В преддверии Йом Кипура раввин Берл Лазар обратился к еврейской общине

Во вторник вечером, 18 сентября (9 тишрея) иудеи всего мира начинают отмечать

Йом Кипур – важнейший и торжественный праздник еврейского календаря, который также называют «Судным днем» и «Днем отпущения грехов».

В преддверии этого дня главный раввин России Берл Лазар обратился к еврейской общине:

«Дорогие друзья!

Йом Кипур, который мы называем также «Днем искупления», является одним из самых важных праздников еврейского календаря. В этот день Б-г вершит Свой суд над каждым человеком: Он смотрит, что было сделано в прошлом году, что сделать не удалось; проводит тщательный анализ того, как мы себя ведем, где ошибаемся – а потом принимает окончательное решение на год наступающий, дать ли нам добрую запись и подпись в Книге жизни.

Понятно, что мы все несовершенны. Даже если человек не совершал плохих поступков намеренно – он наверняка в чем-то ошибся, не сделал что-то нужное, или сделал, но не до конца. В чем же заключается искупление? Что необходимо сделать, чтобы Б-г простил нам все допущенные ошибки, все наши недостатки?

То, что мы должны совершить в этот день, называется «тшува». Буквальный перевод этого слова – «возвращение», то есть возвращение к Б-гу. Мы должны трезво проанализировать свои поступки, понять, что сделали неправильно, и как это исправить в будущем.

Иногда говорят, что «тшува» это покаяние, но это перевод очень неточный. Когда человек просто кается в своих неправильных поступках – его взгляд обращен в прошлое; а когда совершает «тшува» – здесь главное разработать план действий на будущее. Мало того: когда человек кается, он думает о плохом, и чувствует себя плохо; а когда совершает «тшува» – думает о хорошем, думает о Б-ге, о том, как будет приближаться к Б-гу, к нашему небесному Отцу! А Отец – Он любит своих детей: и когда видит, что ребенок возвращается к нему, возвращается с радостью – Он забывает все ошибки, которые этот ребенок допустил в прошлом, и раскрывает ему Свои объятия с любовью.

Но тут возникает вопрос: когда человек может считать, что действительно совершил «тшува»? Ведь нужно помнить, что все мы несовершенны. Чтобы полностью очиститься, нужно стать великим праведником, а таких в каждом поколении можно пересчитать по пальцам. Слава Б-гу, этого от нас и не требуется. Даже в Йом Кипур. Наш небесный Отец всегда ожидает от нас лишь того, что нам по силам: сегодня Он ждет, что мы, по крайней мере, сделаем хотя бы один, первый шаг на пути возвращения! И тогда Он увидит, что человек повернул домой, вступил на правильный путь – и это будет Ему так приятно, что Он примет этот шаг, как будто мы уже сделали настоящую, полную «тшува»!

Недаром наши мудрецы учат, что «тшува» может стереть все плохое, что сделано в прошлом, и позволяет начать с чистого листа. В наших святых книгах сказано, что «Когда человек берет на себя хотя бы одну заповедь, и дает зарок отныне соблюдать ее неукоснительно – это уже тоже тшува». Кто-то обещает отныне есть только кошерное; кто-то решает учить Тору; кто-то принимает решение помириться с родными, с которыми долго был в ссоре; кто-то отдает сына в еврейский детский сад, чтобы ребенок получил правильное воспитание – всё это настоящая «тшува»!

И пусть еще далеко не все заповеди выполнены, пусть это только начало долгого пути – этот путь ведет к Б-гу, и Б-г обязательно даст нам добрую запись и подпись на хороший и сладкий год!»

История праздника

В еврейской традиции Йом Кипур — важнейший день в году, день поста и отпущения грехов. Отмечается в 10 день месяца тишрей и является завершением Десяти дней покаяния, во время которых окончательно решается судьба человека (днем ее определения считается Рош Ашана). Несмотря на это, Йом Кипур не принято считать днем печали и скорби. Согласно Талмуду и Мидрашу именно в Йом-Кипур Моисей получил вторые Скрижали Завета.

Тора предписывает в Йом Кипур «никакой работы не делать» и «изнурять душу», так как «это день искупления пред Господом». Согласно Талмуду, «изнурение души» подразумевало пять запретов: на прием пищи и питья, умывание, умащение тела, ношение кожаной обуви и супружескую близость. Отменить их может только опасность для жизни.

Чувство благоговения перед Йом Кипуром сохранилось в еврейском народе и по сей день даже среди далеких от религии евреев, часто являясь для них единственной формой конкретной связи с иудаизмом.

Источник: feor.ru