йевамот, 12, 72; Ктубот, 39; Авода Зара, 30a; Нида, 31a.
  17. Игрот Моше, Йоре Дэа, 2, респонса #49, 1981 г.
  18. Трумат ха-Дешен, 211.
  19. Мишна Брура на Орах Хаим, 708:10.
  20. Хида в Хаим ше-Аль 59.
  21. В целом, сфера применения и ограничения сферы применения этого принципа подлежат серьезному обсуждению, см. Шаалот у-Тшувот Биньян Цион, #137.
  22. Циц Элиэзер, том 15, респонса #39, 1982 г.
  23. Хилхот Деот и Хилхот Роцеах у-Шмират Нефеш, соответственно.
  24. Лев Авраам, том 2, стр. 17.
  25. Дархей Тшува на Йоре Дэа, 116:96.
  26. Вавилонский Талмуд, Трактат Бава Батра, 17.
  27. Маймонид, Мишне Тора, Хилхот Йесодей ха-Тора, ч. 5.
  28. Вавилонский Талмуд, Трактат Авода Зара, 36a. Маймонид, Хилхот Мамрим, 2:5.
  29. Следует ли принимать отдельное постановление, запрещающее сигареты, помимо уже имеющегося общего предписания оберегать свое здоровье (который может уже подразумевать курение, хотя нет уверенности в том, можно ли утверждать, что этот запрет применим к самому курению, как об этом свидетельствует рав Файнштейн выше)? Приводимый здесь аргумент заключается в том, что такой указ не будет в целом новым указом, а скорее постановлением, утверждающим, что курение сигарет действительно подпадает под более общий запрет на бережное отношение к здоровью. Что касается различий, то можно утверждать, что такой указ запретил бы курение даже одной сигареты, тогда как более более туманный запрет на охрану вашего здоровья, возможно, не  стал бы применяться до тех пор, пока совокупный накопительный эффект от сигарет не стал бы представлять явную опасность для здоровья. Неясно, будет ли такое различие оправданным (см. обсуждение накопительного эффекта) и, если да, то каким будет теоретическое «ограничение».
  30. Вавилонский Талмуд, Трактат Бейца, 30a, Шабат, 138б.
  31. Маген Авраам на Шулхан Арух, Орах Хаим, 608.
  32. Ликутей Амарим, 13.
  33. Мишна Брура на Орах Хаим, 511.
  34. Мишна Брура была впервые опубликована в 1904 г.
  35. Циц Элиэзер использует этот подход, см. сноску 22.

Запись Сигареты кошерны? впервые появилась Имрей Ноам.

Источник

#acjc #crimeajewishcongress #jewishcrimea #Jewish #crimea #israel #израиль

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов статей, а также с точкой зрения авторов комментариев.
Ответственность за достоверность изложенной в статьях информации несут авторы.
Работы публикуются в авторской редакции.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в статьях.
Обнаружив недопустимые или неточные материалы, свяжитесь с нами.
Если вы обнаружили контент с вашего сайта (например, статью, изображение, видео или поврежденную ссылку) и хотите, чтобы он был удален, сообщите нам об этом.
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+