Наши мудрецы говорят, что за соблюдение заповеди брит мила (завет обрезания) нам обещано три награды:

1) Постоянное проявление Шхины (Божественное присутствие) среди еврейского народа

2) Право на вечное обладание землей Израиля

3) Сохранение царского рода – Дома Давида(1)

Поскольку обряд обрезания – это знак завета между Богом и еврейским народом, довольно просто понять, что его соблюдение способствует проявлению Шхины среди нас. Но каким образом брит мила может повлиять на то, чтобы мы владели землей Израиля и сохранился род Давида?

Стараясь это понять, для начала надо вникнуть в суть обрезания.

 

На восьмой день

«А в день восьмой, – говорит Тора, – пусть обрежут крайнюю плоть его» (Ваикра, 12:3). Требование делать обрезание в столь нежном возрасте – уже на восьмой дней! – вызывает большой вопрос: почему вечный завет Божественного проявления надо заключать с младенцем, который еще не понимает что происходит, не способен оценить? И как мы узнаем, научится ли наш ребенок по-настоящему ценить этот завет? Разве не стоит подождать, пока он проявит хоть какую-то приверженность Божественным идеям, прежде чем мы сделаем ему такой подарок?

Эмпирическая и глубинная связь

Наша связь с Богом существует на двух разных уровнях: эмпирическом – это путь действий, приобретения опыта, и глубинном.3

Эмпирическая связь в данном случае определяется тем, насколько мы преданы Создателю. Чем сильнее наше желание направлено на служение Богу, тем больше мы хотим найти Его и стать ближе к источнику святости, следовательно, тем больше будем стараться соблюдать Его заповеди.

На этом уровне, выполняя их из любви к Нему, мы понимаем, что каждая заповедь – еще один канал для соединения с Богом, а каждое нарушение повреждает и в конце концов разрушает эти каналы. Интенсивность нашей связи с Всевышним зависит от нас, и мы можем создать ее или разорвать.

Глубинная связь работает в обратном направлении – сверху вниз, а не снизу вверх. Сам Бог связывает Себя с нашей сущностью, создавая глубинную связь, и она неизбежна. Сознаем мы ее или не обращаем внимания, мы и Бог навсегда связаны.

Эта связь ничем не регулируется. Наши грехи не уменьшают ее, а заслуги не увеличивают. Это связь с бесконечным, а бесконечность не может быть нами скорректирована. Благочестивые и нечестивые, честные и коррумпированные, ученые и простаки, – все одинаково и неразрывно связаны с Богом.

А эмпирическая связь – это наша связь со Всевышним. Тогда как глубинная – связь Всевышнего с нами. И хотя мы со своей стороны можем «прекратить» отношения с Богом, Он никогда не разорвет отношения с нами.

Именно эта глубинная связь отражается в Божественном проявлении при завете обрезания. Брит мила намеренно заключается в младенчестве, и знания младенца о Божественном проявлении совершенно для нее несущественны. Ее не подкрепляет его преданность, и она не может быть уменьшена из-за его не дай Бог вероломства. Однако сила проявления этой связи благодаря бриту у него возрастает.(2)           

 

Земля Израиля

Хотя эти два уровня связи не зависят друг от друга, они друг на друга влияют. Когда сильно выражена наша глубинная связь, тогда эмпирическая, основанная на опыте, тоже усиливается. Как мы сказали, глубинная связь представляет собой связь Бога с нами, а эмпирическая – нашу связь с Ним. Когда Бог видит, что мы готовы публично заявлять о Его связи с нами, Он готов укреплять и усиливать нашу связь с Ним.

Заповедь обрезания – это наша декларация перед всем миром, что Всевышний связан с нами. Он же в ответ укрепляет нашу связь с Ним через владение Землей Израиля. Очевидно, именно потому Святая Земля была обещана еврейскому народу в награду за соблюдение заповеди обрезания.

Пророк Йешаяу пишет: «Как сочетается юноша с девушкой, сочетаться будут с тобой сыновья твои, и (как) радуется жених невесте, возрадуется о тебе Бог твой» (Йешаяу, 62:5). Этот стих сообщает, что, когда мы проживаем в Земле Израиля, Бог радуется нам, и это, в свою очередь, вдохновляет нас относиться к Нему, как невеста относится к своему жениху. Мы назвали это эмпирической связью.

И вот почему Йешаяу использует такую аналогию в этом стихе. Связь между женихом и невестой носит эмпирический характер, ведь изначально у них нет такой глубинной любви друг к другу, которая, например, существует между родителем и ребенком или между братьями и сестрами – они не объединены кровным родством и сами пришли к тем чувствам, что испытывают друг к другу. Их любовь может день ото дня меняться, то возрастая, то уменьшаясь, – это колебательный процесс. По мере того, как брак укрепляется, любовь тоже растет. А по мере того, как растет любовь, супруги все больше привлекают друг друга.

Так и у Бога с еврейским народом. Когда мы поселяемся на нашей земле, Бог радуется нам, как «радуется жених невесте». Это, в свою очередь, укрепляет нашу с Ним связь, подобную чувствам невесты.

