“И взяла Ривка одежду Эсава, старшего сына своего … и надела на Яакова, младшего сына своего” (Толдот, 27:16)

Когда мы видим братьев-близнецов и спрашиваем их, сколько им лет, и кто из них старше, они отвечают, что они одного возраста. Ведь они же близнецы! Но один из них родился четвертью часа раньше. Ну, четверть часа не так уж значительна. Это говорится о близнецах, которым год-два, тем более это верно для тех, кому десять или двадцать лет. И чем больше лет проходит, тем больше эта малая разница в четверть часа сокращается и исчезает. Так кажется на первый взгляд. Но в нашей главе сказано по-другому: “И взяла Ривка любимую одежду Эсава, старшего сына своего, которая у нее в доме, и надела на Яакова, младшего сына своего”. А в продолжении главы сказано: “И сообщены были Ривке слова Эсава, старшего сына ее, и послала она и призвала Яакова, младшего сына своего, и сказала ему: “Вот, Эсав, брат твой, тешится намерением убить тебя”. Сколько лет было этим близнецам в то время? Не двадцать и не тридцать лет, им было по шестьдесят три года. Как можно сказать про них “старший сын” и “младший сын” из-за той четверти чеса…

Ответ в том, что у нас понятия нет, что такое четверть часа в жизни. Раби Акива был пастухом до сорока лет.

При поддержке своей жены Рахель он стал учить Тору. Он поднялся молниеносно, как комета, и через двенадцать лет непрерывной учебы днем и ночью вернулся домой. Когда он стоял за домом, то услышал голос одного злодея, насмехавшегося над его женой: «Твой отец был прав, воспротивившись твоему браку с этим пастухом! Он оставил тебя соломенной вдовой на столько лет». И раби Акива услышал ответ жены: «Если бы он спросил меня, то остался бы учиться еще двенадцать лет». Услышав эти слова, раби Акива сразу же возвратился назад и учился еще двенадцать лет, и лишь после этого вернулся домой во главе двадцати четырех тысяч учеников. Его жена стала женой главы поколения и удостоилась почитания и восхваления своего великого мужа, сказавшего своим ученикам: «Мое и ваше – ее» (Трактат Недарим, 50).

Возникает вопрос: после двенадцати первых лет, когда он вернулся в свой город и стоял возле своего дома, слыша, что его жена хочет, чтобы он продолжил учебу, почему возвратился, не встретившись с ней? Почему не зашел в дом сказать «Здравствуй», почему не зашел на пять минут? Ответ заключается в том, что он знал цену пяти минутам. Если бы он не использовал каждые пять минут своей жизни, не превратился бы в божественного таная, раби Акиву. Однако важны не только пять минут, но даже доли секунды. Гмара рассказывает (Трактат Брахот, 53), что в ешиве рабана Гамлиэля не говорили «на здоровье» тому, кто чихнул в доме учения, чтобы не отменить учебу Торы. Отмена учебы Торы на одну секунду! Вы полагаете, что это качество благочестия? Нет! Это установлено как алаха Рамбамом и автором «Шульхан арух».

Рав Эльханан Вассерман, благословенна память праведника, надевал ботинки без шнурков, «лодочки», чтобы сэкономить минуту на их шнуровке! И если таков взгляд на использование времени, на использовании жизни, удивительно ли, что человек, родившийся на четверть часа раньше, называется «старшим»? Такие люди используют каждое свое мгновение, все дни своей жизни. С чем мы придем на Суд, что есть у нас, чтобы представить, сможем ли мы показать хотя бы один час, использованный полностью? Один урок Торы за день?

Это говорится не только о большом количестве, не только об использовании каждого мгновения учебы Торы, но и об использовании качества. И если учатся — учатся хорошо, вдумчиво. И когда молятся, знают перед кем стоят и о чем молятся.

Тут важно подчеркнуть, что, конечно же, каждый должен действовать в соответствии с его уровнем. Мы на нашем уровне не можем «экономить» каждую секунду, но и для нас время должно быть дорого, и мы должны стараться не тратить его впустую.

Запись Сколько стоит время? впервые появилась Имрей Ноам.

Источник

#acjc #crimeajewishcongress #jewishcrimea #Jewish #crimea #israel #израиль

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов статей, а также с точкой зрения авторов комментариев.
Ответственность за достоверность изложенной в статьях информации несут авторы.
Работы публикуются в авторской редакции.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в статьях.
Обнаружив недопустимые или неточные материалы, свяжитесь с нами.
Если вы обнаружили контент с вашего сайта (например, статью, изображение, видео или поврежденную ссылку) и хотите, чтобы он был удален, сообщите нам об этом.
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+