Грех может аннулировать Божественную защиту

Услышав от своих людей сообщение, что Эсав движется ему навстречу с 400 людьми, Яаков очень испугался. На первый взгляд, это удивительно, ведь Бог обещал, что будет его хранить. Однако Талмуд говорит, что, если человек согрешил, грех может аннулировать обещание Творца (Брахот, 4а). И Яаков опасался, что согрешил, а потому может оказаться беззащитным перед Эсавом.

Разделить народ на станы

И тогда Яаков разделил весь народ, что был с ним, на два стана и сказал: «Если пойдет Эсав войной на один стан и побьёт его, останется хотя бы другой стан».

Наши мудрецы говорят: то, что происходило с нашими праотцами, будет происходить и с их потомками. Пишет Рамбан: так было с нашим народом на протяжении многих лет – Творец разделил наш народ на многие части и поселил в разных государствах. И, когда – не дай Бог! – какой-то правитель хотел истребить наш народ, правитель другого государства их жаловал, и таким образом наш народ продолжает жить.

От руки брата, от руки Эсава

В своей молитве спасти его от Эсава праотец Яаков говорит: «Спаси меня от руки брата моего, от руки Эсава». Бейт аЛеви задается вопросом: для чего Яаков добавил слова «от руки Эсава»? Ведь у него только один брат и понятно, что это Эсав. Он объясняет, что враги часто прибегают к одной из двух тактик: враждуют с нами открыто и насильно заставляют отойти от веры и традиций или под видом друзей пытаются соблазнить, чтобы отдалились от Творца. И наш праотец Яаков просил Бога спасти его, чтобы в отношении него ни один из этих планов не удался. «Эсав» – это первая тактика, а «брат» – тактика вторая.

Как насытить взгляд алчного

Очень важно, что Яаков не послал в подарок весь скот одновременно, а отправлял стада по отдельности, чтобы «насытить взгляд преступного [брата] и изумить его богатством дара», как пишет Раши.

Человек особенно ценит ту вещь, которой ему недостаёт. Это тонко понимал наш праотец, зная ненасытную натуру своего брата. Поэтому только после того, как одно стадо приходило к Эсаву и он испытывал желание получить в подарок ещё, подходило новое стадо – и так несколько раз. Таким образом Эсав имел возможность по-настоящему оценить подарок Яакова.

Подробнее об этом читайте тут.

Разница между «есть много» или «есть все»

Эсав сказал Яакову, что у него есть много, а Яаков сказал, что у него есть всё. Здесь мы видим принципиальное различие между братьями: Эсав не удовлетворялся тем, что имел, поэтому и сказал, что у него есть много – много, но не все. Яаков же удовлетворялся тем, что имеет, и потому сказал: «У меня есть все».

Оберечься от опасного попутчика

Яаков сказал Эсаву, что пойдет с ним до Сеира – это место, достаточно отдаленное от того, где они встретились. Из этого учат наши мудрецы, что, если человек идет по дороге, а к нему присоединяется некто, вызывающий опасения, и спрашивает, куда он идет, из осторожности стоит назвать место подальше, чтобы тот считал, будто у него достаточно времени, если захочет ограбить жертву (Авода Зара, 25 а).

Запись Уроки главы Ваишлах впервые появилась Имрей Ноам.

Источник

#acjc #crimeajewishcongress #jewishcrimea #Jewish #crimea #israel #израиль

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов статей, а также с точкой зрения авторов комментариев.
Ответственность за достоверность изложенной в статьях информации несут авторы.
Работы публикуются в авторской редакции.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в статьях.
Обнаружив недопустимые или неточные материалы, свяжитесь с нами.
Если вы обнаружили контент с вашего сайта (например, статью, изображение, видео или поврежденную ссылку) и хотите, чтобы он был удален, сообщите нам об этом.
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+