Эмпирическая связь имеет тенденцию периодически колебаться в зависимости от той среды, в которой мы находимся. В Стране Израиля эта среда усиливает нашу связь с Богом всеми способами, многие из которых в диаспоре просто невозможны.

Еврей в Израиле духовно более открыт и вдохновлен. И Тора может быть полноценно оценена и понята именно на Земле Израиля.(3) Многие заповеди применимы только к Израилю. Каждый из наших пророков, за исключением Моше, жил там хотя бы некоторое время. Это место открывает много линий и каналов связи, которых нет и не может быть в диаспоре. Эти линии – жизненная сила нашей эмпирической связи.(4)

Таким образом становится понятно, почему мы заслуживаем того, чтобы поселиться в Стране Израиля, – в награду за соблюдение брит милы. Происходит удивительная вещь: посредством этого обряда мы выражаем глубинную связь Бога с нами. А посредством усиления нашей связи с Землей Израиля Бог демонстрирует эмпирическую связь – нашу связь с Ним.

 

Происхождение рода Давида

Еврейская традиция учит, что Машиах (Мессия) должен быть из потомков царя Давида (Маймонид, Законы Царства, 11:4). Для того, чтобы Машиах мог прийти и настало Избавление, жизненно необходимо, чтобы род царя Давида сохранился.

Сохранение Дома Давида – это как бы итоговая награда за заповедь обрезания. Первая награда – Божественное проявление, говорит о глубинной связи с Богом. Вторая награда – возможность обладать Землей Израиля, обещает эмпирическую связь с Богом. Третья награда – Машиах из рода Давида, объединяет в единое целое первую и вторую связи.

Пророк Йешаяу описывает эпоху Машиаха как время, когда человеческий глаз станет способен воспринимать сущность Бога. Человеческое зрение как бы метафора, то есть образ нашей эмпирической, основанной на собственном опыте связи с Богом, его диапазон так же конечен.

Человек может взглянуть и даже какое-то время смотреть на умеренный свет. Если мощность света увеличится, он делает это с усилием. Но нельзя смотреть прямо на источник интенсивного света, такой, как солнце, например. Однако пророчество Йешаяу о днях Машиаха обещает, что человеческий глаз будет воспринимать саму сущность Бога – без угрозы для жизни и здоровья. Благодаря чему это становится возможно? Благодаря заповеди обрезания.

Итак, мы выяснили, что обрезание усиливает не только глубинную связь с Богом, но и эмпирическую. Если в первом случае усиливается наша связь с Божественной сущностью, то во втором – укрепляется способность, образно говоря, смотреть глубже, чем мы привыкли. Когда наша связь с Богом хорошо развита на том и другом уровнях, мы становимся достойны третьей и величайшей награды – сохранения Дома Давида, его рода, из которого должен произойти Машиах. И тогда, когда он придет, мы удостоимся эмпирической связи с самой сущностью Бога.


Сноски

  1. Комментарий Рабейну Бахьи на Берешит, 17:24.
  2. Тора говорит о двух аспектах обрезания, о физическом и духовном. В дополнение к обычному пониманию обрезания Тора дает указание «обрезать крайнюю плоть наших сердец» (Дварим, 10:16) – сдерживать страсть к мирским наслаждениям и направлять внимание исключительно на Бога. Людям, которые действительно следовали этому, удалось усовершенствовать свою эмпирическую связь с Богом. Тем не менее, Мидраш учит, что праотец Авраам достиг состояния некой цельности, завершенности только через обычное физическое обрезание, а не через духовное обрезание сердца (см. Мидраш Раба, Берешит, 46: 5).
  3. Ялкут Шимони (Берешит, 22): «Нет Торы, подобной Торе Израиля, и нет мудрости, подобной мудрости Израиля». Талмуд (Талмуд, Бава Мециа, 85a) рассказывает, что Раби Зейра, мудрец Талмуда, постился в течение ста дней, прежде чем переехать из Вавилона в Израиль, чтобы заслужить возможность перейти с более низкого уровня изучения Торы, доступного в диаспоре, на более высокий, доступный только в Израиле.
  4. О связи между еврейским народом и Землей Израиля см. «Исправление Государства Израиль» р. Ицхака Гинзбурга (Институт Галь Эйнай, 2002).

Запись Три награды за соблюдение заповеди обрезания впервые появилась Имрей Ноам.

Источник

#acjc #crimeajewishcongress #jewishcrimea #Jewish #crimea #israel #израиль

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов статей, а также с точкой зрения авторов комментариев.
Ответственность за достоверность изложенной в статьях информации несут авторы.
Работы публикуются в авторской редакции.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в статьях.
Обнаружив недопустимые или неточные материалы, свяжитесь с нами.
Если вы обнаружили контент с вашего сайта (например, статью, изображение, видео или поврежденную ссылку) и хотите, чтобы он был удален, сообщите нам об этом.
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+